Важно знать, что общественное мнение может существовать как в форме позитивных, так и негативных суждений
Методы изучения общественного мнения.
Социологическое изучение общественного мнения – это исследование отношения больших социальных групп к актуальным проблемам действительности с помощью социологических методов. Исследователи выделяют информационные потребности, для реализации которых изучение общественного мнения населения необходимо:
а) удовлетворение потребности в информации о политических процессах, происходящих в обществе, о политических настроениях, политических предпочтениях (особенно в период предвыборных баталий);
б) изучение потребительского поведения населения; отношения к средствам массовой информации, рекламе;
В) удовлетворение потребности в научном объяснении всех социально–экономических, политических и духовно–нравственных процессов, связанных с перестройкой российского общества
Традиционно в исследованиях общественного мнения используются различного рода опросы, наблюдение, анализ документальных источников. Исследователи широко применяют качественные социологические методы, в частности метод фокус–групп и метод экспертных оценок. Общественное мнение изучается и другими cпособами. Анализируются материалы, полученные в ходе всенародных обсуждений социальных проблем, проведения выборов, референдумов и т.п.
В процессе социологического изучения фиксируются многие характеристики общественного мнения:
· направленность (позитивная или негативная)
· интенсивность (слабая или сильная выраженность)
· интерес к социальной проблеме и ее дискуссионность
· суждения о возможных путях решения проблем, что является базой для принятия управленческих решений.
Опросы общественного мнения – это совокупность методов, которая позволяет выявлять, отслеживать оценки, мнения, суждения различных групп людей по значимым социальным, экономическим и политическим проблемам жизни общества.
Метод самозаполнения анкет в практике проведения социологических исследований общественного мнения долгое время был основным и наиболее часто применяемым. Проведение такого опроса было простым: участнику исследования (респонденту), отобранному по определенной схеме выборочной процедуры, передавалась анкета и ему предлагалось самостоятельно ознакомиться с содержанием вопросника, а затем ответить на поставленные вопросы. Такой вид анкетного опроса обладает несомненными достоинствами (охват больших групп людей и короткие сроки проведения исследования). В то же время возможны искажения информации, поскольку нельзя проконтролировать процесс заполнения анкет.
В последние годы метод самозаполнения анкет был заменен методом интервью. Метод интервью является дорогостоящим методом. Он требует больших финансовых и временных затрат на подготовку интервьюеров и процедуру проведения. Для сравнения: на проведение формализованного интервью с одним человеком потребуется 30–40 минут; за это время десятки человек могут заполнить анкеты. Кроме того, при больших объемах вопросника даже хорошо подготовленные и знающие интервьюеры делают множество ошибок. Поэтому социологи ищут альтернативные пути и используют другие методы.
Телефонный опрос может выступить в качестве замены интервьюированию, но его использование в российских условиях ограничено из–за слабой стационарной телефонизации и дороговизны междугородних переговоров. Наиболее часто таким методом изучения общественного мнения пользуются в Москве, Санкт–Петербурге и некоторых других российских городах, где уровень телефонизации высокий. Кроме того, сегодня широкое распространение получила мобильная связь. Доступ социологов к базам операторов мобильной связи ограничен. Исследователи вынуждены использовать другие методы получения информации.
При изучении общественного мнения и самозаполнение анкет, и интервью, и телефонные опросы проводятся на основе выборочной процедуры.
Основная цель выборочного метода состоит в отборе элементов из совокупности таким образом, чтобы распределение этих элементов в выборке повторяло их распределение в совокупности.
Выборка – это процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных для того, чтобы получить результат и сделать вывод обо всем множестве наблюдений. Так, для проведения исследования по изучению общественного мнения взрослого населения страны необходимо провести отбор 1000 – 1500 человек, но таким образом, чтобы опрос дал такую же информацию, что и опрос миллиона человек.
Выборочное исследование в сфере изучения общественного мнения имеет следующие преимущества:
· сокращает затраты на сбор и обработку социологической информации;
· обладает большей оперативностью.
Выборочные опросы общественного мнения могут быть индивидуальными и групповыми. Групповой вид опроса резко сокращает затраты на его проведение. Кроме того, их проводят по месту работы, учебы, службы, а иногда по месту жительства.
Опросы бывают устными (интервью) и письменными (анкета). Бланки анкет можно распространять по почте или размещать в средствах массовой информации (в газетах и журналах). Необходимо помнить, что почтовые опросы также относятся к дорогостоящим методам. Кроме того, этот метод обладает и другими недостатками. Отмечено, что участвуют в таком социологическом исследовании только те люди, которые любят писать и отправлять письма, имеющие свободное время, женщины, одинокие люди, а также люди среднего и пожилого возраста. И редко отвечают на вопросы анкеты мужчины и молодежь. Следовательно, не все мнения будут учитываться. Кроме того, полученную информацию и выводы, сделанные на ее основе, нельзя распространять (экстраполировать) на все население страны или большую общественную группу.
При изучении политических процессов и, прежде всего, изучении общественного мнения о политических предпочтениях населения в ситуации выборов современная социология использует предвыборные опросы, которые проводятся до момента голосования.