Социологические подходы
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?
Обществознание (обществоведение) — это система наук об обществе, о формах и закономерностях его развития, о современном состоянии общества, его истории и перспективах.
Это совокупность знаний общества о самом себе, включающая, помимо научных, также и вненаучные (донаучные, повседневные и т. п.) формы знания.
Цель обществознания – определить и решить общие проблемы, стоящими перед людьми в их совместной и индивидуальной жизни, связью проблем глобального характера и проблем индивидуальной самореализации людей.
НАУКА?
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании.
Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности: совокупность знаний в понятийной форме, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их производства.
Непосредственной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов посредством обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, предвидение на этой основе тенденции развития действительности.
Каждая наука и научная дисциплина включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве – признаки науки:
- субъект науки – ученый – выступает как главный элемент;
- объект науки ( предмет изучения) – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина;
- система методов и приемов, характерных для той или иной науки или научной дисциплины; - специфические методы познания
- свой язык – естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.). – системность знаний
Наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения они изучают
По предмету и методам познания
точные – о числах и количественных отношениях (матем)
технические – о технике и механизмах (физика, механ)
естественные – о природе (хим, био,гео, эко, генет)
общественные – об обществе (ист, фил,полит, юриспр, экон, социол)
гуманитарные – о человеке, его мышлении и познании (психол, логика)
По отношению к практике выделяют 2 группы:
фундаментальные науки, которые выясняют законы и принципы реального мира и в которых нет прямой ориентации на практику
прикладные науки, результаты которых имеют непосредственное применение при решении конкретных производственных и социально-практических задач.
Наука как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в Новое время, в XVII-XVIII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени она начинает развиваться относительно самостоятельно.
Особенности науки:
1) принадлежит всему человечеству
2) преемственность в передаче
3) глубокое проникновение в суть явлений
4) в отличие от искусства отражает мир в понятиях, законах, которые можно проверить практически
5) в отличие от других видов деятельности результат не бывает известен заранее.
Главный двигатель развития науки – общественные потребности, прежде всего материальные
Пути появления новых наук:
дифференциация – дробление традиционных наук на новые ветви и напрвления (из био – ген, микробио)
интеграция – объединение наук, возникн новых дисциплин ( кибернетика, бионика, физич.химия)
Структура научного знания.
В структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни.
Эти уровни различаются между собой по целому ряду параметров, главными из которых являются методы познания, а также характер полученного знания.
Теоретический уровень характеризуется применением анализа, синтеза, идеализации, дедукции, аналогии и других методов познания. К знанию теоретического уровня, прежде всего, относится теория. Теоретический уровень научного познания отличается нацеленностью на обнаружение общих, необходимых, закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур. На теоретическом уровне формулируются теоретические законы.
К основным методам эмпирического уровня относятся наблюдение и эксперимент. Основным видом знания, получаемого на эмпирическом уровне научного исследования, является факт и экспериментальный закон. На эмпирическом уровне научное познание имеет дело с индивидуальными свойствами объекта, данными в опыте. Индуктивное обобщение собранных данных представлено в виде экспериментально установленных закономерностей.
Социология?
наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей
Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений. (Смелзер)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Социологи используют пять основных подходов при изучении и объяснении различных фактов.
1.Первый подход демографический.
Слово "демография" происходит от греческого слова "демос", означающего "народ" ("демократия" - от того же корня). Демография - изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей.
Например, демографический анализ наций третьего мира мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро
растущее население.
Второй подход психологический.
Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей.
Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки,
представления человека о самом себе. Этот подход характерен для психологии, но он также утвердился и в социологии.
Социальные психологи исследуют много проблем, в том числе такие, как формирование социальных установок, взаимодействие общества и личности в процессе социализации, формирование и распространение настроений в ситуациях, связанных с паникой или беспорядками.
3. Коллективистический подход применяется, когда мы
изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию.
Когда социологи изучают такие первичные группы,
как семья, такие формальные организации, как армия или
компания "Дженерал моторз", они считают их коллективами
индивидов. Исследователи могли бы использовать такой же
подход и при анализе поведения семьи, планирующей совершить путешествие на Гавайские острова. Они могли бы рассмотреть последовательность событий, которые способствовали выбору места поездки, и попытаться выявить здесь какую-то закономерность. Они могли бы также изучить процесс коммуникации между членами семьи или проанализировать, каким образом распределение власти в семье повлияло на окончательное решение. Имел ли один из членов семьи большую власть, чем другие? Если да, то, по каким причинам? И какое влияние это оказывало на ход событий?
Данный подход можно также применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между политическими партиями, конфликты на расовой основе, соперничество между группами. Он также помогает понять, каким образом люди, принадлежащие к одному общественному классу, расе или связанные одинаковым, этническим происхождением, возрастом, полом, образуют группы с целью защиты своих интересов. Кроме того, этот подход важен при изучении коллективного поведения, например действий толпы, реакции аудитории, а также таких общественных движений, как борьба за гражданские права и феминизм.
4. Четвертый подход выявляет взаимоотношения.
Общественная жизнь рассматривается не через определенных участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение,
которого ожидают от человека, когда он или она занимают
определенную позицию в группе. Например, в отделе кадров
крупной корпорации вас приветливо встретит сотрудник приемной и возьмет ваше пальто, затем секретарь даст вам анкету и сообщит о вашем приходе. И, наконец, начальник отдела кадров побеседует с вами. Определив роли внутри группы, мы можем выявить также отношения между членами группы и, следовательно, проанализировать ее структуру.
В нашем обществе существуют сотни ролей: политик, избиратель, хозяин, служащий, деловой человек, потребитель, полицейский, заключенный и т.д. Поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей не только у влюбленных или на семейном уровне, но и в сфере таких основных социальных институтов, как, например, образование и религия.
5. Пятый, последний подход культурологический.
Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов
культуры, как общественные правила (действительные или
подразумеваемые) и общественные ценности (вытекающие из религиозных, политических и социальных интересов). При культурологическом подходе правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование или ограбление другого человека считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы, например: не смотри в упор; не указывай пальцем на людей; не жуй с открытым ртом; принеси подарок, если приходишь на день рождения, и т.д.
Идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными, входят в другой аспект культуры. Эти идеи, понятия, которые называются ценностями, служат обоснованием социальных норм. Например, в обществе, в котором человеческая жизнь ценится очень высоко, имеются устойчивые нормы, осуждающие убийство и причинение вреда другим людям.
Социологи исследуют общество на двух уровнях: микро - и макроуровне.
Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни - интеракцию, их взаимодействие. Главная тема их исследований - поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.
Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые мы иначе называем структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. Люди, с самого рождения вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают их глубокое влияние. Макросоциологи уделяют основное внимание изучению взаимосвязей между различными частями общества, они стремятся выявить также, как изменяются эти взаимосвязи