Текст 3 Социальная структура американского общества

С 40-х гг. XX века в США выделяют шесть страт, каждая из которых объединяет людей с одинаковым рангом «престижности».

1. Верхушка высшего класса. Это элита общества, «пропуском» в неё служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют своё богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

2. Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актёры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали своё положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчёркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2-5%.

3. Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высокопрофессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15% населения.

4. Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, «американскому образу жизни». К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно-технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в «приличном» районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса – 35-40%.

5. Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и «люди, работающие в касках» - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишён творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непрестижных районах города. Составляют 30% населения.

6. Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в «трущобных» районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

Вопросы и задания:

  1. Определите, какие критерии положены в основу представленных групп.
  2. Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества? Приведите аргументы в подтверждение своей точки зрения.
  3. Составьте схему «Социальная структура американского общества».

Текст 4 Маргиналы

Е. Рашковский – современный российский учёный.

Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций...

Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. ... Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ... в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений – просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятия человеческого достоинства , а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания.

Рашковский Е. Маргиналы // 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.- С. 146-149.

Вопросы и задания:

  1. Кого автор относит к маргиналам? Соответствует ли эта трактовка тексту учебника? Аргументируйте свой ответ.
  2. Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»?
  3. Чем маргиналы отличаются от люмпенов, о которых вы прочитали в тексте учебника?
  4. В чём причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности.
  5. Как общество может обезопасить себя от маргинальных групп, проповедующих человеконенавистнические идеи?

Наши рекомендации