Текст 3 Социальная структура американского общества
С 40-х гг. XX века в США выделяют шесть страт, каждая из которых объединяет людей с одинаковым рангом «престижности».
1. Верхушка высшего класса. Это элита общества, «пропуском» в неё служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют своё богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.
2. Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актёры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали своё положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчёркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2-5%.
3. Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высокопрофессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15% населения.
4. Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, «американскому образу жизни». К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно-технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в «приличном» районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса – 35-40%.
5. Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и «люди, работающие в касках» - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишён творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непрестижных районах города. Составляют 30% населения.
6. Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в «трущобных» районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.
Вопросы и задания:
- Определите, какие критерии положены в основу представленных групп.
- Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества? Приведите аргументы в подтверждение своей точки зрения.
- Составьте схему «Социальная структура американского общества».
Текст 4 Маргиналы
Е. Рашковский – современный российский учёный.
Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций...
Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. ... Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ... в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений – просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...
Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятия человеческого достоинства , а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания.
Рашковский Е. Маргиналы // 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.- С. 146-149.
Вопросы и задания:
- Кого автор относит к маргиналам? Соответствует ли эта трактовка тексту учебника? Аргументируйте свой ответ.
- Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»?
- Чем маргиналы отличаются от люмпенов, о которых вы прочитали в тексте учебника?
- В чём причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности.
- Как общество может обезопасить себя от маргинальных групп, проповедующих человеконенавистнические идеи?