Психология народов» в. вундта и м. лацаруса
Психология народовкак одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия, психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ (нация). Процесс образования наций, который осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта специфика получила отражение в ряде теоретических построений немецкого обществоведения той эпохи. Определенное влияние она оказала и на психологию народов. Теоретическими источниками ее послужили: философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта, которая, по выражению М.Г. Ярошевского, явилась «гибридом лейбницевской монадологии и английского ассоцианизма» Психология народов попыталась соединить эти два подхода.
Хейман Штейнталь (1823–1899) и Мориц Лацарус (1824–1903) опубликовали ряд своих работ в основанном ими журнале "Психология пародов и языкознание". В этих работах, в частности в статьях "Вводные рассуждения о психологии народов", "Мысли о народной психологии" они указывали на существование духа народа как некоего духовного целого. В статье "Мысли о народной психологии", переведенной на русский язык П. А. Гильтебрандтом и вышедшей отдельным изданием, они писали, что у каждого народа имеется свой особый склад мыслей и чувств, своя духовная физиономия, называемая "народностью". В связи с этим "задача народной психологии" заключается в том, чтобы "познать дух народа, как познала индивидуальная психология дух индивидуума", а также "открыть законы человеческого духа". "Любой человек, – отмечали они, – испытывает влияние общества, в котором он живет, и в связи с этим влияние “опыта протекших столетий и тысячелетий”, и “вполне зависит от них в своих мыслях, чувствах и воле”". При этом важно уяснить, "как соединяются простейшие первоначальные силы человеческого сознания со сложными силами и образами народного духа". Они обращали внимание на то, что "наравне с языком, мифом и религией элементы народного духа заключаются также в культе, народном творчестве, письме и искусствах". Особо отмечали, что "дух народа живет только в индивидуумах и не имеет особого от духа индивидуума бытия". Проявляясь в духовном мире отдельных индивидов, дух народа определяющим образом формирует их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю – таков вывод, основанный на концепции психологии народов, развиваемой Г. Штейнталем и М. Лацарусом.
Сама проблема влияния исторически сформировавшейся духовности народа на духовный мир составляющих его людей, как и проблема взаимодействия духовной жизни личности и общества в целом, весьма актуальна в настоящее время, поскольку любой человек в своей деятельности и общении с другими людьми выступает как носитель духовности своего народа, выражает в своем эмоциональном и интеллектуальном настрое его психический склад и национальное самосознание. Необходимость глубокого осмысления данной проблемы определяет актуальность работ этих мыслителей.
Свое обоснование психологии народов предложил Вильгельм Вундт (1832–1920). Он критически подошел к концепции М. Лацаруса и Г. Штейнталя, которые, по его мнению, противопоставляли психологию народов как надиндивидуальную духовную субстанцию индивидуальной психологии.
В. Вундт полагал, что "душа народа всегда состоит из единичных душ" и представляет собой "совокупное содержание душевных переживаний" людей, принадлежащих к тому или иному народу и связанных между собой постоянным "взаимодействием и взаимоотношением". При этом формирующийся "общий дух" народа есть "нечто неизмеримо большее, чем сумма индивидов", через сознание которых он проявляется.
К основным проблемам психологии народов В. Вундт относил исследования их языка, мифов и обычаев. Он писал, что эти три области духовной жизни отличаются общезначимым характером выраженных в них духовных процессов и более полно представляют "общий дух" и психический склад тех или иных народов. В. Вундт считал, что "язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творческого народного духа, но самый этот дух народа". При этом он указывал, что общий народный дух проявляется прежде всего в национальном самосознании, ибо "нация является важнейшим из тех концентрических кругов, в которых может развиваться совместная духовная жизнь".
В. Вундт постоянно обращал внимание на взаимодействие "народного духа" и сознания отдельных людей. Он всячески подчеркивал, что те или иные личности, выражая народное, в том числе национальное самосознание, сами в разной степени воздействуют на него, проявляя свое творчество в различных областях общественной жизни.
Взгляды В. Вундта на сущность и проявления "народного духа", на его роль в жизни общества, изложенные в многочисленных трудах, итогом которых была его 10-томная "Психология народов", способствуют пониманию многих сегодняшних проблем, в том числе касающихся сути и роли национального самосознания в деятельности людей, их поведения и общения между собой.
Не меньшее значение имеют сегодня и его взгляды на сущность и значение морали в решении проблем взаимоотношений личности и общества и межличностных отношений. Решение моральных проблем В. Вундт органически связывал с решением проблем индивидуальной и общественной психологии, в том числе психологии народов. Он рассматривал этику как науку о нормах поведения людей. При этом он исходил из того, что появлению той или иной социальной нормы, в том числе нравственной, предшествует психологическое восприятие того или иного социального факта, его оценка с точки зрения полезности для человека, для жизни общества. Поскольку данный процесс социально обусловлен, постольку он, по мнению В. Вундта, выступает как социально-психологический, порождающий общие переживания, восприятия и представления взаимодействующих между собой людей. Их социально-психологические отношения к тем или иным явлениям их общественной жизни могут конституироваться в виде определенных социальных норм, в том числе нравственных.
В основе оценки социальных фактов, по мнению В. Вундта, лежит человеческая воля, которой уделяется важное место в его этической концепции. Исследователь исходил из того, что направленность воли людей определяется субъективными и объективными обстоятельствами их жизни. Под субъективными обстоятельствами он понимал внутренний мир людей, их переживания и представления о тех или иных явлениях, а под объективными – те обстоятельства, которые "исходят из явлений, данных в обществе и истории".
В своей работе "Принципы нравственности" В. Вундт характеризовал нравственную волю как "субстанциональную силу", сохраняющую себя как некую целостность и проявляющуюся как желание, хотение, направленность сознания на достижение желаемого результата. Воля выступает как интегрирующее свойство сознания и выражает его деятельную сущность. Она индивидуальна, однако может "принадлежать общей воле", поскольку существует общая направленность воли многих людей. В этом смысле общая воля обладает реальностью не в меньшей степени, чем воля отдельных людей. При этом нравственная воля людей должна быть направлена на "общественное благосостояние и прогресс".
Следует но достоинству оценить труды этого мыслителя, способствующие глубокому пониманию многих современных проблем, касающихся психического склада больших социальных групп и национальных общностей, взаимодействия общественного и индивидуального сознания, психологии и этики межличностного общения.