Закон трех стадий и классификация наук по О. Конту
По учению Огюста Конта, есть три способа мыслить или философствовать: способ теологический (элементарный и детский), способ метафизический и способ позитивный. Эти способы представляют собой три стадии, последовательно проходимые человеческим познанием в его развитии.
На первой, теологической, стадии все явления мира воспринимаются как управляемые не неизменными законами, а волей, подобной нашей. Эта первоначальная стадия мысли сама имеет три ступени. Сначала люди рассматривают сами предметы как одушевленные, живые, разумные (фетишизм). На следующей ступени представляют себе невидимые существа, из которых каждое управляет известной группой объектов или событий (политеизм). Наконец на высшей ступени все эти частные божества поглощаются в идее единого Бога, который, создав мир, управляет им или прямо, или при помощи сверхъестественных агентов второго порядка (монотеизм).
На второй стадии развития сознания метафизическая мысль объясняет природные явления уже не влиянием субъективных воль, а некими безличными стремлениями, рассматриваемыми, однако, как живые существа. Природой управляет уже не антропоморфный Бог, а сила, могущество, начало. Люди отрекаются от божеств, которыми они сами населили природу, но лишь для того, чтобы заменить их таинственными духовными сущностями иного рода. Факты хотят объяснить стремлениями в природе, из которой делают род существа разумного, хотя теперь и безличного. Ей приписывают стремление к совершенству, боязнь пустоты, целебные свойства, скрытые качества.
Царство метафизики, более или менее проникнутой теологическим духом, продолжалось, по мнению Огюста Конта, до конца средних веков, когда спор между номиналистами и реалистами, первая борьба новейшей мысли из-за освобождения от словесных абстракций, возвестил о приближении третьей стадии – позитивной эпохи (Декарт, Бэкон, Гоббс, Галилей, Гассенди, Ньютон). Начиная с этого времени, позитивное объяснение фактов – то, которое отрицает наличие в природе даже и безличного разума и цели, признавая лишь не зависимые ни от чего объективные законы, – заменяет объяснение теологическое и метафизическое. Прогресс исследования открывает все возрастающее количество таких неизменных законов.
Огюст Конт полагает, что подобно мысли, сознанию и философии, каждая частная наука проходит три вышеназванных последовательных стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Но разные отрасли человеческого исследования развивались неодинаково и не могли одновременно совершить свой переход из одного фазиса в другой. Последовательный порядок, в котором они вступили в стадию метафизическую и стадию позитивную, указывается логическими порядком, в котором они находятся одна по отношению к другой.
Исследуя порядок, в котором науки совершили свой переход из одной стадии в другую, Огюст Конт пришел к своей замечательной классификации наук.
Рассматривая разные науки, можно, по мнению Конта, заметить, что они естественным образом располагаются в порядке возрастающей сложности при убывающей общности, так что каждая зависит от истин всех предшествующих ей наук, плюс те истины, которые принадлежат лишь ей самой.
Наука о числе (арифметика и алгебра) есть наука, которая занимается явлениями наиболее простыми и наиболее общими. Её истины самые верные и зависят только от самих себя. Её можно изучать независимо от всякой другой науки. Она есть, следовательно, основная наука и, в некотором роде, первая философия. Затем следует геометрия, предполагающая законы числа – её можно изучать, не нуждаясь в предварительном знании какой-либо иной науки, кроме арифметики. Третье место занимает в классификации Конта рациональная механика, зависящая от науки о числе и от геометрии, к которым она прибавляет законы равновесия и движения. Истины алгебры и геометрии были бы даже тогда правильны, если бы законы механики были иными. Арифметика, алгебра, геометрия нисколько не зависят от механики, но последняя существенно зависит от наук числа и протяжения. Наука числа (арифметика и алгебра), геометрия и рациональная механика образуют вместе науку математики, науку всеобщую, единственное основание всякой естественной философии.
К математике примыкает астрономия, область которой Огюст Конт ограничивал планетами Солнечной системы. Истины астрономии зависят от истин арифметических, геометрических и механических, но сама она не оказывает на них никакого влияния, но присоединяет к ним группу новых фактов: факты тяготения.
За астрономией следует физика, зависящая не только от наук математических, но и от астрономии, так как земные явления испытывают влияние от движений земли и небесных тел. В состав физики классификация Конта включает барологию или науку o тяжести, переходную между астрономией и физикой, термологию или науку о теплоте, акустику, оптику и электрологию, связывающую физику и науку, непосредственно за нею следующую в лестнице нашего познания – химию.
К законам физики, особенно к законам термологии и электрологии, от которых она существенно зависит, химия прибавляет собственные законы.
Биология увеличивает законы предшествующих наук группой законов, свойственных только ей.
Наконец на вершине лестницы наук стоит, по философии Конта, социальная физика или социология, которая тоже зависит от всех предыдущих наук, но прибавляет к ним новые данные. В самом деле, законы жизни органической и животной, равно как и законы неорганической природы влияют на человеческое общество, действуя или прямо на жизнь, или определяя физические условия, в которых развивается общество.
К наукам, которые Конт в своей классификации называет абстрактными, примыкают науки конкретные. К физике и химии, абстрактным наукам, – минералогия, наука конкретная; к физиологии, абстрактной науке, – зоология и ботаника, науки конкретные. Конкретные науки, по Конту, рассматривают существующие создания и объекты, а абстрактные науки – общие законы явлений. Конкретные науки необходимо развиваются медленнее, нежели науки абстрактные, ибо они зависят от последних. Поэтому-то многие из них и существуют пока только в описательном виде.
Что касается абстрактных наук (математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии), то они по своей простоте быстрее переходят со стадии теологической к стадиям метафизической и позитивной. Чем сложнее та или иная наука, тем более затруднений для преодоления она представляет человеческому духу вообще и индивидууму в частности. Поэтому математика, самая простая наука в классификации Конта, уже почти тысячелетия представляет науку позитивную. Она никогда и не была теологической: никогда ни один разумный человек не обращался к божеству с молитвой о том, чтобы трижды три дало десять, или сумма двух углов в треугольнике была больше двух прямых. С самого начала поняли, что в этой области невозможно вмешательство чьей-либо воли, а существует лишь неизменный закон.
Не так было с астрономией. У неё был свой теологический фазис, когда небесные тела рассматривали то как божества, то как движимые волей богов, многих или одного, смотря по тому, была ли теология политеистическая или монотеистическая. У астрономии был и свой метафизический фазис, когда объясняли правильное движение небесных тел их стремлением к совершенству. Аристотель еще почти теолог в астрономии, Коперник и даже Кеплер еще метафизики, и только с Ньютона астрономия достигла позитивного фазиса. В наше время позитивная астрономия вошла и в народное сознание настолько, что хотя у Бога еще просят дождя или ясной погоды, но его никогда уже не просят остановить движение солнца или изменить небесные орбиты.
Дольше, чем наука о небесных телах, были теолого-метафизическими науками физика и химия, в которых допускалось наличие в природе скрытых качеств, отвращения, симпатии и прочих реализованных абстракций. Химия, бывшая до восемнадцатого века алхимией, стала позитивной только с Лавуазье. Физиология достигла позитивной степени ещё позже. Еще незадолго до времени Конта она была исполнена метафизики (анимизм Сталя, витализм, Шеллинг, Окен), и только с Биша начинается позитивная биология. Наконец, социология (моральные и политические науки), по мнению Конта, и в его эпоху еще не перешла границы, отделяющей метафизику от позитивизма. У многих мыслителей (де Местр, де Бональд, теократическая школа) она еще не перешла даже и теологической точки зрения. Правда, уже с XVII века были сделаны опыты политического позитивизма Гоббсом и Спинозой, которые рассуждают о человеке совершенно так же, как если бы дело шло о линиях, поверхностях, телах, но усилия их оставались без отклика. Восемнадцатый век и революция подготовили позитивную социальную науку, не построив ее, однако – и это намерен сделать Огюст Конт в своей философии позитивизма.
Политические и социальные идеи следуют друг за другом по определенному закону. Если мы познали этот закон, история перестает быть Хаосом, становится наукой в том же смысле, что физика и астрономия. Исторические факты следуют друг за другом и сцепляются с той же необходимостью, как и биологические феномены. Огюст Конт в своей философии настаивает на том фундаментальном понятии, признанном еще в семнадцатом веке Гоббсом и Спинозой, что исторические события, социологические феномены, подчинены, как и все прочее, определенным законам. Сверхъестественное вмешательство нисколько не участвует в развитии обществ.