Главная тема социальной философии Зиммеля - взаимоотношения индивидуума и общества в процессе исторического развития
Процесс индивидуализации, рост человеческой воли он рассматривал как продукт интеллектуализации жизни и развития денежного хозяйства По Зиммелем, размер группы тесно связан со степенью развития индивиду уальности ее представителей Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены, поскольку расширение группы приводит к расширению пространства социализации, что, в свою очередь, ведет к вия влення способности абстрагирования, к росту интеллекта и сознанияті.
Как считает Зиммель, происхождение и развитие интеллекта взаимосвязаны с возникновением и развитием денежного хозяйства Возникновение сознания и появление денег знаменует вступление общества в его \"исторический\" пе ериод История общества, за Зиммелем, это история нарастающей интеллектуализации социальной жизни и углубления влияния принципов денежного хозяйствава.
Интеллектуализм и денежное хозяйство - управляющие понятия историко-социологической концепции Зиммеля одновременно выступают как наиболее абстрактные из форм социации
Говоря о интеллектуализм как характерную черту современной эпохи, он отмечает, что интеллектуализм выгоняет присущ предыдущим эпохам наивный субъективизм и прямое, непосредственное познание мира, заменяя и их объективностью логического метода Все это приводит к исчезновению глубины и полноты душевного переживания и к снижению общего уровня душевного (эмоционального) жизни Деньги же способствуют проникновению в сто ношения людей \"ценностных отношений вещейй".
Деньги способствуют общему отчуждению в общении, управлении, в процессе самого производства и т п С другой стороны, всеобщее отчуждение сопровождается ростом индивидуальной свободы Отчуждение и воля, с за Зиммелем, две стороны одной медали В этой связи он выражает поразительно точную характеристику сути самого процесса общения, отношения людей друг к другу По его мнению, в процессе общего в идчуження люди теряют качества своей личности, переходят в \"одномерность\", перестают быть таковыми, предоставляющих и имеют преимущество, а символом человеческих отношений, за Зиммелем, становится проституция, оски лькы природа проституции и природа денег аналогичнымгічні.
Зиммель в своих социологических работах дал впечатляющую картину пагубных последствий системы хозяйствования (экономики) и глубочайших противоречий современной ему эпохи, то есть капиталистической цивилизации в сфере ку ультура В этом отношении его \"Философия денег\" стала первой в бесконечном ряде работ разных авторов, посвященных анализу \"духа капитализма\": В Зомбарта \"Современный капитализм\"; М Вебера \"Протестан ТСК этика и дух капитализма \"и и ін.
Социология Зиммеля является всеобъемлющей системой, которая включает в себя элементы разного уровня и разной степени общности Причем, формальная социология так или иначе является основным элементом зиммеливськои системы с социологии В чем ее реальный теоретический и методологический смысл и чем она ценна для современной социологии? оциации \", которые он называл собственно предметом социологии Через них он пытался выявить специфику социологического видения Главное здесь то, что социальные явления находили свою социологическую специфичностьість.
Формальная социология Зиммеля была во многом направлена ??против популярных в то время ориентаций на \"надындивидуальным сущности\" - типа \"народный дух\", органических теорий, а также индивидуально-психолог логических концепций, опирающихся на инстинкты, влечения и другие индивидуальные свойства Зиммель же утверждал, что общество существует благодаря взаимодействию людий.
Формальная социология Зиммеля определила направление исследований в различных сферах социальной жизни и повлияла на ряд социологических концепций, например структурный функционализм, теорию идеальных типов М Ве Эбера.
Формы социации абстрагировались Зиммелем от соответствующего содержания, для того, чтобы выработать \"опорные пункты\" научного анализа Он стремился к созданию и использованию социологических понятий, которые можно широко применять в процессе исследования социальных явлений Именно из-за создания научно обоснованных понятий он видел путь к утверждению социологии как самостоятельной наукки.
Важнейшим элементом социологической концепции Зиммеля есть социология культуры В чем же суть культурологических взглядов Зиммеля и как они вписывались в его социологическую концепцию?
Понимание Зиммелем культуры основывалось на принципах философии жизни Жизнь - это исходное понятие и состояние, развиваясь, оно поднимается над чисто животным состоянием, доходит до некоторой духовности Жизнь я иррациональное, самодостаточное, оно объективное и в объективности своего существования позациннисне Факты жизни, такие, например, как труд, творчество, становятся ценностными только тогда, когда они превосходят рам ки своего естественного существования Культура есть \"изящная, наполненная умом форма жизни, результат духовной и практической работы\" Культура - вторая осознанная, рационализированной \"природа\" Все достижения людей в сфере материальной и сфере духовной, все продукты - будь то орудия, машины, книги, мораль, язык, религия, право, политика, регулирующие человеческие отношения, - все они воплощают в себе идеи, благодаря и которым реализовались имеющиеся в природе и в жизни возможности В конечном счете, \"окультурюючы\" природу и непосредственное нашу жизнь, мы \"окультуривают\" самых себих себе.
Зиммель утверждает, что культура, надбудовуючись и поднимаясь над жизнью, обретает собственные, относительно автономные закономерности и логику развития Но главное здесь в том, что культура, по его мнению, все более отрываясь (рационализуючись) от жизненной стихии, соответственно лишается и жизненного содержания, превращаясь в чистую \"логику\", которая неспособна содержать в себе жизненные импульсы, которые бесконечно р озвиваються.