История и общая характеристика Чикагской школы социологии
В США огромную известность приобрела Чикагская школа. Знаменитый Чикагский университет (сегодня в нем учится свыше 6 тыс. студентов), основанный в 1857 г. и уже в первой половине XX в. ставший крупным научным центром мира, дал жизнь нескольким научным школам, и не только в обществознании. В 1942 г. здесь иод руководством Э. Ферми осуществлена первая цепная ядерная реакция.
Чикагская экономическая школа (Г. Шульц, Дж. Л. Лафлин, Веблен, Ф. Найт, У. Митчелл) в середине 60-х гг. XX в. перешла на позиции неолиберализма. Ее главные представители второго поколения – М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер – выступали за невмешательство государства в экономику, полагая, что рыночный механизм обеспечит ее функционирование. Чикагская психологическая школа (Л. Терстоун, Дж. Энджелл, Б. Рамп, Дж. Уотсон, Г. Лэдд, Г. Карр, Дж. Г. Мид) возникла в рамках функциональной психологии. Получили известность также Чикагская школа политических наук (Ч. Мерриам, X. Госснелл, Лассуэлл, Л. Уайт, Э. Фройнд), Чикагская антропологическая школа (Ф. Старр, Ф. Коул, Э. Сепир, Редфилд), Чикагская школа философии, ориентировавшаяся на прагматизм (Дж. Дьюи, Дж. Тафте, Э. Мур).
Как уже говорилось, в Чикагском университете в 1892 г. возник первый в мире социологический факультет, возглавляемый Л. Смоллом, с которого началась институциализация университетской социологии. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров. Чикагская социологическая школа (Chicago School of Sociology) – явление в социологической науке действительно уникальное, не только вызывающее интерес у исследователей, но и имеющее безусловную значимость для развития социологии и ее утверждения как академической дисциплины[1]. Ее основателем считается Р. Парк.
Чикагская школа социологии – одна из первых школ в социальных науках – занимала доминирующее положение в американской социологии в 1915–1935 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии. Подготовительный период в развитии этой школы (1892–1915) связан с деятельностью так называемой большой четверки – А. Смолла, Дж. Винсента, Ч. Хендерсона, У. Томаса. В этот же период в Чикаго был основан первый социологический журнал – "American Journal of Sociology" (1895) и Американское социологическое общество (1905). Отличительные черты творчества представителей Чикагской школы – органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, соединение различных подходов и методов (в том числе "мягких" этнографических и "жестких" количественных методов), выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы[2].
В деятельности Чикагской школы можно выделить характерные особенности:
1) развитие гак называемой социальной деятельности (social work) – практические решения социальных проблем, порожденных урбанизацией и индустриализацией (безработицы, нищеты, преступности). Социальный работник (психолог, юрист, социолог) в 1920–1930-е гг. занимался решением социальных проблем производства – предупреждением конфликтов и решением трудовых споров, улучшением условий труда и стабилизацией кадров. Постепенно его вытеснил специализированный отдел управления персоналом;
2) появление в 1918 г. совместной работы У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке", обозначившей новый рубеж в развитии современной социологии;
3) разработка социально-экологической теории Р. Парка и Э. Берджеса, основными элементами которой являлись социальная мобильность, социоэкономический статус, маргинальная личность.
Для Чикагской школы характерно такое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, которые в тот период не представляли собой "высокой теории" в духе структурного функционализма Т. Парсонса, т.е. высоко абстрактного, жестко кодифицированного теоретического построения, претендующего на универсальное объяснение социальной реальности. Среди методических новшеств, числящихся за Чикагской школой, историки называют особый жанр написания социологических работ. Наравне с социологическими работами, основной частью содержания которых были абстрактные теоретические рассуждения, стали появляться работы, основанные на детально изученных реальных жизненных ситуациях, имеющие множество иллюстрирующих теоретические размышления цитат из интервью, дневников и других личных документов исследуемых субъектов, что делало эти работы более живыми и близкими к изучаемому объекту. А тот факт, что посредством цитат объект исследования в работах социологов "заговорил", во многом предопределил развитие дальнейших дискуссий о ролевых позициях исследователя и исследуемого. Работы чикагских социологов – яркий пример того, что исследуемый может быть представлен в работе как действующее лицо, имеющее право голоса[4].
Первой заявкой на лидерство Чикагской школы в социологии была работа У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Среди центральных тем исследования значилась социология города, разрабатывавшаяся Р. Парком и Э. Берджесом в рамках инвайронментальной социологии. Соединение исследовательских программ с учебным процессом в университете способствовало появлению принципиально нового характера университетского обучения, его связи с решением конкретных эмпирических задач: Чикагский университет был третьим американским университетом такого типа после университетов Дж. Хопкинса и Кларка. Влияние Чикагской социологической школы на развитие социологии сказывалось на протяжении 1930–1940-х гг., после чего инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университетам.
Ньюман Л. Чикагская школа социологии[5]. Социологические полевые исследования в США стали проводить на отделении социологии Чикагского университета, где позже оформилась известная Чикагская школа социологии. Влияние Чикагской школы на нолевые исследования прошло две стадии. На первой стадии, с 1910-х по 1930-е гг., школа использовала разнообразие методов, основанных на "кейс-стади" или историях жизни, включая непосредственные наблюдения, неформальные интервью, чтение документов, официальных отчетов. В 1916 г. Р. Е. Парк составил программу социального исследования города в Чикаго. Под влиянием собственного предшествующего опыта работы в качестве репортера он утверждал, что обществоведы должны оставить библиотеки и "запачкать руки", ведя непосредственные наблюдения и беседы на улицах, в барах, в холлах шикарных гостиниц. Несколько первых исследований стали основой ранней Чикагской школы социологии как описательного исследования уличной жизни, сопровождаемого небольшим анализом.
На первом этапе сочетались журналистская и антропологическая модели исследования. На втором (с начала 1940-х до 1960-х гг.) Чикагская школа разработала в качестве особой техники включенное наблюдение. В нем применялась расширенная антропологическая модель в отношении к группам и окружению в обществе, в котором жил сам исследователь. Появились три принципа: изучать людей в естественном окружении или ситуации; изучать людей посредством прямого взаимодействия с ними; достигать понимания социального мира и делать теоретические заключения о перспективах членов группы.
Со временем метод сместился от точного описания к теоретическому анализу, основанному на участии исследователя в поле.
После Второй мировой войны полевые исследования качественников столкнулись с возросшей конкуренцией со стороны анкетного опроса и количественных исследований. В период после Второй мировой войны до 1970-х гг. доля качественных полевых исследований среди всех социальных исследований сократилась. Однако в 1970–1980-х гг. произошли некоторые изменения, которые их вновь возродили. Во-первых, полевые исследования многое заимствовали из когнитивной психологии, культурной антропологии, фольклора и лингвистики. Во-вторых, исследователи пересмотрели эпистемологические корни и философские предпосылки общественной науки, что утвердило этот метод. Наконец, полевые исследователи стали лучше осознавать свою технику и методы. Они писали о методологии и систематизировали исследовательскую технику.
В настоящее время полевые исследователи-качественники имеют особый набор методологий. Они непосредственно наблюдают и взаимодействуют с членами группы в естественном для них окружении, чтобы понять их перспективу "изнутри". При этом они останавливаются на активистской или социально-конструктивистской перспективах социальной жизни.
Среди лидеров Чикагской школы обычно называют Λ. Смолла, Дж. Винсента, Ч. Хендерсона, У. Томаса. Свой вклад в ее становление внесли также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. Кули. В рамках школы сформировалось три поколения исследователей: поколения А. Смолла, Р. Парка, У. Отборна; иногда к ним добавляют четвертое поколение – с начала 1950-х гг. до нашего времени, это поколение Г. Блумера.
Школа существует и пользуется высокой профессиональной репутацией и сегодня (ее представители специализируются на проблемах урбанизма и окружающей среды), но уже не в качестве безусловного научного лидера.