Мнение экспертов г. Пензы в области моды о ее влиянии на студенческую молодежь
Для уточнения и расширения данных, полученных с помощью анкетирования студенческой молодежи г. Пенза, мной был проведен опрос экспертов в области моды. Полученная информация была обработана и сделаны следующие выводы:
1. В современном обществе понятие мода является более широким, нежели это было раньше; мода диктует не только стиль одежды и внешние параметры, она проникает во все сферы жизни человека: экономическую, политическую, культурную, диктует музыкальный вкус, литературные пристрастия, манеры, речь и т.д.
2. Молодежь – целевая аудитории, которой можно продать все что угодно, если объявить это модным. Как утверждают эксперты, именно на молодежь рассчитана основная часть товаров, именно молодежи можно продать все, что не покупается нужно всего лишь дать рекламу и объявить это трендом.
3. Один из самых мощных двигателей моды – интернет и социальные сети. Как показывают проводимые ранее исследования и статистика, большую часть времени молодые люди отводят на глобальную паутину и различные социальные сети, именно там они заходят на различные сайты и узнают, что является актуальным. Так же это подтвердилось и в анкетировании. Таким образом, стоит лишь выбрать ту область интересов, которым бы хотелось отвечать, изучить веяния моды и потратить немного средств на популяризацию бренда в интернете. Ведь, несмотря на свое желание выделяться и отличаться, большинство молодых покупателей отличаются «клиповым» мышлением.
4. В последнее время Россия отходит от длительного влияния Запада и США в области моды, начинает развивать свою собственную моду, об этом говорит большое количество дизайнеров в нашей стране и их востребованность за пределами России. Но жители провинциальных городов по-прежнему следуют за столичными тенденциями.
5. «Пол» моды сильно размыт, зачастую приходя в магазин и выбирая вещь сложно однозначно определить, является она мужской или женской. В связи с этим возникает разногласие и непонимание – люди, которые не знают моду, модных тенденций так глубоко, формируют в своем сознание представление о гомосексуальности современной молодежи, хотя в молодежной среде такой внешний вид разделяется, принимается и считается трендовым. Также установлено, что это отражается и на манере поведения, например, девушка, одевая широкие мужские штаны и балахонистую рубашку со временем начинает вести себя подобно юноше, юноша, одев узкие джинсы меняется в походке, а со временем и вообще утрачивает часть мужских черт.
6. Эксперты говорят о том, что именно бренд главенствует при выборе той или иной вещи, причем неважно является ли он оригинальным или же это подделка, что даже лучше, так как стоит такая вещь в разы дешевле. Также эксперты на первый план выдвигают актуальность вещь, те является ли модной в настоящее время. "Молодежь покупает трендовые вещи, даже если они стесняют их движения, даже если неудобно ходить и, даже если нет подходящего размера, они берут то, что осталось – на размер больше или меньше потому, что вещь находится на пике моды".
7. Демонстративное поведение довольно ярко выражено в современном обществе, но его проявление возможно при определенных социальных и экономических характеристиках. Так, недостаток материальных средств приводит к отсутствию возможности купить новую вещь. Стоит отметить, что однообразный товар на прилавках магазинов также сказывается на желании молодежи приобрести новую вещь.
8. С помощью моды молодые люди выражают себя, несут посыл в общество, четко заявляя о своей позиции. Безусловно, по словам специалистов, мода – неотъемлемая часть жизни молодежи, так как она является наиболее простым, но в тоже время «кричащим» проявлением собственного «Я». Мода современна и именно она стимулирует молодежь не отставать от времени, стимулируя разностороннее развитие личности. Идентификация молодежи к числу модных людей не оказывает влияния на желание одеваться и выглядеть более модно, нежели в данный момент, что помимо мнения экспертов подтверждает и анализ данных различных сайтов о моде. Главной причиной отказа об приобретения более модной вещи является финансовая недостаточность молодежи, однако стоит отметить, что по результатам анкетирования при покупке вещи в приоритете стоит бренд, а только потом идет цена того или иного товара. Это объяснятся социально-экономическим состоянием молодежи. Для каждой из групп существует свой финансовый лимит, выделяемый на приобретение вещи, в соответствии с этим лимитом выбирается подходящая группа брендов, из которых в дальнейшем и идет выбор той или иной вещи.
Заключение
Данное исследование посвящено актуальной проблеме – влиянию моды на потребительские предпочтения молодежи и обусловлено неоднозначностью такого явления как мода, множеством его явных и латентных функций. Особое внимание уделено выявлению специфики функционирования феномена моды в условиях нелинейной социокультурной динамики современности.
По итогам исследования были сделаны следующие обобщающие выводы:
1. Проведенный анализ эволюции понимания и восприятия моды различными учеными с точки зрения социологии, культурологии, экономики, истории, психологии, философии и др., показал, что мода может выступать как мера красивого и безобразного, вкуса и безвкусицы, как образ для подражания, как способ самовыражения и презентации. Наиболее полно понятие моды раскрывается с социально-культурологической точки зрения и понимается как «механизм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения», а также как «отношение людей к внешним и внутренним формам культуры».
2. Мода – это процесс, который имеет несколько фаз. Первая фаза – производство моды. Она включает ряд этапов. Идеальное (духовное) производство и материализация моделей. Вторая фаза – распространение модных вещей и стандартов поведения. Третья фаза – потребление модных вещей. Все три фазы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Производители любых товаров, естественно, стремятся превратить их в объекты моды, что обеспечит их массовый сбыт и большую прибыль. Поэтому производство модных объектов - это всегда производство потенциальных объектов моды. Таким образом, свобода потребителя пропорциональна имеющемуся выбору потенциально модных объектов. Модным может быть лишь то, что уже произведено в идеальной или материальной форме. Что касается моды как социальной нормы, то она характерна для индустриального и постиндустриального обществ. В качестве социальной нормы мода предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения. Мода как социальная норма носит внешний по отношению к индивиду характер.
3. Мода имеет огромное социокультурное значение и оказывает влияние на различные слои населения. Особенно актуальна мода в молодежной среде, в частности среди студентов. В самом широком смысле мода определяется как существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры. При этом не ставится знак равенства между модой и культурой личности или культурным уровнем индивидуума, хотя такие тенденции всегда присутствуют и наглядно проявляются. Социум предопределяет культуру индивидуума, а уже тот, в зависимости от уровня развития, выбирает модную форму одежды, предметов или стиль поведения.
4. Мода возможна только в обществе, где отсутствуют внутренние жесткие перегородки и которое открыто внешнему миру. Ей по определению присуще и такое качество, как диффузность, универсальность, которая проявляется в двух основных измерениях: мода не признает региональных и государственных границ, этнических перегородок; мода игнорирует различия между классами и слоями общества. Однако универсальность моды ограничена лишь рамками "нашего времени".
5. В индустриальном обществе феномен моды приобретает новое понимание: вслед за культурой, мода становится массовой, а затем приобретает всеобщий и универсальный характер. Анализ процессов, ставших основными характеристиками индустриального общества, таких как индустриализация и урбанизация, стандартизация производства и массовое потребление, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и массовой культуры, приводит к выводу, что всеобщая мода становится важным фактором эволюции современного общества, определяющим динамику его развития, выступающим в качестве регулятора социальных и экономических отношений, фактором индустриального развития. Следует также отметить, что мода доиндустриального периода старалась предугадать возможные желания потребителей, предложить то, что только предчувствуется, но еще не осознается. В индустриальном обществе и особенно в постиндустриальном, наблюдается обратный процесс: мода оказывает огромное влияние на рост производства и потребления, инициируя и стимулируя развитие новых потребностей, для этого еще на этапе проектирования закладывается необоснованно ускоренный моральный и даже физический износ изделий. Возникает ориентация на ценность потребления и сверхпотребления, т.е. роскошь. Потребление становится и средством и целью. Тренды, в которых человек опредмечивает свои представления, желания и цели, наделяются уже не только утилитарным, но и экзистенциальным смыслом. Таким образом, происходит символизация процесса потребления.
6. На все общество мода распространяется только там и тогда, где и когда существует возможность подражания одних социальных групп (или классов) другим путем заимствования определенных культурных образцов. Существует множество концепций моды, основные из них – Г.Зиммель выдвинул "элитарную концепцию" моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды исходя из особенностей психологии и поведения различных социальных групп – эта концепция получила название "концепция эффекта просачивания". Элитарная теория моды подверглась критике (в частности, американским социологом Дж. Блумером) за преувеличение роли элиты в процессе функционирования моды. В XIX в. появились трактовки моды как подражания, например Г. Спенсер говорил: "Мода по своей сути является подражанием". Психологический подход к моде, который позволяет выявить психологические причины изменения моды. Свою трактовку моды как психологического явления предложили психоаналитики (З.Фрейд, Э.Фромм, Дж.Флюгель и др.), которые связывали ее возникновение с бессознательными процессами. Общим для всех социологических концепций является признание моды как важного социального феномена, оказывающего влияние на социум. Вместе с тем, при объяснении социальных характеристик моды в различных теориях акценты существенно отличаются. Это связано, прежде всего, с тем, что в основе концепций моды лежат различные методологические установки, задающие соответствующие направления исследования.
7. Процесс продвижения модных товаров в массы натыкается на сопротивление человеческого материала, на различие материальных возможностей следования модным течениям. С точки зрения скорости принятия и усвоения модных тенденций, потребители делятся на ряд групп: "Инноваторы". В значительной мере она смыкается с той частью творцов моды, которые материализуют предлагаемые модели в демонстрируемые стили потребления. "Лидеры". Эта группа отбирает у экспериментаторов те модели, которые имеют высокую вероятность вызвать общее одобрение. "Раннее большинство". Это те, кто составляет массу "модных людей". "Позднее большинство". Для них характерна смесь консерватизма и стремления быть "как все". "Традиционалисты". Для их потребления характерна ориентация, прежде всего, на традицию. Они не боятся быть отличными от большинства и оставаться самими собой, несмотря на окружающих.
8. Потребительское поведение молодежи постоянно меняется в пространстве и времени, поскольку постоянно видоизменяются ценности и общий стиль жизни молодых людей. Необходимость понимания молодого потребителя обусловлена тем, что помогает изучить потребительские потребности и предпочтения данного демографического сегмента, а также понять, какие продукты или услуги востребованы сейчас и будут востребованы в ближайшее время молодежью. Среди базовых факторов, влияющих на потребительское поведение молодежи, можно выделить следующие: географический фактор, изменения в домохозяйстве, персональные ценности, стиль жизни. Новые ценности с учетом базовых факторов, влияющих на потребительское поведение молодежи, заключаются в том, что современные молодые люди стали более динамичными и мобильными, большое внимание уделяют развитию карьеры, в среде молодежи модно одновременно учиться, работать, быть всесторонне развитым и начитанным человеком и активно проводить досуг.
9. Рассмотрение процесса выражения внутренней сущности человека через умение одеваться в духе текущего момента, манеру говорить, поведение позволяет вскрыть сущностные черты активизации человеком творческой деятельности по воплощению своих жизненных целей и ценностей посредством модной внешности. Модная внешность - это и средство самоидентификации индивидуума и сообщества, и наглядная демонстрация своего социального статуса, и форма демонстративного поведения, она также трактуется и как определенная семиотическая система. В эпоху, когда первое впечатление играет все большую роль в принятии решения о продолжении дальнейшего общения, модная, а значит, привлекательная внешность выступает на первый план, сигнализируя собеседнику насколько человек грамотен в выборе гардероба и манеры поведения, как точно понимает ситуацию, в которой находится. И это уже суждение не о внешнем облике, а о самом человеке. Наметившаяся тенденция к отказу от каких-либо стандартов, и модных в том числе, позволила сделать вывод о распространении существующего в данный момент плюрализма моды и на физический облик человека, в то время как определенные стандарты физической красоты традиционно являлись главными составляющими модной внешности. В этом выражается общая тенденция к гуманизации моды, когда обычный человек не должен чувствовать себя неполноценным при сравнении с навязываемыми эталонами. Основным же итогом исследования становится вывод о необходимости перехода от поверхностного увлечения модой в виде обладания всегда модной внешностью к углублению своего культурного уровня, обогащению духовного мира каждого человека. Только в этом случае удастся создать целостный образ, внешне и внутренне непротиворечивый.
10. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что большинство студенческой молодежи интересуются модой, что подтверждается частыми походами по магазинам и высокой степенью заинтересованности модными тенденциями.
9. Информацию о том, что является трендовым в данном сезоне, студенческая молодежь узнает из одного из самых мощных двигателей моды – интернета и социальных сетей. Как показывают статистика, большую часть времени молодые люди отводят на глобальную паутину и различные социальные сети, именно там они заходят на различные сайты и узнают, что является актуальным. Так же это подтвердилось и в анкетировании. Таким образом, стоит лишь выбрать ту область интересов, которым бы хотелось отвечать, изучить веяния моды и потратить немного средств на популяризацию бренда в интернете. Ведь, несмотря на свое желание выделяться и отличаться, большинство молодых покупателей отличаются «клиповым» мышлением.
10. В результате исследования определилось, что бренд главенствует при выборе той или иной вещи, причем неважно является ли он оригинальным или же это подделка.
11. С помощью моды молодые люди выражают себя, несут посыл в общество, четко заявляя о своей позиции. Безусловно, по словам специалистов, мода – неотъемлемая часть жизни молодежи, так как она является наиболее простым, но в тоже время «кричащим» проявлением собственного «Я». Мода современна и именно она стимулирует молодежь не отставать от времени, стимулируя разностороннее развитие личности. Идентификация молодежи к числу модных людей не оказывает влияния на желание одеваться и выглядеть более модно, нежели в данный момент, что помимо мнения экспертов подтверждает и анализ данных различных сайтов о моде. Главной причиной отказа об приобретения более модной вещи является финансовая недостаточность молодежи, однако стоит отметить, что по результатам анкетирования при покупке вещи в приоритете стоит бренд, а только потом идет цена того или иного товара. Это объяснятся социально-экономическим состоянием молодежи. Для каждой из групп существует свой финансовый лимит, выделяемый на приобретение вещи, в соответствии с этим лимитом выбирается подходящая группа брендов, из которых в дальнейшем и идет выбор той или иной вещи.
1.
Список использованной литературы
1. Бастрыкин А. И., Ширяев Э. Б. Мода, кумиры и собственное "я". – Л. : Лениздат, 2005. – 173с.
2. Веблен Т. "Теория праздного класса" М. : Просвещение, 2011. – 368с.
3. Видео-лекции Александра Васильева.
4. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. – СПб. : Питер, 2004. – 208 с.
5. Гофман А. Б. Мода и обычай // Рубеж (альманах социальных исследований), 2002. № 3.
6. Грицак Е. Н. Популярная история моды / Е. Н. Грицак. – М. : АСТ Москва, 2009 – 243с.
7. Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. – М. : Юристъ, 2006. – 608с.
8. Зиммель Г. Психология моды // Научн. обозрение. – 2001. – № 5.
9. Ильин В. И. Поведение потребителей. – СПб., 2000. – 224с.
10. Карпушина Л. В. Психология ценностей российской молодежи / Л. В. Карпушина. – Самара : Содружество, 2009. – 252с.
11. Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. / М. И, Килошенко. – СПб. : СПГУТ, 2001. – 192 с.
12. Луков М. В. Культура повседневности // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2008. – №4
13. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. Т. 2: – М. : Академия Моды, 2001. – 429с.
14. Молхо Р. Быть Армани. – М. : изд. Азбука классика, 2008. – 414с.
15. Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология. – СПб., 2010. – 432с.
16. Орлова Л. В. "Азбука моды" – М. : Просвещение, 2007. – 176 с.
17. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М. : Мысль, 2001. – 352с.
18. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб. : ИГУП, 2009. – 592с.
19. Петров Л. В. Мода как общественное явление. – Л., 2003. – 32с.
20. Рачицкая Е. И., Сидоренко В. И. Моделирование и художественное оформление одежды. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. – 416с.
21. Тарасенко Е. А. Новые тренды потребительского поведения молодежи. – М., 2006.
22. Тард Г. Законы подражания. – М., 2012. – 378с.
23. Тард Г. Личность и толпа. – СПб., 2005. – 385с.
24. Тенишева М.К. Впечатление моей жизни. – Л. : Искусство, 2007. 285 с.
25. Терешкович Т.А. Словарь моды : термины, история, аксессуары. – Минск : Хэлтон, 2008. - 464 с.
26. Толстых В. И. Мода как социальный феномен. // Мода: за и против. – М., 2003.
27. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды : мода и цивилизация : информационные материалы. – М.: ИСАН, 2011. - 46 с.
28. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. для вузов / Г.Л. Тульчинский. – СПб.: Лань, 2011. - 384 с.
29. Устюгова Е.Н. Стиль как явление культуры. – СПб., 2004. – 94 с.
30. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России : учеб. пос. – СПб., 2013. - 377 с.
31. Фишман Р. Б. Мода как социальное явление : автореф. дис. … канд. наук – Свердловск, 2000.
32. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "я". – М., 2007. – 325с.
33. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М. : Республика, 2004. – 511с.
34. Шубин Г. Г. Мода и эстетическая культура. – М. : Знание, 2007. – 64с.
35. Элькина З. Б. Мода и ее социальная роль : автореф. дис. … канд. фил. наук – Л.: ЛГУ, 2007.
36. Blumer H. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. N. Y, 2001. Vol. 5.
37. Bourdieu P., Delsaut Y. Le couturier et sa griffe, contribution a une theorie de la magia.ARSS, 2000.
38. Campbell C. The Sociology of Consumption //D.Miller (Ed.). Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York , 2005.
39. Lurie A. The Language of Clouthes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages. Hamlyn Paperback, 2000.
40. Rubinstein R.P. Dress Codes. Meanings and Messages in American Culture. Boulder , San Francisco , Oxford : Westview Pres, 2000.
41. Wilson E. Adorned in Dreams: Fashion and Modernity. London : Vigaro Press, 2005.
Приложения
Приложение 1
Анкета
Уважаемый респондент!
Просим Вас принятие участие в социологическом исследование на тему: «Влияние моды на потребительские предпочтения молодежи». Выберите ответ, наиболее отвечающий Вашему мнению, и укажите его. Просим отвечать искренне и работать самостоятельно.
Ответы будут использованы в обобщенном виде. ФИО указывать не надо.
Анонимность гарантируется.
1. Что Вы понимаете под «модой»?
- образцы предметов одежды, которые отражают культуру того или иного времени
- подражание группе людей, стиль которых находит отклик внутри подражателя
- правильно подобранные предметы гардероба, подчеркивающие достоинства и скрывающие недостатки фигуры
- выражение собственного я с помощью предметов одежды
- не более, чем манипуляция поведением покупателя для увеличения продаж
Свой вариант________________________________
2. Интересуетесь ли Вы модой?
- да
- скорее да
- скорее нет
- принципиально игнорирую
- затрудняюсь ответить
3. Следите ли Вы за модными тенденциями?
- да, слежу постоянно
- иногда
- нет, не слежу
4. В чем заключается Ваш интерес к моде? (нескольких вариантов ответа)
- просмотр журналов мод
- посещение показов мод
- просмотр телепередач на данную тему
- поиск информации в интернете
- посещение бутиков и магазинов с новой коллекций
Свой вариант__
5. Откуда Вы узнаете, что является модным? (несколько вариантов ответа)
- телевидение
- радио
- кино
- реклама
- модные журналы
- интернет
- социальные сети
- постеры на витрине магазина
- общение с друзьями/знакомыми
- вижу на примере окружающих
6. Как часто Вы посещаете магазины одежды?
- каждый день
- один раз в неделю
- несколько раз в месяц
- реже, чем раз в месяц
- реже чем раз в полгода
7. Что для Вас наиболее важно при выборе вещи? (не более 3х вариантов)
- комфорт
- подчеркивание достоинств фигуры
- ее актуальность (является ли она модной)
- цена
- качество
- бренд
- соответствие моему собственному стилю
Свой вариант
8. Готовы ли Вы больше платить за вещь, если она является модной?
- быть модным для меня важно, поэтому за модные вещи я готов(а) платить любые деньги
- если вещь действительно мне подходит и я чувствую себя в ней комфортно, то готов
- тщательно обдумаю это решение, но прежде поищу более экономную альтернативу
- не вижу смысла переплачивать за вещь только из за того что она является модной
9. Где Вы приобретаете одежду?
- бутики
- фирменные магазины
- специализированные магазины молодежной одежды
- шью сам(а)
- на рынке
- second hand
10. Храните ли Вы вещи вышедшие из моды?
- конечно, ведь они снова войдут в моду
- да, хожу в них по дому
- продолжаю носить, даже если вышли из моды
- отдаю знакомым/родственникам
- не вижу смысла хранить эти вещи
11. Считаете ли Вы себя модным(ой)?
- безусловно, всегда следую последним тенденциям моды
- в целом да, но не всегда следую модным тенденциям
- скорее нет, но иногда в моем гардеробе появляется что-то модное
- нет, не считаю следовать моде
12. Как Вы думаете, влияет ли мода на ваших знакомых?
- мода оказывает большое влияние
- влияет на тех, кто за ней следит
- влияет отчасти
- не влияет
13. Как много людей среди Ваших знакомых следят за модой?
- все
- большинство
- примерно половина
- меньшая часть
- никто
14. С какими из перечисленных понятий у вас ассоциируется понятие мода? (не более 3-х вариантов)
- успешность
- образованность
- богатство
- престижность работы
- высокий социальный статус
- уверенность в себе
- власть
- молодость
Другое_________________________
15. Ваш пол?
- мужской
- женский
16. Укажите Ваш возраст
___________________
17. Укажите Ваше образование?
- высшее
- не оконченное высшее
- среднее специальное
- среднее