Требования к уровню подготовки. В результате изучения обществознания ученик должен знать / понимать:
В результате изучения обществознания ученик должен знать / понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
· уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения своей личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия с людьми разных убеждений, с различными культурными ценностями, социальным положением.
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
· Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
· Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
· Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
· Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
· Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
· Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
· Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
· Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
· Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
· Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза( умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»;
· Формулирование полученных результатов;
· Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
· Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
· Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Содержание учебного курса обществознания
Класс (70 ч)
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (20 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Современное общество. Глобальная угроза международного терроризма.
РАЗДЕЛ II. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (16 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
РАЗДЕЛ III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (32 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Процессуальные отрасли права. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч) Человек в XXI веке. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.
Тематический план
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы |
Человек в обществе | ||
Общество как мир культуры | ||
Правовое регулирование общественных отношений | ||
2ч. в резерве | ||
Итого: | ||
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (кол-во часов), темы урока | Практич часть | Формы контроля | Оборудо- вание | |
план | факт | I. Человек в обществе (20 часов ) | ||||
1-2 | Что такое общество | Устный опрос | Компьютер проектор | |||
3-4 | Общество как сложная система | Устное задание в формате ЕГЭ | ||||
5-6 | Динамика общественного развития | Тестирован | ||||
7-8 | Социальная сущность человека | Тестирован | ||||
9-10 | Деятельность–способ существования людей | Устное задание в формате ЕГЭ | Компьютерпроектор | |||
11-12 | Познавательная и коммуникативная деятельность | Тестирован | ||||
13-14 | Свобода и необходимость в деятельности человека | Написать эссе | ||||
15-16 | Современное общество | Тестирован | ||||
17-18 | Глобальная угроза международного терроризма | Устное задание в формате ЕГЭ | ||||
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 1 | Защита проектов | |||||
Повторительно-обобщающий урок | Письм.задание в формате ЕГЭ | |||||
II. Общество как мир культуры (16 ч.) | ||||||
21-22 | Духовная культура общества | Тестирован | Компьютер проектор | |||
23-24 | Духовный мир личности | Составление таблицы Устное задание в формате ЕГЭ | ||||
25-26 | Мораль | Устный опрос | ||||
27-28 | Наука и образование | Устный опрос | ||||
29-30 | Религия и религиозные организации | Устный опрос | ||||
31-32 | Искусство | Тестирован | ||||
33-34 | Массовая культура | Письм.задание в формате ЕГЭ | ||||
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 2 | Защита проектов | |||||
Повторительно-обобщающий урок | Письм.задание в формате ЕГЭ | |||||
III. Правовое регулирование общественных отношений (32ч.) | ||||||
Современные подходы к пониманию права | Устный опрос | |||||
38-39 | Право в системе социальных норм | Тестирован | ||||
40-41 | Источники права | Письм.задание в формате ЕГЭ | ||||
42-43 | Правоотношения и правонарушения | Тестирован | ||||
44-45 | Предпосылки правомерного поведения | Устный опрос Тестирован | ||||
46-47 | Гражданин Российской Федерации | Написать эссе | ||||
48-49-50 | Гражданское право | Решение задач Тестирован | Компьютерпроектор | |||
51-52 | Семейное право | Решение задач | Компьютерпроектор | |||
53-54 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Решение задач | ||||
55-56 | Экологическое право | Тестирован | Компьютер проектор | |||
57-58 | Процессуальные отрасли права | Тестирован | ||||
59-60 | Конституционное судопроизводство | Тестирован | ||||
61-62 | Международная защита прав человека | Устный опрос | ||||
63-64 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | Устный опрос Тестирован | ||||
65-66 | Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 3 | Защита проектов | ||||
Повторительно-обобщающий урок | Письм.задание в формате ЕГЭ | |||||
Итоговое повторение. Человек в XXI веке | Устный опрос | |||||
69-70 | Резерв |
Критерии оценивания
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |