Особенности социальных воззрений деятелей ренессанса
В эпоху Возрождения особенность социальной мысли состояла в освобождении от пут теологии и утверждении идей гуманизма и прогресса. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Эпоха Возрождения больше известна бурным развитием искусств и естествознания. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. Наиболее значительный вклад в историю социальной мысли эпохи Возрождения внесли арабский историк Ибн-Хальдун и итальянский политик Никколо Макиавелли.
Ибн‑Хальдун (1332-1406) считал, что социальная природа человека обусловлена географическим фактором, разработал теорию цикличного развития общества.
Ибн-Хальдун полагал, что необходимость добывать пищу, потребность продолжать род и обеспечивать безопасность от животных и от других людей заставляют людей объединяться. Первой большой социальной общностью он считал род, а первопричиной объединения людей в род - не кровное родство, а необходимость совместных действий для удовлетворения материальных потребностей.
Различия психических черт людей, их культур и социальных организаций Ибн‑Хальдун объяснял влиянием природной среды: в соответствии с типом климата различаются и народы. Климат сказывается на характере хозяйственной деятельности. Ибн-Хальдун особое значение отводил тому, что и как люди добывают в качестве средств существования. Историческое развитие общества, на его взгляд, тесно связано с производством, распределением и потреблением материальных благ. Именно производственная деятельность позволила выделиться человеческому обществу из природы. В то же время, люди, совершенствуя культуру своего бытия, сами оказывают воздействие на природу.
Он видел причину перехода от примитивного общества к цивилизованному в появлении избыточных материальных благ. Переходу от примитивного к цивилизованному обществу сопутствует переход от равенства и первобытной демократии к неравенству и к отношениям господства и подчинения.
Главная идея социальных воззрений Ибн-Хальдуна - признание того, что социальные изменения имманентны, необходимы и объективны.
Долгое время понятия «общество» и «государство» не различались. Никколо Макиавелли (1469-1527) предложил понятие "stato" - "государство", что позволило в дальнейшем разграничить объекты социологии и политологии.
Н. Макиавелли считал, что прежде чем рассматривать социальную структуру общества, необходимо определить место человека в общественной жизни. Как и многие мыслители эпохи Возрождения, он разделял точку зрения о том, что поведение человека предопределяется не только Богом, но и воспитанием, собственной волей. Идеал нового человека виделся Н. Макиавелли в "гармонической и всесторонне развитой личности". Однако он отвергал принцип индивидуализма, отстаивая принцип подчинения личных интересов интересам общественным.
Н. Макиавелли представлял социальную структуру общества как состоящую из трех основных сословий: "знати", "войска" и "народа", между которыми существует взаимодействие и взаимопроникновение. В то же время он фиксировал непримиримость интересов знати и народа, явно симпатизируя последнему. Общество, по его представлению, будет процветать только тогда, когда между его сословиями установится согласие. В противном случае общество будет находиться в состоянии конфронтации и не сможет прогрессивно развиваться. Особое место в социальной структуре общества отводилось государю. Только он, но мнению Н. Макиавелли, способен уладить разногласия между сословиями, сдержать необузданность народа и жестокость войска, алчность чиновников и честолюбие знати.
В заключении надо сказать, что деятелей Ренессанса в области социальной сферы были непосредственными предшественниками научного этапа социологии.
Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII-XVIII веках впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: общество, культура, классы, структура, функция и т.д.
2) Городские исследования представителей Чикагской школы социологии.
Чикагская школа социологии — одна из первых школ в социальных науках, занимала доминирующее положение в американской социологии в период 1915 — 35 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии.
Основными отличительными чертами социологии Чикагской школы являются прежде всего органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями. Другой ее особенностью является широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов, среди которых нет определенно доминирующих.
Исследования города были основаны на социально-экологической теории Парка и Берджесса. Первой же заявкой на лидерство в этой области социологии была работа Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Немаловажную роль в формировании «классической» концепции социальной экологии (экологии человека) Парка-Берджесса и в появлении «школы» в Чикаго сыграли особенности этого города, поскольку развитие этой школы связано с решением специфических городских проблем.
Городские исследования были подчинены (в духе реформизма) основной задаче — установлению «социального контроля» и «согласия».
Исходный пункт социально-экологических воззрений Чикагской школы — представление об обществе как организме, обладающем не только социокультурным, но и биотическим уровнем. Парк рассматривал социологию как естественную науку о коллективном поведении людей, для объяснения которого правомерно применять понятия и постулаты биологии.
Отличительная особенность подхода исследователей Чикагской школы к социальным проблемам состояла в том, что они стремились рассмотреть последние прежде всего с точки зрения физического местоположения социальных групп в структуре естественной среды (города). На этой методологической основе изучались социальные процессы и явления такого большого города, как Чикаго: урбанизация, социальная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т. д.
Под влиянием Чикагской школы в этот период возникают специальные исследовательские бюро, центры, институты, проводятся многочисленные эмпирические исследования.
Чикагская школа и по сей день остается одной из ведущих в социологии.
Билет 6