Общая характеристика российского неопозитивизма
Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории социологии. Ведущей школой становится НЕОПОЗИТИВИЗМ(А.С. ЗВОНИЦКАЯ, П.А. СОРОКИН, К.М. ТАХТАРЕВ).
Происходит дальнейшее изменение ортодоксального марксизма, идет усиление вульгаризации и политизации социальной теории (Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов). В этот период появляется новое определение самого предмета социологии и ее методов.
Неопозитивизмв социологии — теоретико-методологическая ориентация в немарксистской социологии, опирающаяся, осознанно или неосознанно, на философские положения логического позитивизма. Н.с. появляется в 20—30-х гг. XXI в. в связи с распространением эмпирической социологии.
Основные принципы:
1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности — природной исоциально-исторической (натурализм).
2. Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как и методы естествознания (сциентизм).
3. «Субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через «открытое», т.е. доступное для наблюдения, поведение (бихевиоризм).
4. Истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур исследования (верификационизм).
5. Все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация). 6. Социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм). Н.с. не представляет собой единой школы, это, скорее, некоторая общая и весьма влиятельная ориентация, сторонники которой называют себя представителями «научной социологии» или «естественнонаучного» направления в социологии.
К появлению неопозитивизма в российской социологии привели, с одной стороны, неокантианская критика позитивизма, стремление представителей последнего модифицировать свои взгляды в сторону большей адаптированности к уровню достижений социального знания, с другой стороны, развитие эволюционизма и функционализма, синтез многих идей и направлений субъективистского и объективистского характера. Этому также способствовало активное внедрение в отечественную социологическую науку различных западных теорий (махизм, американский бихевиоризм и прагматизм и др.). Происходило завершение формирования соци- ологии как науки. Для решения социологических проблем искались и находились строго научные социологические средства.
Единицей социального анализа, вместо различных «факторов», групповой психологии и психологии отдельного человека становятся «социальные связи» (А.С. Звоницкая), «взаимодействие» (П.А. Сорокин), «социальное общение» (К.М. Тахтарев) и т.п. Неопозитивисты считали, что главное внимание необходимо обращать на изучение социального поведения и общества, рассматриваемых с точки зрения статичности, организованности. Они считали необходимым в первую очередь изучать социальное поведение, а затем уже существующие социальные структуры постоянных или повторяющихся форм взаимодействия и изменения (воспроизводство, самоподражание, разрушение) социальных процессов. Считали, что в социологии должен быть реализован более полно идеал «описательной науки» и должно идти объективное изучение внешних сторон поведения с помощью эмпирических исследований.
Е. В. де Роберти, провозгласивший переход к неопозитивизму, заявил, что последний поднимает знание на высоту точной теории, рационализирует различные технологии, которые управляют практической деятельностью человека и его по- ведением (в области экономической, нравственной, политической). Неопозитивизм в российской социальной науке связывают с модернизацией социологической теории, отказом от различных форм редукционизма (в том числе и психологического). Вместе с тем получение точных данных в социологии начинают соотносить с проведением эмпирических исследований, использованием математики, статистики для обработки полученных результатов. Методологическая программа неопозитивизма требовала за- мены априоризма наблюдением и строгим описанием полученных результатов, ценностного подхода (наследие неокантианства) – индукцией, метафизики – сциентизмом (признанием в качестве главного инструмента исследования методов естественных наук), эволюционного объяснения – функциональным. В теориях российского неопозитивизма за счет отказа от сравнительно-исторических методов и переноса акцентов на эмпирические усилилась описательная сторона социологических работ, зато слабее оказался представленным теоретический анализ. Внимание к внешним сторонам социального поведения оказалось до- минирующим, что выразилось как раз в подчеркивании возросшей роли его описания. Отказ от обращения к изучению внутренних факторов личностной деятельности (метод интроспекции) привел к использованию в социологии основной схемы бихевиоризма «стимул – реакция». Под стимулом российские социологи понимали условия поведения, под реакцией – его содержание (связи, взаимодействия, отношения).
Одна из основных задач нового направления в социологии России состояла в том, чтобы как можно более эффективно использовать ее возможности в практической жизни и преодолеть негативное отношение власти к этой науке. Решить поставленную задачу в полной мере не удалось, нормальные условия для развития отечественной социологии так и не были созданы в начале ХХ в.