Марксова и веберовская парадигмы не только противостоят, но и взаимодополняют друг друга. И та, и другая фиксируют социальное неравенство как следствие стратификации

Репутационная теория. В некоторых англосаксонских и других странах довольно широко распространена репутационная парадигма стратификации. Ее основоположник американский социолог Уильям Ллойд Уорнер (1898 – 1970). Основные понятия: репутация, класс, родовое происхождение, богатство, образование, интеллектуальный труд, физический труд, бедность.

Уорнер использует термин "класс" для обозначения совокупности людей, занимающих особую ступень на иерархической социальной лестнице. Критериями выделения того или иного класса является не только экономическое положение, но и происхождение членов класса, их образование, характер труда, занятость. По этим критериям, показателям на иерархической вертикали располагаются шесть классов:

1) высший класс – совокупность очень богатых людей знатного происхождения;

2) низший высший класс объединяет людей высокого достатка, но не знатного происхождения (не из аристократических родов). Уорнер отметил склонность этих классов кичиться, тщеславиться своим богатством (независимо от его происхождения) и знатностью независимо от богатства;

3) высший средний класс – высокообразованные деловые люди, а также лица, занятые интеллектуальным трудом;

4) низший средний класс – в основном мелкие чиновники (клерки), делопроизводители, банковские кассиры; по классификации Р. Миллса, "белые воротнички";

5) высший слой низшего класса – работники физического труда, рабочие, так называемые "синие воротнички";

Низший слой низшего класса – бедные люди, хронические безработные, не имеющие устойчивых источников жизнеобеспечения.

Репутационная теория, построенная Уорнером на эмпирическом материале, описывает социальные слои (классы) в системе ранговых координат "верх–низ". Ее недостаток – некоторая нечеткость критериев принадлежности людей к тому или иному классу по шкале "верх–низ".

Исторические системы социальной стратификации

Человеческое общество не всегда расслаивалось на иерархически неравные социальные страты, хотя предпосылки этого процесса формировались в первобытном обществе (дифференциация ролей по полу, возрасту, некоторым функциям в регулировании внутриродовых отношений). Социальное неравенство стратификационных статусов и ролей – продукт длительного исторического развития. Оно формировалось и углублялось вследствие усложнения социумов, общественного производства, отношений собственности, социальных институтов. Вместе с тем, история человечества, по крайней мере, последние десять тысяч лет, представляет собой эволюцию и смену систем социальной стратификации.

Исторические типы общества (общественно–политических формаций, по К. Марксу) отличаются друг от друга не только способом производства материальных и духовных ценностей, своеобразием культуры и жизненного уклада, социальными институтами, но и спецификой стратификационной системы. Современное общество отличается от традиционного аграрного не только тем, что его экономика индустриальна, но и соответствующей стратификационной системой. Индустриальная цивилизация, возникая, создавала и соответствующую ей социально–стратификационную систему.

Социально–стратификационная система – это базовый способ расслоения на иерархически неравные страты, характерный для исторически сложившегося общества и определяющий взаимодействие между ними. Она обладает исторической устойчивостью и обуславливает свою совокупность страт и отношения между ними. Каждая система характеризуется своим типом и мерой неравенства людей. Ни одна социально–стратификационная система не является вечной. Приходит срок, сложившаяся система уступает новой, возникают новые слои, классы. Историческая смена социально–стратификационных систем – острый конфликтный и длительный процесс.

Обобщая данные исторической науки, современная социология выделяет четыре основные системы социальной стратификации: кастовая, рабовладельческая, сословная, классовая.

Кастовая система была характерна для колониальной Индии и остатки ее все еще наблюдаются и сегодня, хотя ее отменили в 1949 г. Древнеиндийское общество четко и строго расслаивалось по критерию ритуально–религиозной чистоты и происхождения на четыре иерархически неравные и закрытые касты (варны). Доступ к богатству, власти, престижу в обществе определяется принадлежностью к касте и ее рангом. Кастовые позиции индивидов жестко фиксированы от рождения и не меняются на протяжении всей его жизни. На верхней ступени кастовой иерархии – брахманы, им приписывается высшая ритуально–религиозная чистота, порода. Они не ограничены в доступе к любым жизненным ресурсам и обладают высшим авторитетом. Далее – вниз по иерархической вертикали – кшатрии, вайшьи, шудры (бедные крестьяне, рабочие) За пределами этих четырех каст (варн) – "неприкасаемые" (неприкасаемые буквально – в физическом и, прежде всего, в социальном смысле).

Кастовое неравенство обусловлено не экономическими или политическими факторами, а сложившимися в общественном сознании представлениями о разных уровнях ритульно–религиозной элитности. Наоборот, кастовое неравенство обуславливает экономическое и политическое неравенство.

Рабовладельческая стратификационная система возникла в процессе становления частной собственности и на ее основе. Социальное неравенство, свойственное ей, не только расслаивало общество на богатых и бедных или по сферам занятости, но и расчленяло его на рабов и рабовладельцев. Принцип частной собственности распространялся на человека. Раб – это собственность другого человека. Рабовладелец обладал абсолютной властью над рабом. Его право владеть рабом (понуждать его к определенной работе, продать, подвергнуть жестоким наказаниям, убить) закреплялось обычаями и юридическими законами. Раб не имел никаких прав на свою жизнь. Древнегреческий философ Аристотель (384–322 годы до нашей эры), фиксируя социальные отношения и статусы своего времени, считал рабов говорящими орудиями труда.

Рабовладельческая стратификационная система при всех ее разновидностях включала в себя три страты: рабы, рабовладельцы, свободные. Ее социально–экономическим основанием была жестокая эксплуатация труда рабов. Рабовладельческая система существовала в нескольких вариантах. В античной Греции за особые заслуги раб мог получить вольную, некоторые могли занимать должности писцов, надсмотрщиков и т. п. Но политических прав такой раб не имел. Наиболее жестокой формой рабовладения было плантаторство на юге США. На невольничьих рынках Восточной Африки покупали рабов или заманивали свободных людей, в трюмах кораблей вывозили на юг США. Сотни тысяч и миллионы людей, превращенных в рабов, погибали в пути; выживших ждал губительный труд на хлопковых плантациях. Рабовладение было отменено в США во второй половине 60–х годов XIX века. В США длительное время рабовладельческая система сосуществовала с классовой, характерной для индустриального общества. Заметим: в России крепостное право было отменено в 1861 году.

Сословная стратификационная система сложилась и существовала в Европе, включая Россию, во времена феодализма. Наблюдается и сегодня в ряде азиатских стран. Общество по этой системе расслаивается на слои не на основе религиозно–ритуальной чистоты, как в кастовой системе, и не на основе правового насилия, как в рабовладении, а на распределении прав и функциональных обязанностей в зависимости от родового происхождения ("знатности") и дарованного верховным правителем статуса и звания. Страта, имеющая общепризнанные признаки по рождению ее членов и закрепленные в праве и обычае, определялась как соответствующее сословие. Сословная система многовариантна. Но обычно выделяют три группы сословий: духовенство, аристократия, простой народ (простонародье, третье сословие). Первые два сословия высшие; в средние века, в XV–XVIII, да и в начале XIX века, они вели между собой борьбу: кто "верховнее". Духовенство – это, прежде всего и главным образом, высшие религиозно–церковные иерархи (епископы, митрополиты и т. п.). Аристократическое сословие составляли люди, имеющие знатное происхождение (герцоги, графы, бароны и т. п.). В западных странах существовал (в Великобритании существует до сих пор) обычай посвящения королем (как признание особых заслуг) отличившегося человека в аристократическое звание (чаще всего барона). Низшее сословие: ремесленники, купцы, крестьяне, рабочие.

В разных странах (и даже в одной и той же, но на разных этапах истории) состав каждого сословия имел свои специфику и конфигурацию. В России в XVIII–XIX вв. аристократическое сословие было многосословным: бояре, князья, дворянство (столбовое, пожалованное, мелкопоместное), высшее чиновничество. Низшее сословие (простонародье) было более "пестрым": крепостные крестьяне (помещичьи и государственные), крестьяне, казачество, ремесленники, купечество, рабочие (пролетариат), разночинная интеллигенция. Каждое сословие и его составные слои выполняли четко определенные функции, вели свой образ жизни, имели свои представления о добре и зле, справедливом и несправедливом, чести и бесчестии. Регламентировались и способы, нормы, правила коммуникативного поведения.

Сословные системы разлагались при переходе к индустриальному обществу. Однако остатки ее сохраняются во многих странах (Великобритания, Германия, Япония и др.), хотя и не имеют того социального значения, как в прошлом.

Классовая система стратификации отличается от всех других, прежде всего тем, что индивид ни религиозными, ни политическими, ни правовыми механизмами не закреплялся пожизненно за какой–либо стратой. Он юридически подвижен в социальном пространстве. Его положение в обществе определяется социально–экономическими факторами: имущественным положением, сферой занятости, способом получения и размером дохода, социальной ролью. В зависимости от этих факторов у каждого класса формируются свои специфические интересы, позиции в экономике, в политике, складывается классовое сознание и отношение к другим классам и государству.

Различные социологические концепции по–разному определяют классовую структуру современных (индустриальных) обществ. С точки зрения марксистской социологии (и не только ее) выделяют следующие классы: буржуазия (несколько типов), рабочий класс (стратифицирован по профессиям, занятости), крестьянство (в ряде индустриальных стран – Швеция, Великобритания, Канада, США – оно исчезло и его место заняло фермерство). Другие социологические концепции выделяют классы по иерархии: верхний, средний, низший. Особое внимание обращают на средние слои – старые (средний и мелкий собственник) и новые (так называемые "белые воротнички": специалисты, чиновники, менеджеры).

Последние десятилетия в индустриальных странах наблюдается сложная трансформация классовых структур. Растет доля средних слоев, крупномасштабные социальные общности (классы) дробятся, фрагментируются. Общество становится все более и более "ячеистым" по своей стратификационной структуре. Возрастает дифференцирующее значение уровня и культуры потребления. Сокращается доля лиц, занятых преимущественно физическим трудом. Возрастает роль и значение интеллектуального труда и его носителей.

Наши рекомендации