В структуре социологического знания принято также выделять макроуровень, мезоуровень и микроуровень
Макросоциологияизучает крупномасштабные социальные системы и процессы, связанные с существованием социальных институтов, их взаимодействием между собой на уровне всего общества, а также взаимодействие и динамику больших социальных групп и общностей в обществе.
В рамках мезосоциологии исследуются социальные группы (классы, нации, поколения), а также такие формы организации социальной жизни, как социальные институты.
Микросоциологияизучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, их поступки, мотивы, значения.
Растущее и дифференцирующееся социологическое знание организуется в виде совокупности дисциплин. Дисциплинарная организация отвечает сразу двум функциям социологического знания: она выступает как естественный результат процесса познания и как предпосылка социологического образования.
Верхний уровень составляют дисциплины общего характера: история социологии; методология и методика социологического исследования; общая социология, направлениями которой являются социетальная социология, социология личности, теория социализации, социология коммуникаций, социальная стратификация и мобильность, социальные институты и организации, социальные процессы и изменения и др.
Средний уровень включает дисциплины частного характера: социология культуры; социология семьи; этносоциология; социология религии; социология города; сельская социология; социология труда и экономическая социология; социология науки и образования; социология управления; политическая социология; социология международных отношений; социальное прогнозирование и проектирование и др.
На нижнем уровне представлены прикладные дисциплины: социология менеджмента; социология маркетинга и рекламы; теория и практика социальной работы; социальная информатика и др.[9]
Все перечисленные уровни социологического знания тесно переплетаются между собой и составляют единую науку — социологию. Таким образом, на сегодняшнем этапе развития социология представляет собой многомерную и многоуровневую систему научного знания. Сложная структура социологии отражает специфику ее объекта и предмета.
Функции и методы социологии.
В современном мире социология является своего рода самосознанием сообществ, она говорит нам, кто мы такие и что мы как общность собой представляем. Но при этом она – не просто нейтральное зеркало, ибо имеет способность оказывать на человека формирующее воздействие и влиять на его практические действия. «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям»1, – гласит известная социологическая теорема, сформулированная американским социологом У. Томасом [10]. Социология создает образы и концепты, влияющие на наше представление о том, какова реальность ситуаций, в которых мы находимся или можем оказаться в будущем. Поэтому в определенном смысле, влияя на образ мыслей людей и их представление о самих себе, на стиль их жизни, на их потребности, на весь спектр их действительных или возможных действий, она формирует будущее.
Именно социология, дающая знание об обществе как едином социальном организме, формирующемся во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития, ее методы и инструментарий позволяют за неадекватной интерпретацией событий и явлений видеть их действительную, фактическую суть, за мифологизированными представлениями о социальных процессах распознавать их реальную динамику. Тем самым разного рода эмоциональные представления и верования вытесняются интеллектуально обоснованными суждениями и выводами.
Чтобы это не было только теоретическим посылом, но стало и социальной реальностью, от социологии требуется делать открытыми для общества результаты социологических исследований, а также, что не менее важно, демонстрировать ход этих исследований и их инструменты – теоретические и эмпирические основания, на которых базируются выводы ученых.
Социология – одна из самых молодых социальных наук. Как следствие, время от времени у нее возникает потребность заново прояснять конвенциональные исходные определения. В немалой степени этому способствуют и изменение исследовательского поля науки, связанное с экспансией социальных фактов иных, смежных с ней дисциплин, и трансформации самого общества, которое, по меткому выражению А.Ю. Чепуренко, становится «одновременно и менее, и более гомогенным»[11].
Абсолютно ясно, что понять такое общество как Россия возможно только на основе ее собственного исторического развития, ибо отношения и взгляды людей на самих себя и на жизнь общества не уходят в прошлое бесследно. Они живут в каждом новом поколении, приспосабливаясь к инновациям современности, перерабатывая для себя новый – свой собственный – исторический и жизненный опыт, опираясь на тот инструментарий понимания, который создан в культуре предшествующими поколениями людей, и закрепился в их быте и традициях. В этом одна из дилемм социального мышления: оно не может освободиться от сложившихся форм мышления в тех же масштабах и темпах, которые сопряжены с изменением жизненных практик. И в то же время оно не может существовать без постоянного обновления.
Поэтому социология представляет собой относительно подвижное поле теоретической деятельности, на котором сталкиваются и старые, и новые представления о жизни людей и социума. Столкновение позиций стимулирует поиск аргументов, которые опираются на прочное основание эмпирического знания. И создание этой эмпирической базы, как и ее интерпретация, входит в круг основных социологических задач. Специфика социологического мышления состоит как раз в постоянном движении от теоретических постулатов и предположений к фактическому материалу, а затем вновь к восхождению от эмпирического знания к построению теории. Социология – это и есть постоянный дискурс, в котором общество (в лице социологов) осмысливает вызовы современности [12].
Нередко бурные дискуссии и споры порождает сам предмет социологической науки в ее современном состоянии. Каков он? Социология изучает различные формы совместной жизни людей – существующие, существовавшие и даже те, что только могли бы существовать. Можно сказать и иначе: социология изучает человека как принципиально общественное существо, то есть как существо, рождающееся, формирующееся и действующее внутри определенного сообщества, внутри определенной системы общественных связей и отношений.
Популярность социологии объясняется тем, что потребность современных обществ в ней напрямую связана со степенью их демократизации. Процветание современных динамичных сообществ во многом зависит от их прозрачности для самих себя (полноты общественной
Информации) и от эффективности управления, невозможной без знания реального положения дел в обществе и понимания идущих в нем процессов. Не менее важно для современных обществ и наличие развитого критического мышления, способного разоблачать опасные социальные мифы и затруднять манипулирование массовым сознанием.
Отсюда – все возрастающая потребность современного мира в социологическом знании и в вырабатываемых социологией подходах к анализу социальной реальности, противостоящих как грубым идеологическим построениям, так и утопическим фантазиям.
Социолог – прежде всего, эксперт. Он изучает конкретные социальные проблемы и ситуации; вырабатывает общее видение и оценку идущих в обществе процессов; предлагает рекомендации по повышению эффективности управления в различных сферах общественной жизни и способы борьбы со злоупотреблениями властью – политической, экономической, информационной.
Своим советом профессиональный социолог стремится участвовать в принятии решений, важных для жизни общества, в определенной мере наследуя свою «миссию у философов, поэтов и политических мыслителей прошлого, нередко стремившихся (подобно Платону в Сиракузах или Макиавелли во Флоренции) играть роль «советника государя»[13]1.
Для России социолог – профессия достаточно новая. Более того, история становления и развития отечественной социологической науки демонстрирует, через какую острую борьбу и конфликты она пробивала себе дорогу в жизнь, завоевывала научный авторитет и влияние в системе управления государством и обществом. Тем не менее, и в России социологическая экспертиза постепенно становится неотъемлемой частью таких сфер деятельности, как принятие государственных решений, законодательный процесс, организация науки и образования, управление организациями, журналистика, реклама, избирательные кампании, общественная и правозащитная деятельность и т. д.
Результаты, получаемые социологом, можно использовать как инструмент для повышения эффективности экономики в масштабах как всей страны, так и отдельных регионов, для улучшения управления предприятиями и их персоналом, для повышения эффективности социальной политики в мегаполисах, для решения проблем неравенства, бедности, для разрешения этнических и религиозных конфликтов. В то же время,социологическое знание таит в себе определенные опасности. Социологическая экспертиза является сегодня мощным оружием, которое,
Оказавшись в тех или иных руках, может быть направлено в любую сторону и использовано для совершенно разных целей. С его помощью можно выигрывать или проигрывать выборы, поддерживать или, наоборот, подавлять свободу, предсказывать успех или неуспех реформ, поднимать эффективность предприятия за счет соперников по конкурентной борьбе, манипулировать общественным мнением или, наоборот, разоблачать и пресекать такие манипуляции. Важно поэтому, в каких руках это оружие находится.