Процесс становления личности
Стадия развития | Характеристика стадии |
Потенциальная личность | |
Человек, обладающий общими с людьми качествами | |
Индивидуальность | |
Самостоятельно действующий человек |
Как видно, в маленьком ребенке уже потенциально заложены социальные элементы. По мере развития выявляется социальная природа личности, ее связь с общностью за пределами индивидуального существования. Социальное бытие проникает в сознание ребенка вместе с речью и общением в семье, со сверстниками, с помощью средств массовой информации. Подросток начинает проявлять присущие только ему черты характера и поведения. Наконец, «зрелая» личность обладает самостоятельностью целей и поступков, способность нести ответственность за себя и других, умение мотивировать себя на активную социальную деятельность. У ребенка же сознательные цели и нормы реализуются лишь на уровне речи и под давлением взрослых[82].
Становится ясно, что понятие «личность» неправомерно связывать с возвышенными характеристиками («этот человек является личностью, потому что достиг профессиональных, политических, материальных или иных высот»). Реакции новорожденного ребенка носят социальный характер[83]. Личностью рождаются, в процессе жизнедеятельности человек овладевает ценностями, нормами, знаниями, умениями, выполняет социальные роли (например, матери или отца, руководителя предприятия), завоевывает определенные социальные статусы. В ряде случаях о человеке говорят «выдающаяся» или «историческая» личность. Возможен и обратный путь – деградация личности, что происходит у людей с алкогольной и наркозависимостью, а также в случае возникновения психопатологии.
Теоретико–методологические подходы к личности
Теории личности объясняют взаимоотношения личности и общества, личности и социальной группы. Наиболее известные теории:
· психоаналистические
· интеракционистские
· когнитивистские
Рассмотрим подробнее эти три направления научной мысли с описанием того, как идеи ученых реализовывались в практике жизнедеятельности общества.
Психоаналитический подход к личности
Психоаналитики рассматривали личность «изнутри», с точки зрения ее психических структур. Однако их идеи оказались полезны и для социологических исследований. В случае психоаналитического объяснения природы личности рассматриваются личностные конфликты, и делается вывод о том, что человек всегда находится в конфликте с обществом.
З. Фрейд – основатель психоанализа, полагал, что внутренняя структура личности состоит из трех элементов, у каждого из которых разные задачи. Биологическое по природе «Ид» ослабляет состояние напряжения и усиливает удовольствие. Это самый крупный и глубинный слой человеческой личности, ее строительный материал, сфера бессознательного. Задача «Эго» – сферы сознательного – заключается в обеспечении жизнеспособности и самосохранения личности. «Суперэго» – сфера обитания нравственных чувств – служит судьей или цензором поступков «Эго». Таким образом, в личности общественные запреты препятствуют биологическим побуждениям, что приводит и к внутренним конфликтам, и к конфликтам человека с общественной системой. Инстинктивные страсти индивидов, по Фрейду, сильнее рациональных интересов, следовательно, требуется контроль общества над агрессивными устремлениями людей.
Для социологического объяснения важна идея об аффективных переживаниях человека, которые не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оказывать активное воздействие на социальное поведение.
В 1950–х гг. один из последователей З. Фрейда Т. Адорно исследовал личность «фашистского» типа среди средних американцев[84]. Он выявил набор характеристик «авторитарной личности», который не утерял актуальности и в современных условиях. См., табл. 3.
Таблица 3.
Авторитарная личность по Т. Адорно*
Компонент | Описание |
Авторитарное подчинение | Терпимость и некритичность по отношению к членам «мы»–группы |
Авторитарная агрессия | Неприятие тех, кто нарушает принятые группой нормы морали и не признает ее ценностей |
Антиинтрацепция | Враждебное отношение к творческим людям |
Суеверия и стереотипы | Склонность к догматическим ответам |
Власть и психическая тугоподвижность | Деление мира на сильных и слабых, желание идентифицироваться с лидером |
Деструктивность и цинизм | Склонность к враждебности по отношению к слабым и членам «они»–групп |
Проективность | Вера в существование опасных сил, угрожающих существующему общественному порядку |
*Источник: Фернхем А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. – СПб.: Питер, 2001. – С. 133.
Авторитарные тип личности распространен и в России XXI в. К этому типу относятся те люди, которые стремятся к власти для преодоления внутренних психологических проблем – напряжения, комплексов, чувства неуверенности и т.п.
Интеракционистский подход к личности
Иной подход характерен для тех ученых, которые стали изучать личность «извне» – из сферы общественной жизни. Сначала они обращали внимание на факт человеческих взаимоотношений, а затем уже фокусировались на личности. Дж. Мид, Ч. Кули – основатели интеракционизма – считали, что человек получает свою личностную определенность через взаимодействие с группами – семьей, приятелями, профессиональным коллективом. Поэтому в структуру личности включены два компонента – «субъективное Я» – представление о себе самом в системе социальных отношений и «отраженное Я» – представление о себе, складывающееся из восприятия человека другими людьми. Соответственно существуют несколько типов личности.