Можно выделить несколько видов браков
1. Эндогамный брак, заключаемый мужчиной и женщиной одной социальной группы. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая или сословная эндогамия. Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.
2. Экзогамный брак, когда выбор партнеров осуществляется за границами своей социальной общности. В современном обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.
3. Полигамия – это брак, в который вступают несколько партнеров. Он бывает нескольких видов:
· полигиния (многоженство) – брак одного мужчины с двумя и более женщинами. В настоящее время в исламских странах это допустимо и встречается практика, при которой мужчина может иметь столько жен и детей, сколько может прокормить. В некоторых странах количество жен ограничивается четырьмя. Это наиболее распространенная форма полигамного брака. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве в значительно степени этноцентрично. Многие в российском обществе, например, считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, к превращению ее в рабыню. Это считается неслыханной жестокостью и вызывает возмущение (возможно, это чувство навеяно некоторыми фильмами о восточных владыках). Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус – в обществе с полигамной или моногамной формой брака. Во–первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во–вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.
· полиандрия (многомужество) – брак одной женщины с двумя и более мужчинами. Такие браки сохранились в Южной Индии и Тибете. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по своей численности женское.
· Групповой брак, в котором несколько мужчин живут вместе с несколькими женщинами. Это архаическая форма, которая встречается в настоящее время в некоторых племенах Африки и в цивилизованных странах как форма протеста против «мещанской морали».
· 4. Моногамия – исторически победившая форма брака одного мужчины с одной женщиной. Это самая распространенная форма брачных отношений в современном мире и единственно допустимая с точки зрения христианской морали.
Особый вид брачных союзов определяется специалистами как альтернативные. Возникают они либо в период ухаживания и помолвки в виде «молодежных» юридически неформальных отношений, либо как «конкубинат», под которым понимается связь женатого мужчины c незамужней женщиной, имеющей от него детей.
«Молодежные» браки первоначально были распространены в Скандинавии и Германии, в дальнейшем появились во всех промышленно развитых странах, а в последние годы и в России. Это тип добрачного сожительства, когда молодая пара проживает вместе, но не оформляет свой союз. Отношения между ними юридически оформляются лишь в том случае, когда они по обоюдному согласию зачинают ребенка. Такие отношения могут существовать продолжительный срок и, в конечном счете, не обязательно заканчиваться юридическим оформлением.
«Конкубинат» (от лат. «вместе» и «сожительствую») понимается как продолжительный союз женатого мужчины и незамужней женщины. При таком союзе мужчина имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка. Такие отношения существуют и в нашей стране, но о степени их распространенности судить трудно из–за отсутствия статистических данных.
К альтернативным формам брака относят и так называемый «Годвин–брак», названный по имени английского утописта первой половины XIX века В. Годвина, впервые описавшего такие взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Это брачный союз, для которого характерно раздельное проживание супругов и, соответственно, раздельное в принципе владение имуществом.
Возникновение альтернативных брачных союзов специалисты объясняют разнообразными обстоятельствами. Это и скрытая форма двоеженства, и проявление взаимного доверия, не требующего юридического оформления прав и обязанностей супругов, и возможность, например, пользоваться двумя квартирами, приусадебными участками и другими материальными выгодами. Вместе с тем, распространение альтернативных браков может отражать неудовлетворенность части мужчин и женщин единобрачием и их стремление «разнообразить» свои сексуальные контакты.
Многовариантность типов современных семей и брачных отношений вовсе не свидетельствует о кризисном состоянии моногамии на Западе, а отчасти и у нас, в России. Во всех промышленно развитых странах базовой семьей остается моногамия. На ее фоне альтернативные браки выглядят небольшими вкраплениями.
Семейные конфликты
Несмотря на различные виды брачных союзов, основным из них является союз мужчины и женщины. И от того, насколько будут взаимно удовлетворены потребности обоих партнеров брачного союза, зависит его прочность. Социологи выделяют следующие основные условия прочности брака:
· Любовь.
· Равноправие партнеров по браку по всем вопросам.
· Общность взглядов обоих партнеров как на проблему взаимоотношений в браке, так и наиболее интересные для них проблемы.
· Отдельное жилье (квартира, дом, комната).
· Материальное благополучие.
· Взаимное желание иметь детей и наличие детей в семье.
· Работа, приносящая удовлетворение супругам.
· Готовность к семейной жизни и знание основ отношений в брачном союзе (терпимость друг к другу, умение прощать и не замечать мелких недостатков, умение слушать и прислушиваться к мнению друг друга, взаимопомощь и т. д.).
Однако не всегда люди в силу тех или иных причин могут выполнить выше обозначенные условия. В таких случаях возникают семейные конфликты. Выявлена закономерность: чем больше семья, чем больше взаимодействующих в ней систем, тем труднее членам семьи сотрудничать друг с другом в удовлетворении своих потребностей. Нарушение функций семьи затрудняет её функционирование и повышает уровень ее конфликтности.
При анализе причин семейных конфликтов важно учитывать социальные факторы микро– и макросреды. К факторам микросреды следует отнести:
– ухудшение материального положения семьи;
– чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе;
– невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи;
– длительное отсутствие собственного отдельного жилья;
– отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.