Сбор социологической информации
Итак, определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые заслуживают особого внимания. Теперь встает задача выявления количественных параметров данных сторон и черт. Для этого, говоря языком социологов, необходимо осуществить полевой этаписследования. Название данного этапа весьма удачно, поскольку зона практических действий социологов и в самом деле представляет собой нечто вроде поля, с которого собирается урожай в виде надежной и представительной информации, способной помочь в осмыслении сложных проблем. В ходе полевого этапа исследования для сбора социологической информации применяются различные методы. Каждый из них имеет свои особенности, предъявляет определенные методические требования.
Как ни коротки слова «да», «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
Пифагор с Самоса
1. ИНТЕРВЬЮ И АНКЕТИРОВАНИЕ
Метод опроса – не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации кто-либо обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Методом опроса пользуются и юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства расследуемого происшествия, и журналисты, стремясь получить интересующие их сведения об отношении населения к тем или иным событиям, и т.д.
Опрос как метод познания социальных явлений и процессов имеет в прикладной социологии давние традиции. Но хотя в комплексе методов сбора первичной социологической информации он наиболее популярен, это не единственный и универсальный метод получения социологических данных.
Специфика опроса состоит прежде всего в том, что здесь источником информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных явлений и процессов. Ответы на предлагаемые респондентам вопросы образуют первичную социологическую информацию.
Для сбора первичной социологической информации используются интервью и анкетирование (рис. 5.1). Оба метода основаны на единых принципах конструирования вопросов и различаются преимущественно по степени формализованности опросника, а также процедуре опроса. Логика составления бланка-интервью или анкеты обусловлена характером операционализации основных понятий и выбором индикаторов для построения шкал измерения. Совокупность вопросов образует структурированную модель предмета анализа.
Рис. 1. Логическая схема видов опроса
И интервью, и анкетирование имеют как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, собранная при помощи этих методов информация позволяет выявить статистические закономерности, вскрыть тенденции развития тех или иных социальных процессов.
С другой стороны, ответы респондента преломляются через призму его субъективных представлений и оценок, что может поставить под сомнение достоверность данных. Кроме того, нельзя исключать таких потенциальных источников погрешности, как неискренность респондента, его неосознанные заблуждения, нежелание отвечать, некомпетентность и даже преднамеренная дезинформация.
Интервью чаще проводится в индивидуальном порядке, но существуют и групповые формы – так называемые фокус-группы. (О них речь пойдет в отдельном параграфе.)
2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОПРОСНИКА
Выше отмечалось, что исходной для конструирования опросника является модель, построенная в результате операционализации основных понятий. Она определяет число вопросов, их направленность, логику расположения. Структура каждого вопроса зависит от выбора индикаторов.
Как правило, опросник состоит из трех блоков: основных вопросов (проблемных), вспомогательных (уточняющих, контрольных) и «паспортички» – вопросов, выявляющих социальные и демографические характеристики респондентов. Обычно «паспортичка» располагается в конце опросника.
Что касается содержательных вопросов, то их последовательность должна учитывать характер субкультуры респондента и психологическую атмосферу его контакта с интервьюером (анкетером). Чтобы выбрать оптимальный вариант, полезно обратиться к уже апробированному методическому инструментарию прошлого исследования, проводившегося на аналогичную тему либо использованного в повторных или панельных исследованиях.
Независимо от тематики исследования вопросы должны быть сформулированы ясно, однозначно, с использованием лексики массового сознания, если речь идет о массовом опросе, или терминов, соответствующих профилю профессиональной деятельности, если предстоит опрашивать экспертов.
Внешнее оформление опросникаимеет важное значение. К нему предъявляется ряд требований:
ü бумага для массового опросника должна быть не самого высокого качества, чтобы он не был похож на официальный документ, но и не самая плохая, иначе у респондента создастся впечатление, что к нему относятся неуважительно;
ü бумага для экспертного опросника, напротив, должна быть самого высокого качества – этим подчеркивается важность оценочной процедуры, в которой эксперт выступает как ключевая фигура;
ü печать должна быть четкая, шрифт не должен быть смазанным, бледным, должен соответствовать шрифту массовых изданий – он привычно воспринимается и легко читается;
ü вопросы целесообразно печатать полужирным, а варианты ответов – обычным шрифтом;
ü интервалы между строками не должны быть узкими – это затрудняет восприятие вопросов, вызывает раздражение респондента и может привести к ошибочным ответам;
ü в анкете следует использовать замечания, уточнения, пояснения, указатели перехода к более «удаленным» вопросам, выполненные специальными шрифтами (например, курсив), рамки, стрелки, значки и графические символы. Подобное оформление оживит анкету, исключит ее монотонность, предотвратит быстрое уставание респондента.
К структуре содержания опросникаследует также соблюдать ряд требований:
ü в анкете должна быть «шапка», включающая название организации, проводящей опрос (для экспертов обязательно с указанием адреса, телефона, факса или электронной почты организации); название темы опроса; обращение к респонденту или эксперту с кратким изложением цели исследования и правил заполнения анкеты;
ü отдельные тематические блоки вопросов целесообразно предварить кратким подзаголовком, чтобы «мобилизовать» внимание респондента или эксперта на очередную проблему;
ü в конце анкеты следует поблагодарить респондента (эксперта) за участие в опросе.
Составленную анкету, равно как и бланк-интервью, необходимо апробировать с точки зрения полноты охвата изучаемой проблемы, логики построения, ясности и однозначности формулировки вопросов, валидности используемых шкал измерения. С этой целью можно прибегнуть к совместному обсуждению опросника аналитической и методической группами исследовательской организации; обратиться к специалистам с просьбой о проведении экспертной оценки; провести пилотаж, т.е. анкетирование на небольшом массиве (20–30 человек).
Пилотажпозволяет, кроме того, измерить «усредненное» время заполнения анкеты респондентом или интервьюером, выявить схожие или повторяющиеся по смыслу вопросы либо отсутствие ряда вопросов, необходимых для получения важной информации. В пилотаже независимо от того, идет ли речь об анкете или бланке-интервью, их апробация всегда должна осуществляться в устной форме. Это касается и телефонного интервью, и почтового опроса.
В многоплановых аналитических исследованиях, где применяется сложный методический инструментарий, может возникнуть потребность в двух или трех пилотажах. Их проведение целесообразно поручить разработчикам опросника, которые способны уловить мельчайшие недостатки тех или иных вопросов, обнаружить психологические барьеры их восприятия. В процессе пилотажа фиксируются реакция респондента на каждый вопрос, его замечания. Если он затрудняется ответить, нужно попытаться выяснить причину. В случае непонимания какого-то вопроса, последний формулируется по-новому.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСОВ
Прежде чем приступить к формулировке вопросов, следует осуществить несколько «фильтрующих» процедур:
1)принять решение о целесообразности сбора информации по всем признакам предмета анализа, исключить вопросы по ряду признаков в тех случаях, когда имеются достоверные статистические сведения, способные заменить первичную социологическую информацию;
2)решить, требуется для измерения параметров признака один или несколько (взаимодополняющих) вопросов;
3)попытаться оценить, можно ли рассчитывать на достаточный уровень компетентности респондентов при ответах на вопрос;
4)установить, не совмещает ли в себе вопрос две проблемы или более, относящиеся к различным социальным явлениям.
Если проводится крупномасштабное исследование на основании территориальной выборки с последующей группировкой объекта по регионам, позиции для вопросов социально-экономического, экологического, демографического характера «паспортички» целесообразно заимствовать из официальной статистики с тем, чтобы обеспечить сопоставимость выборочных данных с общестатистическими.
В ряде случаев основные вопросы желательно сопроводить вопросами, которые позволяют выявить мотивацию поведения респондента, его отношение к чему-либо, кому-либо. Например, после вопроса, намерен ли респондент участвовать в очередных выборах, напрашивается следующий: чем он объясняет свое решение.
Причиной некомпетентности респондента может быть простая неинформированность. Поэтому вопрос о его отношении к какому-либо объекту должен предваряться вопросом о том, знаком ли он с этим объектом. Например, до вопроса об отношении к движению «зеленых» следует спросить, в какой степени респондент знаком с этим движением.
Необходимо избегать абстрактной формулировки вопроса, включающей идеологемы, например: «Считаете ли вы характерным для россиян конформистский образ мышления?»
Каждый вопрос должен быть нацелен на получение строго однозначной информации. Например, трудно ответить на вопрос «Как вы относитесь к демократам –сторонникам интенсивного вхождения России в рыночную экономику и сближения с Западом?», поскольку неясно, на чем ставить акцент: на «вхождении в рыночную экономику» или на «сближении с Западом».
В сравнительных исследованиях, когда какие-то проблемы, актуальные для одной группы населения, уже не актуальны для другой (например, для старшего поколения в отличие от молодежи не актуальны выбор профессии, планирование семьи и др.), приходится составлять две анкеты. Сопоставимость результатов исследования по двум анкетам обеспечивается идентичностью позиций вопросов, одинаковых для обеих анкет.
4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ
Вопросы должны включать простые и понятные термины, широко используемые в повседневной жизни.
Необходимо убедиться в том, что вопрос: Одостаточно ясен с точки зрения лексики, органически присущей объекту изучения; Оне громоздкий, не перегружен лишними словами; Ооднозначен по смыслу и будет адекватно понят респондентом; Оимеет недвусмысленное содержание из-за какого-то знака препинания.
В вопросах, выявляющих установки, ценностные ориентации, политическое поведение, нередко используются абстрактные понятия, не доведенные до эмпирического индикатора, скажем, «принцип социальной справедливости», «центристская политика» и т.д. Не зная точного смысла подобных выражений, респондент будет отвечать наугад. Такой же исход вполне вероятен и при использовании в вопросах аббревиатур типа МВФ (Международный валютный фонд), ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) без расшифровки.
Примеры, данные ниже, иллюстрируют изложенное. Неоднозначная трактовка использованных в вопросе слов возможна в следующем случае: «Какой вид обуви вы предпочитаете?» Под словом «вид» респондент может подразумевать и фасон, и марку (производителя) изделия, и страну-производителя; к тому же неясно, об обуви какого сезона идет речь.
Вопрос «Считаете ли вы важным главенство в общественных отношениях в нашей стране на современном этапе принципа социального равенства или приоритетным должен быть принцип равенства шансов?», не только чрезмерно громоздкий, но и слишком абстрактный. Оба упомянутых принципа респонденты могут толковать по-разному.
Вопрос «Как вы считаете, виноваты ли федеральные органы власти в том, что учителям задерживается заработная плата?» неоднозначен, так как под федеральными органами власти может пониматься и правительство, и министерство финансов, и министерство образования.
Если вопрос не нацелен непосредственно на выявление отношения к персоналиям (построение рейтингов, изучение электоральных предпочтений), то следует избегать упоминания имен, поскольку симпатия или антипатия респондента к упоминаемой личности могут оказать влияние на ответ.
Например, на вопрос «В своем выступлении по радио Президент России Б. Ельцин подчеркнул, что вхождение в рынок это – единственный путь прогресса. Вы согласны с этим заключением?» часть тех, кто симпатизирует данному президенту РФ, даже относясь к идее рынка критически, тем не менее могут ответить положительно. И наоборот.
Если речь идет о достаточно щепетильных вещах (доходах, взаимоотношениях людей, отклоняющемся поведении), то в таких случаях прибегают к косвенным вопросам.
Например, вместо вопроса «Приходится ли вам давать взятки при решении ваших проблем в государственных инстанциях?» можно спросить: «Известны ли вам случаи, когда (или: Приходилось ли вам слышать о том, что...) кто-либо из ваших знакомых был вынужден давать взятку при решении своей проблемы в государственных инстанциях?».
5. ФОРМА ВОПРОСА
Различают вопросы линейные, перечневые, табличные, шкальные, тестовые, графические, семантические, образные (рис. 5.2). Эти формы используются не только в анкетах, но и в интервью.
В линейных вопросахварианты ответов располагаются последовательно и респондент может выбрать один из них или несколько. Все варианты относятся только к предмету, сформулированному в вопросе.
Пример: «Какие последствия вы ожидаете от деноминации рубля?»:
1 – рост цен; 2 – снижение цен; 3 – укрепление рубля; | 4 – ослабление рубля; 5 – никаких серьезных последствий. |
Рис. 2. Логическая схема видов вопросов
Перечневые вопросыпредполагают различные варианты предмета анализа, подлежащего оценке, и могут быть как закрытыми (с полным набором ответов), так и открытыми. Они выявляют: отношение респондента к персоналиям (политикам, артистам, спортсменам и т.д.), т.е. измеряют рейтинг; предпочтение видов деятельности (например, во время досуга); потребительские предпочтения; информированность о событиях, людях, видах товара и др.
Пример: «Как вы считаете, кто из перечисленных ниже лиц будет претендовать в нынешнем году на пост губернатора вашей области?»
1 – Иванов А.
2 – Петров Б.
3 – Сидоров В. и т.д.
Выбор респондентом вариантов ответа может быть неограниченным или предусматривать ограничение типа: выбрать не более 3 или не более 5 вариантов ответа. Такое ограничение вводится для более точной оценки устойчивости установок.
Табличные вопросыиспользуются в двух случаях: когда по структуре объединяется несколько вопросов, различающихся по предмету, но имеющих одинаковую шкалу оценки, и когда перечневый вопрос строится на базенекоторойшкалы измерения, используемой для каждого предмета выбора, оценки.
Например:
1. Как вы оцениваете свои жизненные условия сегодня?
Жизненные условия | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо | Затрудняюсь ответить |
Материально обеспечены | ||||
Питаетесь | ||||
Одеваетесь | ||||
И т.д. |
2.Что характерно, по вашему мнению, для разных периодов истории Украины?
Явления и процессы | До 1917 г. | В период Сталина | В период Хрущева | В период Брежнева | В настоящий период |
Подъем экономики | |||||
Кризис экономики | |||||
Рост благосостояния населения | |||||
Обнищание населения | |||||
Развитие демократии | |||||
Ущемление прав граждан | |||||
И т.д. |
Шкальные вопросыпредполагают построение ранговых (балльных) или интервальных шкал, которые измеряют величину (возраст, заработная плата, число выписываемых газет и т.д.), частоту (посещения мероприятий, приобретения чего-то, обращения к телеканалу, радиостанции и т.п.), интервалы времени (сезонность потребления, просмотра телепередач и др.), отношение (к политическим партиям, видам товаров и проч.).
В подобных измерениях могут использоваться различные шкалы: с числовыми значениями (баллы, проценты, градусы), с условной градацией.
Например: «К каким странам ближе Россия по уровню экономического развития? Поставьте “крестик” в клетку ближе к одной из стран или посередине, еслиблизость к этимстра-нам отсутствует»:
Тестовые вопросыимеют линейную, перечневую или комбинированную конструкцию.
Пример последней: Выберите, пожалуйста, в каждой паре суждений то, с которым вы согласны в большей степени, и отметьте его:
А)
1 – В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него были спокойная совесть и душевная гармония
2 – В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него были доступ к власти, возможность оказывать влияние на других
Б)
1 – В жизни главное – хорошие отношения в семье и с друзьями
2 – В жизни главное – общественное признание и успех и т.д.
Образные вопросыоснованы на иллюстрациях или эскизах, отображающих ситуативные композиции, мимики, жесты.
Например: «Как вы оцениваете свое материальное положение?»
6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ИНТЕРВЬЮ
Качество интервью, т.е. получение откровенной и достоверной информации, зависит от многих факторов. Среди них атмосфера доброжелательности, тактичное поведение интервьюера, постепенное «вхождение» в тему – от простых вопросов к сложным, отсутствие намеренного или непроизвольного навязывания интервьюером своей позиции.
Вводная часть интервьюдолжна быть лаконичной, не отвлекать респондента от основной темы опроса.
Например: «Здравствуйте! Я представитель Центра социологических исследований, изучающего отношение населения к новым видам туристских услуг. Вы предпочитаете проводить отпуск дома, на даче, или на курортах?..» Если «молниеносный» контакт не завязывается, интервьюер должен в течение 2–3 мин попытаться уговорить потенциального респондента. В случае неудачи попытку следует прекратить и приступить к отбору следующего респондента, согласно инструкции по выборке.
Интервьюер обязан спокойно, без раздражения дать полные ответы на все вопросы респондента, касающиеся темы и цели опроса (разумеется, в рамках своей компетенции), и обязательно подчеркнуть, что опрос анонимный, что респондент имеет полное право на любые формы ответов, а также на отказ отвечать.
Стиль поведения интервьюера должен быть уважительным, дружелюбным. Опрос не должен превращаться в допрос!
В процессе беседыроль ведущего постоянно должна быть у интервьюера. Чтобы овладеть этой ролью, ему необходимо досконально знать содержание бланка-интервью, помнить очередность вопросов, что поможет избежать длительных пауз.
Интервьюеру следует уходить от любых дискуссий с респондентом и только регистрировать его мнение, но не комментировать его. Должны быть исключены собственные оценки, неодобрительные замечания во время общения с респондентом, проявления равнодушия, безразличия. Более того, интервьюер должен всячески подчеркивать интерес к тому, что говорит его собеседник. Это может быть одобрительный кивок, улыбка и т.д. Если респондент спрашивает о точке зрения интервьюера на обсуждаемую проблему, тот должен объяснить, что его функция – выяснить различные мнения, а не навязывать свое.
В случае, когда респонденту непонятен вопрос, его нужно повторить еще раз; если он опять непонятен, кое-где усилить акценты. Если вопрос непонятен респонденту после повторного прочтения, этот факт зафиксируется и интервьюер переходит к следующему вопросу. Объяснять респонденту суть вопроса можно лишь тогда, когда это предусмотрено инструкцией.
Задавать вопросынужно в той последовательности, в которой они изложены в бланке. Каждый предыдущий вопрос должен быть как бы введением к последующему, что гарантирует непрерывность и последовательную логику беседы.
Вопрос может быть пропущен только в случае, если на этот счет в бланке-интервью есть специальные указания.
В ситуации, когда ответ не отличается конкретностью или однозначностью, интервьюеру целесообразно попытаться уточнить позицию респондента, задав наводящие вопросы типа: «Эта мысль интересна. Смогли бы вы объяснить ее подробнее?», или «Значит, вы считаете, что...,» или «А точнее, что именно вы имеете в виду?»
Причиной отказа от ответа нередко бывает некомпетентность респондента или нежелание огласить свою позицию, кажущуюся ему несовместимой с общепринятой. Уловив это обстоятельство, интервьюер может сказать: «Наверное, я не совсем ясно зачитал вопрос. Позвольте, я повторю его», или «Данная проблема действительно сложная, порождающая различные мнения, что вполне правомерно. И все-таки мне было бы интересно узнать по этому поводу ваше личное мнение».
Регистрировать ответыпроще всего в формализованном интервью, когда интервьюер обводит ответы респондента по заранее проставленным числовым кодам. Свободное интервью предполагает «стенографирование» ответов. Для ускорения записи рекомендуется использовать ряд обозначений (их круг может быть расширен самим интервьюером):
1) обозначения по процедуре опроса: //повторно зачитанный вопрос; жуточняющий вопрос; ? вопрос, заданный респондентом; ~J респондент не понимает вопрос;
2) обозначения реакций респондента: иреспондент улыбается (смеется); преспондент недоволен (возмущен); с:«затяжное» (задумчивое) молчание респондента.
Конструирование анкеты осуществляется с учетом требований к форме, содержанию, числу и последовательности вопросов.
По формевопросы бывают закрытыми, полузакрытыми и открытыми.
К закрытым вопросам «прилагается» заранее сформулированный полный набор ответов. К полузакрытым – максимум заранее сформулированных вариантов ответов, а также дополнительные строки для свободного ответа.
Открытый вопрос предполагает только свободный ответ респондента. Закрытые и полузакрытые вопросы конструируются тогда, когда исследователю заранее известны все или почти все варианты ответов. В противном случае вопрос задается в открытой форме.
Закрытые вопросы могут быть альтернативными, когда сумма всех вариантов ответов равна 100 %, и неальтернативными, когда предоставляется возможность выбора нескольких вариантов, в результате чего сумма ответов может превысить 100 %.
Если в перечне ответов не предусмотрена позиция «затрудняюсь ответить», отсутствие ответа кодируют отдельно.
По содержаниювопросы могут быть направлены на констатацию фактов, знаний («Читаете ли вы газету “Известия”», или «Могли бы вы назвать примеры этнического геноцида из истории СССР?»); мнений, намерений, представлений, поведения («Кто может стать, по вашему мнению, следующим президентом России?», или «Где вы намерены провести летний отпуск?», или «Какой вы представляете себе вашу будущую квартиру?», или «Как вы провели прошлое воскресенье?»).
Общее число вопросовв анкете зависит от полноты операциональной схемы, а соотношение числа открытых и закрытых вопросов – от степени изученности предмета исследования.
Логическая последовательностьвопросов в анкете (как правило, от простых к сложным) предопределена структурой предмета исследования, а также психологическими требованиями к коммуникативному процессу. Важно, чтобы анкета не начиналась с вопросов, способных насторожить, а то и отпугнуть респондента. Для смягчения остротыпсихологически трудных вопросов можно задать предварительный «вводный», начинающийся, например, со слов: «Бытует мнение, что...»
Как свидетельствует опыт, после 35–50 минут внимание респондента обычно притупляется, поэтому целесообразно вопросы объединить в блоки, которые выделяются тематическими заголовками. Более сложные вопросы стоит расположить в рамках первых 40 минут заполнения анкеты. Оптимальной считается анкета, заполнение которой в среднем не превышает одного часа.
7. ПОЧТОВЫЙ ОПРОС
Почтовый опрос – разновидность анкетирования, эффективный прием «заочного» сбора первичной эмпирической информации. Этот метод с успехом используется как для выяснения мнений населения, так и для получения экспертных оценок.
Важное преимущество почтового опроса – простота организации. Нет необходимости в подборе, обучении, контроле за деятельностью интервьюеров. При известном опыте подготовка и рассылка всей документации для почтового опроса 2000–3000 человек может быть осуществлена двумя работниками за 7–10 дней, что значительно уменьшает материальные расходы на исследование, обеспечивая тем самым низкую стоимость информации. К достоинствам метода относится и то, что он позволяет одновременно опросить людей, проживающих на большой территории, в том числе в труднодоступных районах. Кроме того, благодаря отсутствию контакта между респондентом (экспертом) и анкетером (интервьюером) психологический барьер, который возникает иногда при индивидуальном опросе, здесь исключен. На респондента не «давят» и временные рамки – он может не спешить, уточнить какие-то детали для ответа на вопросы анкеты.
Среди недостатков почтового опроса назовем прежде всего неполный возврат анкет, что снижает надежность собранных данных. Если бы причиной этого были лишь случайные обстоятельства, было бы достаточно увеличить число рассылаемых анкет. Однако практика почтового опроса, результаты методических экспериментов доказывают, что здесь действуют не случайные причины, а систематические. В одних ситуациях в заочном анкетировании активнее участвуют представители старших возрастных групп (например, по вопросам, касающимся пенсионной или налоговой политики государства), в других – молодежь (например, по вопросам выбора жизненного пути или рейтинга рок-групп). В целом процент возврата анкет зависит от социально-демографической структуры обследуемых. Обычно состав ответивших на анкету по полу, возрасту, образованию, стажу профессиональной деятельности в большей или меньшей степени не соответствует составу генеральной совокупности. Очевидно, что такое отклонение невозможно устранить путем увеличения числа рассылаемых анкет.
На надежность получаемых результатов в почтовом опросе влияют и другие факторы. Так, мнения ответивших могут не совпадать с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе; не редки ситуации, когда респондент не сам заполняет анкету, а перекладывает это на кого-либо из членов семьи; нельзя исключить и случаи группового «творчества».
Следовательно, важнейшая методическая и организационная задача, решаемая исследователем при планировании и проведении почтового опроса, – стимулирование возврата анкет. Опыт показывает, что 70–75%-ный возврат обеспечивает достаточно высокую надежность результатов. Существуют реальные приемы достижения этого уровня, направленные на создание у респондентов благоприятной установки на участие в почтовом опросе.
Методический инструментарий для почтового опроса должен отвечать повышенным требованиям. Если при непосредственном общении интервьюер «подстраховывает» исследователя, помогает респондентам понять содержание вопросов и правила ответа на них, то при почтовом анкетировании такой возможности нет. Все контакты социолога с опрашиваемым и в основных моментах, и в деталях опосредуются только документами. Из этого следует, что допущенные в анкете методические ошибки исправить по ходу исследования не представляется возможным и они неизбежно «воплотятся» в полученных результатах в виде систематической погрешности.
В почтовой анкете обязательно должно быть краткое вступление, где дается объяснение правил, по которым она заполняется. Такое вступление помогает завоевать расположение респондента, добиться сокращения числа ошибок, пропусков в ответах.
В начале анкеты располагают простые вопросы, интересные по содержанию. Вопросы, требующие серьезных размышлений, а также открытые и табличные вопросы, предусматривающие выбор из большого числа суждений, задают позже. В общем случае анкету завершает «паспортичка».
Близкие по содержанию вопросы группируют в блоки.
Оформление анкетытребует серьезного внимания. В частности, строчные буквы целесообразно использовать для вопросов, прописные – для ответов. Коды, идентифицирующие ответы, лучше всего поместить слева от градаций. Желательно предусмотреть переходы, вводящие опрашиваемого в новый тематический блок и подсказывающие смену конструкции, формы вопросов, использовать визуальные средства (стрелки, указатели, пробелы), помогающие респонденту не сбиться с направления «движения», заданного исследователем. Не допускается перенос части вопроса со страницы на страницу.
При оформлении анкеты рекомендуется использовать различные шрифты, придумать для нее привлекательное, броское название. Формат по возможности выбирается такой, чтобы респонденту не пришлось складывать анкету при отправке.
На последней странице обычно помещают обращение к респонденту с предложением дать какие-либо дополнительные комментарии по теме опроса и выражением благодарности за участие в исследовании.
Существует некоторая отрицательная связь между объемом (длиной) анкет и уровнем их возврата. Тем не менее иногда, чтобы усилить интерес опрашиваемого к анкете, вводят ряд дополнительных вопросов, а не сокращают ее.
Некоторые считают, что высокий возврат при проведении почтового опроса достигается лишь в достаточно однородных социальных или демографических группах. В действительности заочная форма анкетирования успешно применяется при массовых обследованиях общественного мнения, когда выборочная совокупность включает представителей всех слоев населения.
На численность выборочной совокупности, используемой при почтовом опросе, обычно не накладывается каких-либо ограничений. Она определяется целями исследования, материальными и организационными возможностями исследовательского коллектива. Этот метод не рекомендуется применять при изучении достаточно замкнутых совокупностей, где велика вероятность контактов потенциальных респондентов. Так, если почтовые анкеты разослать членам небольшого трудового коллектива или жителям деревни, то, несомненно, этот факт вскоре станет предметом обсуждения между ними и ответы на вопросы анкеты, как и само участие в почтовом опросе, окажутся в некоторой степени итогом коллективного мнения.
Минимальное число рассылаемых анкет – 400. В этом случае высока вероятность получения 250–300 анкет для последующей обработки и анализа.
Адреса потенциальных респондентов при опросе населения можно извлечь из списков избирателей, из домовых книг, телефонных, коммерческих справочников. Если изучается аудитория какой-либо газеты, журнала, адреса подписчиков определяются по картотекам почтовых отделений. Почтовый опрос применим и при исследовании мнений трудящихся больших коллективов. При этом выборка комплектуется на основе данных отделов кадров предприятия (учреждения).
Увеличение возврата почтовых анкет достигается за счет рассылки респондентам уведомлений (см. образец 1). Они направляются за 3–4 дня до отправления анкет и настраивают человека на участие в опросе. В уведомлении указывают, каким образом исследователи получили адрес респондента (например, по списку избирателей, в адресной книге и т.д.), чему будет посвящен опрос, какие цели ставят перед собой исследователи; подчеркивается важность участия данного респондента в опросе. Обычно высылка уведомлений повышает возврат анкет на 10–15 %.
Образец 1.
________________________________
УВЕДОМЛЕНИЕ
Уважаемый (уважаемая) _________________
Центр социального прогнозирования по инициативе редакции газеты «Коммерсантъ» проводит социологическое исследование. Его цель – изучение читательской аудитории, более полный учет интересов подписчиков при подборе публикуемых в газете материалов.
Социологический опрос будет проведен по анкете, которую через несколько дней мы вышлем по Вашему адресу. Просим Вас принять участие в опросе.
Ваш адрес был выбран случайно из адресов пяти тысяч человек, обращавшихся в газету в прошлом году.
Заранее благодарим за участие в почтовом опросе.
С уважением...
____
Одновременно с рассылкой анкет в том же конверте высылаются другие документы. Среди них обязательно должно присутствовать сопроводительное письмо. Здесь, обращаясь к респонденту по фамилии или имени и отчеству, следует повторить просьбу об участии в почтовом опросе, подробно изложить цели исследования, подчеркнуть его практическую направленность, обратить внимание потенциального респондента на анонимность анкеты (нужно или нет подписывать возвращаемую анкету). Обязательно приводятся адрес и телефон исследовательской организации, что при необходимости позволит респонденту получить дополнительную информацию об исследовании, о правилах заполнения анкеты (см. образец 2).
Образец 2
____