Слова — это второй уровень творения. 3 страница

Но зачем вообще страдать? Зачем вообще допускать саму возможность страдания?

Как Я уже объяснял, ты не сможешь познать то и стать тем, чем ты являешься, в отсутствие того, чем ты не являешься.

И все равно я не могу понять, откуда мы взяли, что страдание — это хорошо?

Очень мудро, что ты так настойчив в этом вопросе. Изначальная мудрость, окружающая молчаливое страдание, сейчас настолько извращена, что многие верят (а некоторые религии, по существу, учат этому), что страдание — это хорошо, а радость — это плохо. И вы решили, что если у кого-то рак и он молчит об этом, то он святой, а если у другой (возьмем взрывоопасную тему) здоровая сексуальность и она открыто наслаждается ею, то она — грешница.

Да уж, взрывоопаснее не придумаешь. И Ты так хитро использовал местоимение женского рода. Это специально для того, чтобы подчеркнуть что-то?

Это для того, чтобы показать тебе ваши предубеждения. Вы ведь не любите думать о женщинах, обладающих здоровой сексуальностью и, к тому же, еще открыто наслаждающихся ею.

Вы предпочитаете видеть мужчину, умирающего без стона на поле брани, чем женщину, со стоном занимающуюся любовью на улице.

А Ты бы что предпочел?

У Меня нет никаких суждений. Но у вас их великое множество, всяких и разных, — и Я полагаю, что именно ваши суждения удерживают вас от радости; а ваши ожидания делают вас несчастными. Всё это, вместе взятое и порождает ваши трудности и, таким образом, приносит вам страдание.

Откуда мне знать, что Твои слова — истина? Откуда мне знать, что это вообще говорит Бог, а не мое воспаленное воображение?

Ты уже спрашивал об этом. Мой ответ остается неизменным. Какое это вообще имеет значение? Даже если представить себе, что всё, что Я сказал, «неверно», можешь ли ты придумать лучший способ жизни?

Нет.

Тогда «неверное» — верно, а «верное» — неверно! И вот что Я еще тебе скажу, чтобы помочь тебе выбраться из этой дилеммы: не верь ничему из того, что Я говорю. Просто проживи это. Ощути это. Затем — живи любой парадигмой, какой хочешь. А потом — пересмотри свой опыт, чтобы найти свою собственную истину.

Однажды, если наберетесь достаточно храбрости, вы ощутите мир, в котором считается, что заниматься любовью лучше, чем воевать. В этот день вы возрадуетесь.

Жизнь так ужасна. И так запутанна. Я бы хотел, чтобы всё было яснее.

В жизни нет ничего ужасного, если ты не привязан к результатам.

Имеется в виду: если ты ничего не хочешь?

Именно так. Выбирай, но не желай.

Легко тем, от кого никто не зависит. А если у тебя жена и дети?

Путь семьянина всегда был очень трудным. Может быть, самым трудным. Как ты уже отметил, легко «ничего не хотеть», когда ты занят только собой. Естественно, когда у тебя есть ответственность за тех, кого ты любишь, ты желаешь им только самого наилучшего.

Тебе больно, когда ты не можешь дать им всего, что тебе хотелось бы им дать. Хороший дом, красивую одежду, еды вдоволь. У меня такое ощущение, что уже двадцать лет я только и борюсь за то, чтобы свести концы с концами. И мне всё еще нечем похвастаться.

Ты говоришь о материальном благополучии?

Я говорю о том необходимом, что любой человек хотел бы дать своим детям. Я говорю о каких-то самых простых вещах, которыми любой мужчина хотел бы обеспечить свою жену.

Понимаю. Ты думаешь, что твоя задача в жизни состоит в том, чтобы обеспечить им все эти вещи. И ты воображаешь, что в этом вся твоя жизнь?

Не уверен, что я сформулировал бы это так. Это не то, в чем вся моя жизнь, но, уж конечно, было бы неплохо, если бы это было, по крайней мере, побочным результатом.

Хорошо, тогда вернемся назад. В чем ты видишь действительный смысл своей жизни?

Непростой вопрос. За все эти годы у меня было много разных ответов на него.

Каков твой ответ сейчас?

Похоже, у меня два ответа на этот вопрос: ответ, который мне хотелось бы видеть, и ответ, который я вижу.

Какой ответ ты хотел бы видеть?

Я хотел бы, чтобы моя жизнь была посвящена эволюции моей души. Мне бы хотелось, чтобы моя жизнь была выражением и испытанием тех моих качеств, которые я люблю больше всего. Той части меня, которая является состраданием, терпением, дарением и помощью. Той части меня, которая является пониманием и мудростью, прощением и... любовью.

Звучит так, будто ты продолжаешь вслух читать эту книгу!

Да, это прекрасная книга — на эзотерическом уровне. Но я пытаюсь понять, как всё это осуществить «на деле». Но на твой вопрос существует ответ, который я реально вижу, — и заключается он в том, что вся моя жизнь посвящена лишь выживанию изо дня в день.

Ага! И ты думаешь, что одно мешает другому?

Ну...

Ты считаешь, что духовный путь препятствует выживанию?

По правде говоря, я хотел бы большего, чем просто выживать. Все эти годы я выживаю. Замечу, что мне и сейчас приходится этим заниматься. Но хотелось бы, чтобы борьба за выживание прекратилась. Я вижу, что пережить день и дожить до следующего — это до сих пор борьба. А я хочу не просто выживать. Я хочу процветать.

А что бы ты назвал процветанием?

Иметь достаточно, чтобы не беспокоиться о том, где достать следующий доллар; чтобы не приходилось испытывать стрессы и напряжение при одной лишь мысли, что надо платить за жилье и где достать денег на оплату счета за телефон. Я хочу сказать, что я ненавижу опускаться до такой приземленности, но мы говорим сейчас о реальной жизни, а не о сказочно-выдуманной, духовно-романтической картине жизни, которую ты в этой книге изображаешь.

Я, кажется, слышу нотки гнева?

Не столько гнева, сколько отчаяния. Я играю в эти духовные игры вот уже более двадцати лет, и посмотри, к чему они меня привели. От приюта для нищих меня отделяет всего лишь еще один счет, который надо будет оплатить! А я только что потерял работу, и, похоже, наличных снова ждать неоткуда. Я начинаю по-настоящему уставать от этой борьбы. Мне уже 49 лет, и хотелось бы иметь в жизни некоторую обеспеченность, чтобы я мог посвящать больше времени «Божественному», духовному «развитию» и т. д. Там мое сердце, но моя жизнь не пускает меня туда…

Золотые слова, и Я предполагаю, что ты говоришь за очень многих людей, когда делишься этими переживаниями. Я отвечу на твою исповедь по пунктам, чтобы мы легко могли проследить и проанализировать ответ.

Ты не «играл в эти духовные игры» в течение двадцати лет, ты лишь ходил вокруг да около (кстати, это не «нотация», а просто констатация факта). Я допускаю, что на протяжении двух десятков лет ты наблюдал их, заигрывал с ними, время от времени экспериментировал... но Я не чувствовал твоей настоящей — самой настоящей — вовлеченности в эту игру до совсем недавнего времени.

Давай разъясним, что «играть в духовные игры», означает посвящать весь свой разум, всё свое тело, всю свою душу созданию Себя по образу и подобию Бога.

Это процесс Самореализации, о котором писали мистики Востока. Это процесс спасения души, которому посвящена большая часть богословия Запада.

Это ежедневная, ежечасная, ежеминутная деятельность высшего сознания. Это процесс выбора вновь и вновь, каждый миг. Это непрекращающееся творение. Осознанное творение. Творение с целью. Это использование средств созидания, которые мы уже обсудили, и их применение с полным знанием и из самых высоких побуждений. Вот что такое «играть в эти духовные игры». Так сколько ты этим занимался?

Я даже и не начинал.

Не бросайся из крайности в крайность и не будь таким строгим по отношению к себе. Ты действительно посвятил себя этому процессу — и на самом деле ты вовлечен в него дольше, чем допускаешь для себя. Но никак не двадцать лет. Впрочем, не важно, как долго ты был в него вовлечен. Вовлечен ли ты сейчас? Только это и имеет значение.

Давай пойдем дальше. Ты попросил «посмотреть, до чего тебя довели» и описываешь свое состояние, как «в одном шаге от приюта для нищих». Я смотрю на тебя и вижу совсем другую картину. Я вижу человека, которого лишь шаг отделяет от дома богача! Ты чувствуешь, что оплати еще один счет — и ты канешь в безвестность; Я же вижу, что оплати еще один счет — и ты окажешься в Нирване. Разумеется, многое зависит от того, что ты воспринимаешь как «плату» — и ради чего ты стараешься.

Если цель твоей жизни состоит в том, чтобы достичь, так называемой, защищенности, то Я вижу и понимаю, почему ты чувствуешь, что «еще один счет — и ты в приюте для нищих». Но даже это суждение можно ис­править. Потому что, с Моей платой все блага придут к тебе — в том числе и опыт ощущения себя защищен­ным в материальном плане.

Моя плата — вознаграждение, которое ты получаешь, когда ты «содействуешь» Мне, — обеспечивает гораздо большим, чем просто душевным покоем. Ты также мо­жешь иметь и материальное благополучие. Ирония в том, что, как только ты испытаешь тот душевный по­кой, который дается как Моя награда, ты обнаружишь, что материальное благополучие беспокоит тебя в по­следнюю очередь.

Даже материальное благополучие членов твоей семьи больше не будет твоей заботой, ведь как только ты под­нимешься до уровня Божественного сознания, ты пой­мешь, что ты не в ответе ни за какую другую человечес­кую душу. И, хотя достойно одобрения желать каждой душе жить в покое, каждая душа должна выбирать — и она выбирает — свою собственную судьбу в каждый миг.

Понятно, что намеренно обижать или уничтожать дру­гого — не самое высокое действие. Понятно, что так же недопустимо не обращать внимания на нужды тех, кого ты сделал зависимыми от тебя.

Твоя задача состоит в том, чтобы помочь им стать неза­висимыми; научить их как можно быстрее и основа­тельнее тому, как обходиться без тебя, потому что ты для них не благо, пока они нуждаются в тебе, чтобы вы­живать. Ты становишься для них благом только в тот момент, когда они понимают, что не нуждаются в тебе.

В том же смысле, величайший момент для Бога наступа­ет тогда, когда ты осознаешь, что не нуждаешься в Боге.

Знаю, знаю... Это противоречит всему, чему тебя когда-либо учили. Твои учителя рассказывали тебе о гневном Боге, ревнивом Боге, о Боге, которому нужно, чтобы в нем нуждались. Но это вовсе не Бог, а какая-то невроти­ческая подмена тому, что должно бы быть божеством.

Истинный Мастер — не тот, у кого больше учеников, а тот, кто сделает Мастерами большинство из них.

Истинный лидер — не тот, у кого больше последовате­лей, а тот, кто воспитает лидеров из большинства.

Истинный король — не тот, у кого больше подданных, а тот, кто взрастит из них королей.

Настоящий учитель — не тот, кто больше всех знает, а тот, кто побудит к познанию остальных.

И настоящий Бог — не Тот, у Кого больше всех служи­телей, а Тот, Кто больше всех служит, тем самым де­лая Богами всех остальных.

В этом и цель, и слава Бога: что не будет больше тех, кто Ему поклоняются, и все познают Бога не как недос­тижимое, но как неизбежное.

Мне хотелось бы, чтобы ты понял: твоя счастливая судьба неизбежна. Ты не можешь не быть «спасенным». Не существует другого ада, кроме незнания этого.

Что касается родителей, супругов и любимых, то не ста­райся сделать из своей любви клей. Пусть лучше она бу­дет магнитом, который сначала притягивает, а потом поворачивается и отталкивает. Пусть те, кто притянул­ся, не думают, что им надо держаться ближе к тебе, что­бы выжить. Ничто не может быть дальше от истины. Ничто не может быть пагубнее для другого человека.

Пусть твоя любовь побуждает твоих близких окунуть­ся в жизнь — и сполна испытать, кто они есть. Только в этом проявится твоя истинная любовь.

Путь главы семейства так нелегок. Так много раздоров, житейских забот. Отшельник ничем этим не обременен. У него есть хлеб с водой и скромная лежанка, чтобы спать, и каждый свой час он может уделить молитве, ме­дитации и созерцанию божественного. Как легко уви­деть святое в таких условиях! Какая простая задача!

О, но дай такому жену и детей! Увидь божественное в ре­бенке, которому в 3 часа ночи надо сменить пеленки. Увидь божественное в счете, который к первому числу месяца надо оплатить. Признай руку Бога в недомо­гании, которое одолело твою супругу; в работе, которая потеряна; в простуде ребенка; в болезни родителей. Мы говорим сейчас о праведной жизни.

Я понимаю твою усталость. Я знаю, что тебе надоела эта борьба. Но Я говорю тебе: когда ты следуешь за Мной, борьба исчезает. Живи в пространстве твоего Бога, и любое событие станет благословением.

Как я могу попасть в пространство моего Бога, когда я поте­рял работу, надо платить за жилье, детям нужен зубной врач? Мне кажется, находиться в своем возвышенном, философс­ком пространстве — это самый ненадежный способ реше­ния любой из этих проблем.

Не отрекайся от Меня, когда ты больше всего во Мне нуждаешься. Настал час твоего самого большого испытания. Пришла пора твоего самого счастливого случая. И он — в возможности подтвердить всё, что здесь написано.

Когда Я говорю «не отрекайся от Меня», Я похож на того озабоченного, невротического Бога, о котором мы говорили. Но Я не такой. Ты можешь «отрекаться от Меня» сколько захочешь. Меня это не волнует — между нами всё равно ничего не изменится.

Просто Я говорю так, отвечая на твои вопросы. Именно тогда, когда становится невыносимо, ты часто забываешь о том, Кто Ты Есть, и об инструментах, которые Я дал тебе, чтобы ты создал ту жизнь, которую бы ты выбрал.

Сейчас для тебя как никогда актуально войти в пространство твоего Бога. Во-первых, твой разум обретет покой. Именно умиротворенный ум рождает великие идеи — идеи, могущие послужить решением самых больших проблем, которые ты себе воображаешь.

Во-вторых, именно в пространстве твоего Бога ты Самореализуешься. А это есть цель — и единственная цель — твоей души.

Когда ты находишься в пространстве твоего Бога, ты знаешь и понимаешь, что всё, что ты сейчас испытываешь, — временное. Я говорю тебе, что небо и Земля исчезнут, но ты — нет. Эта бесконечная перспектива помогает тебе видеть вещи в истинном свете.

Ты можешь охарактеризовать эти нынешние условия и обстоятельства — вполне справедливо — как временные и преходящие. Ты можешь использовать их и в качестве инструментов (а это именно то, чем они являются: временными, преходящими инструментами) в создании нынешнего опыта.

Как ты думаешь, кто ты? Как ты думаешь, кто ты есть относительно того жизненного опыта, который называется потерей работы? И, может быть, ближе к сути: как ты думаешь, кто Я? Ты воображаешь, что решить эту проблему для Меня слишком сложно?

Выбраться из этого трудного положения — для Меня слишком большое чудо? Я понимаю, ты можешь думать, будто тебе это не под силу, даже с помощью всех тех инструментов, которые Я тебе дал. Но ты что, в самом деле считаешь, что это слишком сложно для Меня?

Умом я понимаю, что никакое дело не является слишком сложным для Бога. Но эмоционально, как мне кажется, я не могу быть в этом уверен. Дело не в том, в состоянии ли Ты с этим справиться, а в том, захочешь ли Ты.

Понимаю. Выходит, всё дело в вере.

Да.

У тебя не возникает вопросов по поводу Моей способности — ты просто сомневаешься в Моем желании.

Видишь ли, я всё еще живу тем богословием, которое утверждает, что, возможно, где-то здесь для меня уготован урок. Я всё еще не уверен, что мне положено найти решение. Может быть, мне положено иметь проблему? Может быть, это и есть одно из тех «испытаний», о которых мне постоянно твердят наши богословы? Поэтому я беспокоюсь, что эта проблема не может быть решена. Что она — одна из тех, благодаря которым, Ты намерен дать мне болтаться здесь с...

Возможно, сейчас — подходящее время вернуться еще раз к тому, как получилось, что Я вошел с тобой в контакт. Ведь ты думаешь, что всё дело в Моем желании, а Я говорю тебе, что дело в твоём. Я желаю тебе того, чего ты желаешь себе. Ни больше, ни меньше. Я не сижу и не оцениваю просьбу за просьбой: стоит ли тебе что-то дать или нет.

Мой закон — это закон причины и следствия, а не закон «поживем — увидим». Нет ничего, что ты не можешь иметь, если ты это выбираешь. Еще до того, как ты попросишь, Я уже дам тебе это. Ты этому веришь?

Нет. Прости. Я знаю, что слишком много молитв остается без ответа.

Не извиняйся. Всегда оставайся с истиной — истиной твоего опыта. Я понимаю это. Я уважаю это. Я одобряю это.

Хорошо, потому что я не верю, что получаю, что бы ни просил. Вся моя жизнь доказывает, что это не так. На самом деле я редко получаю то, о чем прошу. А когда такое случается, я считаю себя чертовски счастливым.

Интересное сочетание слов. Похоже, у тебя есть из чего выбрать. В жизни ты можешь быть либо чертовски счастливым, либо благословенно счастливым. Я бы предпочел, чтобы ты был благословенно счастлив. Но, разумеется, Я никогда не вмешиваюсь в твои решения.

Я говорю тебе: ты всегда получаешь то, что ты создаешь, и ты всегда что-то создаешь. Я не выношу оценок по поводу творений, над которыми ты кудесничаешь. Просто Я даю тебе возможность творить еще — всё больше и больше. Если тебе не нравится то, что ты создал, выбери опять. Моя работа, как Бога, состоит в том, чтобы всегда предоставлять тебе такую возможность.

Сейчас ты говоришь Мне, что не всегда получал то, что хотел. Но Я здесь для того, чтобы сказать тебе, что ты всегда получал то, что призывал.

Твоя жизнь всегда есть результат твоих мыслей о ней — в том числе, и твоей явно творящей мысли о том, что ты редко получаешь то, что выбираешь.

В настоящий момент ты воспринимаешь себя как жертву ситуации, связанной с потерей работы. Но дело в том, что ты уже больше не выбирал эту работу. Ты перестал просыпаться по утрам в предвкушении и начал просыпаться в страхе. Ты перестал чувствовать себя счастливым в связи с работой, и у тебя появилось чувство обиды. Ты даже стал фантазировать о том, как бы заняться чем-нибудь другим.

Ты считаешь, что эти вещи ничего не значат? Ты неправильно понимаешь свою силу. Я говорю тебе: твоя жизнь складывается из твоих намерений по отношению к ней. Так каково же твое намерение сейчас? Ты намерен доказать свою теорию о том, что жизнь редко приносит тебе то, что ты выбираешь? Или ты намерен продемонстрировать, Кто Ты Есть в Действительности и Кто Есть Я?

Я испытываю досаду. Отрезвление. Смущение.

Тебе от этого легче? Почему бы просто не признать правду, когда ты ее слышишь, и не пойти ей навстречу? Не надо себя винить. Просто проанализируй то, что ты выбирал, и выбери снова.

Но почему я с такой готовностью всегда выбираю плохое? И потом казню себя за это?

А чего еще можно ожидать? С первых дней тебе говорили, что ты «плохой». Ты принимаешь, что родился в «грехе». Чувство вины является заученной реакцией. Тебе велели чувствовать вину еще до того, как ты мог что-то натворить. Тебя научили испытывать стыд за то, что ты родился не таким совершенным.

Это мнимое состояние несовершенства, с которым, как утверждают, ты появился на свет, и является тем, что ваши религиозные фанатики имели бесстыдство назвать первородным грехом. А это и есть первородный грех — только не твой. Это первый грех, который был сотворен по отношению к тебе миром, который не знает о Боге ничего, если считает, что Бог стал бы — или мог бы — создавать что-нибудь несовершенное.

Некоторые из ваших религий построили целые богословские учения вокруг этого недоразумения. Это и в буквальном смысле — недоразумение. Потому что всё, что Я замышляю, — всё, чему Я даю жизнь, — совершенно; это совершенное отражение самого совершенства, созданного по Моему образу и подобию.

Чтобы подтвердить идею карающего Бога, вашим религиям потребовалось создать для Меня что-то, что может вызвать гнев. И получилось, что даже тех людей, которые живут образцово, каким-то образом надо спасать. Если их не нужно спасать от самих себя, то нужно спасать от их собственного врожденного несовершенства. Поэтому (как утверждают эти религии), тебе бы лучше делать что-нибудь в связи с этим, да побыстрее, — иначе ты отправишься прямо в ад.

Так, в конечном счете, вряд ли можно задобрить таинственного, карающего и гневного Бога, но зато, именно так рождаются дикие, мстительные, злобные религии. Так религии себя увековечивают. Так сила продолжает оставаться сосредоточенной в руках единиц, а не переживается через многих.

Конечно, ты постоянно выбираешь менее важную мысль, менее значимую идею, самое никчемное представление о себе и о своей силе, не говоря уж обо Мне и обо всем, что Мое. Тебя так научили.

Бог мой! Как же мне разучиться этому?

Хороший вопрос. И главное, обращен по адресу! Ты можешь разучиться, читая и перечитывая эту книгу. Читай ее вновь и вновь. Пока не станет понятным каждый абзац. Пока каждое слово не станет тебе знакомым. Когда ты сможешь цитировать отрывки из нее другим, когда в самый недобрый час в памяти будут всплывать ее фразы, ты обязательно «разучишься».

Но я еще о многом хочу Тебя расспросить. Еще о многом хочу узнать.

В самом деле. Ты начал с очень длинного перечня вопросов. Может быть, вернемся к нему?

Когда я достаточно узнаю о человеческих отношениях, чтобы у меня они складывались гладко? Есть ли вообще какой-то способ быть счастливым в отношениях? Неужели они должны быть постоянной проблемой?

Тебе нечего узнавать об отношениях. Тебе нужно только проявлять то, что ты уже знаешь. Есть способ быть счастливым в отношениях, и он состоит в том, чтобы использовать отношения для их намерений и целей, а не для той цели, которую запланировал ты.

Отношения постоянно проверяют, на что ты способен, постоянно призывают тебя создавать, выражать и испытывать на собственном опыте всё более и более высокие черты себя самого, свое еще более возвышенное мировосприятие, свои еще более замечательные представления о самом себе. Нигде ты не можешь сделать это так непосредственно, действенно и так явно, как в отношениях. Фактически, ты вообще не можешь всё это осуществить вне отношений.

Только через свои отношения с другими людьми, местами и событиями ты и можешь существовать (как субъект, как уникальное нечто) во Вселенной. Помни: может не быть чего-либо другого, но не тебя. Ты такой, ка­кой ты есть, только относительно чего-то другого, что таковым не является. Так устроен мир относительно­го — в противоположность миру абсолюта, где пребы­ваю Я.

Как только ты ясно осознаешь это, как только ты глубо­ко проникнешься этим, ты интуитивно благословишь любой жизненный опыт, встречу с любым человеком и особенно — личные человеческие отношения, потому что станешь воспринимать их как конструктивные в са­мом высоком смысле. Ты поймешь, что они могут быть использованы, должны быть использованы и исполь­зуются, чтобы построить того, Кто Ты Есть в Действи­тельности.

Это «построение» может быть замечательным вопло­щением твоего собственного осознанного плана или складываться исключительно стихийно. Ты можешь выбрать быть результатом того, что происходит, либо того, как ты решил быть и что делать с тем, что проис­ходит. Именно в последнем случае сотворение «Я» ста­новится осознанным. Именно во втором варианте опы­та, «Я» становится реализованным.

Поэтому, благослови любые взаимоотношения и вос­принимай их как значимые и формирующие того, Кто Ты Есть — и кем ты сейчас выбираешь стать. Сейчас твое любопытство вызывают личные взаимоот­ношения романтического толка, и я понимаю почему. Поэтому позволь Мне специально и обстоятельно оста­новиться на любовных взаимоотношениях — на том, что продолжает доставлять тебе так много беспокой­ства!

Когда любовные взаимоотношения не удаются (на са­мом деде отношения никогда не бывают неудавшими­ся, разве что лишь в сугубо человеческом смысле: ты не получаешь того, что ты хотел), они не удаются потому, что для них был неправильный повод.

(«Неправильный», разумеется, — относительный тер­мин, означающий что-то соизмеримое с тем, что «пра­вильно», — что бы это ни было! На вашем языке было бы правильнее сказать, что «отношения не удаются — то есть изменяются, — когда поводом для них послужи­ли причины, не совсем выгодные и благоприятные для их выживания».)

Большинство людей вступает во взаимоотношения скорее с прицелом на то, что они могут из них извлечь, чем на то, что они могут в них внести.

Цель любых взаимоотношений — решить, какую часть себя ты хотел бы «проявить», а не какую часть другого человека ты хотел бы захватить и удержать.

В отношениях может быть только одна цель — и это для всякой жизни — быть и выбирать, Кто Ты Есть в Действительности.

Очень романтично звучит, когда ты говоришь, что ты был «никем», пока не появился кто-то близкий тебе. Но это не так. Хуже того, это оказывает на данного близко­го тебе человека невероятное давление, заставляя его быть тем, кем он, на самом деле, не является.

Не желая «огорчать» тебя, близкие очень стараются быть такими, как ты хочешь, и вести себя соответствен­но до тех пор, пока они не поймут, что больше уже не могут. Они не могут больше играть те роли, которые ты для них определил. Накапливается обида. Потом раз­дражение.

В конце концов, чтобы спасти себя (и отношения), близкие начинают востребовать свои подлинные «я», всё больше действуя в соответствии с тем, Кто Они Есть в Действительности. Примерно, в это время ты и заме­чаешь, что они «очень изменились».

Очень романтично звучит, когда ты говоришь, что те­перь, когда близкий человек вошел в твою жизнь, ты ощущаешь себя завершенным. Но цель взаимоотноше­ний не в том, чтобы был другой, кто мог бы завершить тебя, а в том, чтобы был другой, с кем можно разде­лить свою завершенность.

Вот в чем парадокс всех человеческих взаимоотноше­ний: тебе не нужен близкий человек, чтобы ты сполна мог испытать, Кто Ты Есть; и при этом, без другого, ты — ничто.

В этом тайна и чудо, разочарование и радость челове­ческого опыта. Для этого требуется глубокое понима­ние и полная готовность жить с этим парадоксом так, чтобы в этом был здравый смысл. По моим наблюдени­ям, так живут очень немногие люди.

Большинство из вас вступает в годы, когда формируют­ся отношения, со зрелым предвкушением, с обилием сексуальной энергии, с широко распахнутым сердцем и с радостной, даже пылкой душой.

Где-то между 40 и 60 годами (и для многих скорее рань­ше, чем позже) ты отказываешься от своей самой высо­кой мечты, оставляешь свою самую большую надежду и довольствуешься самыми приземленными ожидани­ями, а то и вовсе ничем.

Проблема так важна, так очевидна и, в то же время, ее так трагически превратно понимают: твоя самая высокая мечта, твои самые светлые помыслы и самая несбыточ­ная надежда, скорее имеют отношение к твоему возлюб­ленному другому, чем к твоему возлюбленному «Я».

Ме­рилом прочности твоих взаимоотношений является то, насколько легко другой человек сжился с твоими убеж­дениями и насколько хорошо ты осознавал себя, живя согласно его или её представлениям. Но истинное испы­тание связано с тем, насколько хорошо ты живешь в согласии со своими идеями.

Взаимоотношения священны, потому что они обеспечивают самую большую возможность в жизни, даже ее единственную возможность, — создавать и воплощать опыт твоего самого высокого представления о Себе. Взаимоотношения терпят неудачу, когда ты видишь в них самую большую возможность создавать и воплощать опыт твоего самого высокого представления о другом человеке.

Пусть каждый человек во взаимоотношениях заботится о Себе — кем он Сам является, что делает и что имеет; чего он Сам хочет, о чем просит, что отдает; что он Сам ищет, создает, испытывает, — и тогда, все взаимоотношения замечательным образом служили бы своей цели — и их участникам!

Пусть каждый заботится во взаимоотношениях не о другом, а только, и только, и только о Себе.

Это наставление кажется странным, потому что тебе говорили, что в высшей форме отношений человек беспокоится лишь о другом человеке. Но Я говорю тебе: твое сосредоточение на другом, твоя одержимость другим и есть то, что приводит отношения к неудаче.

Кем другой является? Что другой делает? Что другой имеет? Что другой говорит? Чего хочет? Чего требует? О чем другой думает? Чего ждет? Что собирается делать?

Мастер понимает, что совершенно не важно, кем является другой, что он делает, имеет, говорит, чего хочет, требует. Не важно, о чем другой думает, чего ждет, что он намерен делать. Важно лишь, кем являешься ты в отношении к этому. Самый любящий человек — тот, кто сосредоточен на Себе.

Это очень радикальное учение...

Вовсе нет, если посмотреть на это повнимательнее. Если ты не можешь любить Себя, ты не можешь любить другого. Многие люди допускают ошибку, стараясь обрести любовь к Себе через любовь к другому. Конечно, они не понимают, что они это делают. Их усилия не являются осознанными. Это то, что сидит у них в голове. Глубоко в мозгу. В том, что вы называете подсознанием.

Наши рекомендации