ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА. Политика-это отражение соц.структуры, сложившееся в обществе

Билет 1.

Политика-это отражение соц.структуры, сложившееся в обществе.

Раскрывая суть П., как самостоятельной сферы общественной жизни, необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества.

Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. В целом экономика ( снижение налогов, соц.расходы в гос.бюджете, финансирование избирательных кампаний). Обратное влияние П. на экономику ( стабильность полит.ситуации – стабильность экономич.жизни.

Проблемное поле социологии политики.

- проблемы власти, властных отношений, их развития, функционирование в обществе, благодаря чему было сформировано проблемное поле социологии политики, основными элементами которого являются:

1. Анализ политического процесса и его материальной основы.

2. Социологический анализ механизма власти, ее типология, функционирование; участие индивидов в осуществлении властных функций.

4. Политическое поведение.

5. Социология политического сознания и политической культуры.

Одним из новых ее направлений является изучение выборов, электорального поведения и политического участия.

Методы:

-соответствуют методам социологического исследования и имеют ту же структуру.

Также как и в других отраслях социологического знания методы политико-социологического исследования подразделяются на три группы:

- теоретические методы;

- методы сбора данных;

- методы обработки и анализа данных.

1) Исторический (ретроспективный) анализ, который призван реконструировать цепь событий, выявить причины и последствия тех или иных политических явлений и процессов. 2) Сравнительный анализ, который определяет сходство и различие в однотипных политических явлениях 3) Структурно-функциональный анализ, который представляет собой расчленение изучаемого объекта на составные элементы, определение роли и значения каждого из этих элементов. 4) Системный анализ, который определяет место и роль политического события в кругу взаимосвязанных с ним социальных явлений и процессов.5) Моделирование, которое представляет собой построение абстрактных моделей жизнедеятельности социальных образований (в т.ч. общества в целом) при определенных, предзаданных условиях.

1) Наблюдение - фиксировать и обобщать наблюдаемые факты. Однако, как метод социологического исследование наблюдение представляет собой целесообразную фиксацию определенных свойств изучаемого объекта. В таком качестве наблюдение бывает: полевым или лабораторным; сторонним или включенным. Полевое наблюдение - это наблюдение за изучаемым объектом в условиях его естественной среды, лабораторное - в специально созданных (для более полной фиксации определённых характеристик) условия. Если исследователь сам непосредственно участвует в деятельности изучаемого объекта (политической партии, законодательном органе страны и т.д.), то такое наблюдение является включённым, если, нет - сторонним.

2) Опрос. Социологический опрос бывает трёх основных видов: устный (интервью); письменный;анкетный;

Интервью предусматривает непосредственный контакт исследования и респондента (опрашиваемого), Письменный опрос является промежуточной формой, при котором исследователь просит респондентов высказать своё мнение по тем или иным проблемам. Опрос также бывает экспертным (опрашиваются специалисты в данной области) и общественного мнения (т.е. опрашиваются все категории граждан); в политической социологии обычно применяется последний. Близкой к опросу является беседа - метод, предусматривающий свободный обмен мнениями между респондентом и исследователем.

3) Изучение документов. Из всей совокупности методов анализа документов (под этим термином в социологии понимается любая информация зафиксированная в тексте, плёнке и др. накопителях) в политической социологии наиболее употребим смысловой (традиционный) анализ и контент-анализ. Смысловой анализ - это умственные операции по пониманию и интерпретации сути информации, содержащейся в документе. Контент-анализ представляет собой перевод текстовой и фонетической информации (программы политических объединений, теле- и радиовыступлений их лидеров, информация в СМИ) в количественные показатели. 4) Эксперимент. 5) Анализ статистического материала.

Билет 2.

Политическая власть – наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп.

Реляционистская школа (М. Вебер) трактует власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать воздействие на других, направлять, изменять, преобразовывать их поведение. При этом Вебер, например, понимает под государством такой политический институт, который претендует на монополию легитимного (законного) насилия. Государство, по Веберу, есть такое отношение господства людей над людьми, которое опирается на легитимное насилие как средство управления :

Теория рационализации Вебера непосредственным образом связана с его трактовкой «социального действия», которая в свою очередь выходит на концепцию господства, являющейся основой политической социологии Вебера.

Он различает три чистых типа господства.

Первый тип господства Вебер называет легальным. К такому типу, по его мнению, относятся современные ему европейские государства: Англия, Франция и США. В таких государствах подчиняются не личности, а четко установленным законам, которым подчиняются и управляемые и управляющие.

Самым чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию. Вебер рассматривал бюрократию в двух смыслах – позитивном и негативном. Воплощением бюрократии в позитивном смысле является государственный аппарат управления. Если он состоит из людей честных и неподкупных, если его штат набирается из специально обученных чиновников, то они будут относиться к подчиненным объективно.

Второй тип легитимного господства Вебер обозначает как традиционный. Этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное государство. Это общество, которое предшествовало современному буржуазному обществу.

Третьим типом господства является, по Веберу, харизматическое господство. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, полководцы, маги, пророки и провидцы, выдающиеся политики, основатели мировых религий и другие типы (например, Будда, Христос, Магомет, Цезарь).

Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а, прежде всего, эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме

Важно отметить и то, что отношения господства в “рациональном” государстве рассматриваются Вебером по аналогии с отношениями в сфере частного предпринимательства. Целерациональное действие имеет в качестве своей модели действие экономическое. Экономика – это та “клеточка”, в которой и существует легальный тип господства. Именно экономика более всего поддается рационализации. Она освобождает рынок от сословных ограничений, от сращивания с нравами и обычаями, превращая все качественные характеристики в количественные, то есть расчищая путь для развития сугубо рационального капиталистического хозяйства.

Рациональность, в веберовском понимании, это формальная, функциональная реальность, то есть свободная от всяких ценностных моментов.

Марксистская школа (К. Маркс) связывает феномен власти с отношениями собственности и экономическим господством правящего класса. Политическая власть является лишь порождением экономической власти, а государство является институтом экономически господствующего класса, который при помощи государства становится еще и политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Билет 3.

ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

согласно ее основному положению, главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие. Отсюда следует, что участие индивида в политике возможно лишь в случае, если возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил Название "максимизации выгоды".

Эта теория указывает на то, что общество является вторичным по отношению к личности. Ведь именно она создает отношения и институты, поэтому ее интересы определяются ею самой. Также теория указывает на эгоизм личности, которая всегда старается максимизировать собственный результат, даже если будет вести себя как альтруист. Поклонники этой теории утверждают, что человек принимает решение о голосовании в зависимости от того, насколько он оценивает выгоду собственного голоса. Политические партии также пытаются заручиться поддержкой как можно большего количества людей.

Билет 4.

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Типы власти:

1. Власть- авторитет. Авторитет - это положительная оценка достоинств руководите­ля и убежденность подчиненных в правильности и точности прини­маемых им решений.

2. Власть-насилие. Вообще насилие применяется всегда при любом захвате власти. Государственная власть также строится либо на использовании насилия, либо с учётом её возможного применения. Очень хорошо это реализовалось при тоталитарном политическом режиме. Здесь насилие имеет не только физический, но также интеллектуальный и духовный характер. Другой пример применения насилия —— это деспотизм в странах Востока.

Типы политической власти:

• традиционный – основан на подчинении лидеру (вождю, королю, президенту) в силу сложившихся традиций и обычаев.

• легальный – основан на подчинении не лидеру (вождю, королю, президенту), а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

• харизматический– основан на подчинении лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительных личных качеств.

Функции: 1) Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.

2) Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

3) Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

4) Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов - постоянную готовность и способность подчиняться.

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

Наши рекомендации