Множество возможных брачных партнеров 7 страница
Частичный анализ. Цель этой инры – оправдание своего поведения. Игра леегко перенимается детьми. Бросается в глаза внешнее психологическон «вознаграждение» (уход от ответственности); угроза неизбежной близости часто ускоряет ход игры, посольку «справедливый» гнев представляет собой хороший повод избежать инт㧻囯䕌ꇇིជ絘俪繚䒪檀쯄ᣘ졪뚸ᶵꍍ菚䴨큍釚棳혓ﷵ襖췒㊀ᾰ⭀퐣띸뜓❬贗띡㷟௺鎗ﱋ늷䉮ﶿ鬥咜㩠終炕햼ꄍ錀탙拣倢䔼遉ꌬ䩳峏쇲ᬌ塬鞱姉㧝槍쉄ꏇ㆓䚆싖䎀ቌ獶౾毧≘꿳ꈖ䩘ꇋ頚액傫゚꘠ﶛᖊἄ륪ꬲ脹蟅℺햨啷祔㯍鱻㻩⯠ꃌÆ쐿ꯝ쓨蒎罙끗䜛퇐簐㕍骚낭䁠忺濦蒪ꏃﲚੰ䭿标浛⍇ꅈ호莧嗜༾⸦䦀꽴挜င鮴㢱욞ȴ뺳ꢟ觽䅀蛈∇跫㹻譢鿘抜ᝬ픢헺⣡䎃뀹河ﭱ눴൭䩾덤蔴낀ϐ批졻軻歀욮凌⥦뻯褌在扱點蕐쮟ꖇ뻓튩폃淓므䮔踖ꯥ顕Ʇ욍䘭럋衧ᚧ圻뾽뢜횢飍馣臖䱼衂ꭶ蟐亿႒ؕ棼敤텕讴Ầで郾顔劯鿦턖諸楠︂蓞䘃⏵巓Ꚓሹ閑ᰜ틝퓉謷䴵ﵠ顫䘏鵱팦慵峕뜝潤襲ﵞ㽟⨪轌鋹嬪발鿄੧粃굩쾬ᣌ⻕ವ懰穒齣傆㩬組烣햻ꕡ鍿태曾偒䕇鑔ꌭ䨁峁쇲ἐ塁鏽巶㵈槪쉅ꟓ㆙䛰슡䞔ቌ獴濶≞ꯣꉢ䨩ꇄ鰊씛哊ヨꊣ黎ᖧὤ륡ꬾ腍菕℺햢啳礩㯃鰇㫿ꃋ¸쐱꿌쓮胬罘끐䌁퇘簔㔽骓듁䑿後濦蒣ꏉ佪桻楆❙ꄳ퉚菚喩ཇ⹐䧿꽴朆ဏ鮿㢫슃ض몬ꢛ趟䄶蚰∄覆㩨譂鿛曷ᜓ턿헾⳿䎀끅棐౦눶൭䩶덤脤뒜ϐ扞졾諮欿욢凉⥣뻪襼圤晣黒蕓쮑ꆗ뺯튩힣歍믣䯭蹬ꯡ頢ꎡ십䙕럃賫ᚡ圴뿆뢐ꢦ훆颻駙藇䱳衊ꬋ莵ྱ亸႕ಭ؟梇攛턢诃᪽〕邎顖劭龔햐ﺯ᭷楫䏏︁蓒䈓⏶巑ꊈቇ閙᠁틕퓌轐䴰ﵨ豻䙿鴍흁慻岯댌漚赢ﵛ㽟⩔轈銎字렁鮤ਖ粆ꈽ괖쯀⒆ᢹ⫀್旮穕鬂僿㩩絇炐햽ꕯ錃탐拯吰䔿遌ꌣ䩿壟솈ὠ屙鞜巹㵆淿쉁ꏆ㆑䛰싘䞒ᘬ猇౻澄≖ꮑꈔ䩒ꆳ鰆셺僗ムꚻ林ᆽὦ뤔ꬷ脱蟋┥햡儜礫㯃鰈㻩⯬ꂲÏ쐱꿝쒗蓲罐끒䍸톡簖㔰髩듂䑱定濇蒠ꏀﲔ䭸桸楋❚ꄶ툭蟄喥ག⹔䧽꼏挐ဂ鮶㲻슋ل뺾꣫跣䅏蚿≲趝㩨迷鿕暂ᝩ턺헼⣯䎃끀泅ࣥ=뉎ॽ䩱덭蔰뒛ް払족軷歂원嗜⥦뫷褍匹昗黗脳쮓ꆙ뺯튭펽淔뿜䮑蹤ꯣ頢ꎬ슘䘯돛衢ᛘ坍뿆뢐걌훒௪飀鷌藄䰏豙ꭰ蟖࿇亽ᒂತȇ梂敨텖诃Ẩ㑹郐頪勞龟턞缾᭟楮﨟胛䘃⏵嶩Ꚑᙙ醕᠑훈퓎輯䴿ﵭ鰉䙴鵽흁敨墷덺潦襼雷㼨⩐轄鋺孞롾龺ਕ碙ꈻ괗쯍⃧ᢺ⻒ೇ懰穒魽傁㨓紾烬헂ꔝ錀킮曳吹䄤遊ꌯ乡峁쇲ἒ屖鏷巶㵆槪숾ꎲ䋮스䟮ቌ猍濳≔ꮝꈞ䨭ꖫ顫앯僐ュꊦ林ᆹἔ뵿ꬽ蔡菗┯헛唂祔㯅鱱㻩⮜ꂳº쐿꿏쒞蒃罒뀬䍺톧砃㔰髡낭䁡忿濭蓜ꎿੳ䭷桵浛✡ꄼ툨菟喡⩄䦐꼎挘ᐚ鮴㳀슃م모꣮跭䅁苗≱趝㹵謟鯊暃ᝪ턶헰⢝䏲둘泍౮=눶൭䩴댔蔺뒚Ϟ晃졩諤歊욮冰뻫襴匴扱黟蔦쾉ꆕ몲튬펶淚뿜䯯蹫ꯤ頯ꎫ싮䘯랷豫ᚫ场뿊볼훟௦颷馪藎䱾衁螥亰უؙ棳攓텛识Ầで邍鰴助龑턖ﺣὋ浰迦︀蒮䈝⏹嶧ꚴቇ閙ᱠ튪풼輯䵈ﵫ鱹䙺鵴흁慻岩덲漟褌ﵔ㼡⨠輰隗彆롽龷੬粉ꉂ괜쮴⃧ᢴ⫀ೊ无繈魽傍㨛紸炘햵ꄃ霝탲曾吰䕅遈ꌧ䩺峁얐Ἔ屗鎉嶆㥖榞쉆ꏃ㆜䛾싘䟠ቌ獷ఀ濹∫ꮐꙷ䩜ꆹ頔애僚ꋘﶙᖧὧ뤜ꬱ腍蟇℺헙啿礪㿝鰌㫲ꃌÄ쐻꾼쓧蓾罒끓䌆퇐簙㕎黫낭䓴徨濫蒪ꏄﳬਇ䭺桿浛⍊ꅌ퉚菔嗛ང⸥䧲꯷末ဪ鮻㳉슆ل몫꣭跥䔭苗≝趖㹵謝龩暇텀헰⣢䏼뀻棐ౣﭾ뉀ൠ䩽뜆蔻듮߈扞졳諫欽욢嗜⥪뻦褉十扱麣蕐쮖ꇧ뻑틘펽淔뿜䮞蹨ꮑ顛ꏓ욃䉍럮蠑ᚡ匯뿄볲갳틊ங颱鷌藎䱹衄ꬍ莹亵႒ಣ٧棿攗텕讶Ẫ㑹郳顗助鮈픋諾᭖浰ﱇ️蓛䉡⟭妲⚚ሴ闦ᱢ훈퓄輤䵈ﴖ顧䉪鴍퍟敠峖뜝漐褂ﴪ㼬⩞譜鋺嬥렃鿇粇ꈿ굤쮸ₘ᳘⻝ೇ斗穘鬁僰㹲紸炔햸ꔟ錅탘暀倠䔿逸ꌯ䨊峊얐屑鎁嶅㴽淳왜ꏃ㖋䛱슯䟬ᙞ獲౽毧∩ꮑꉩ䩓ꆻ顨씖哊リꊥ女ᖧἔ률ꬻ脺菞℺햧啽祗㯏鰁㪉⮕ꂰӚ쐰꾽쒐蓸罜끐䌈퇖簟ㄷ鳱뒳䁢定濮蒫ﲗੵ佤汥楖❔ꔡ호莤喫༼⹘䦈꽹捤ၻ鯉㢫슃س뺾꣥跣䄶蚿≷趝㸊轼鿕暂ᝠ턲햂⢓䞞끄河౨ﭾ뙖ൠ䩳뜆蕄뒞߇扑졵軷潟웓凂뺕褉午晫黜脳쮗ꆚ몲튨펵淓뿜䮑蹡꾄顛ꎭ슛䙘랹豰ᛛ圽뿋볰갻훓௫飍馠臚䡮蠻ꬋ莵ྰ今႒ؗ棼敪턯迖᪳な郲頪嚿龙턞請᭕椓熨ﹽ蒢䘍⟭嶇ꛩቂ閜᠁틝풽轕䵄掠鱶䙿鵱퍐愅岩댉漜襾ﵗ㽞⨮ꭐ際字롼龾੩糹ꈳ굪쮸ₛᢻ⻙ࣗ旯稨魽僺㩧組璀햼ꔓ錋탙暁吰䔹遄ꍕ䩱岽쇼ἔ屔鎁巴㥚淿쉁ꏍ㖋䛻슯䎌ᙓ獲౹澁∯ꮜꙷ䨫ꇈ頞앯储㓵ꋘ林ᆿἝ륪ꬸ脱莩┯통儜礫㯃頔㫷⯮꒬Î쐺꿄쓤蒎罕끖䍹퇝簘㕁髬뒳䑿忻澑蒮ꎼﲔੰ䭷桰浛❔ꄲ퉛莥嗙༽⸨䶝꼌挖ဍ鮴㲵슊ض뺰곺跌䄳蛄≹趗㸈譤龥曾ᝩ텉헹⳿䎆뀹沵ౠ뙚ॽ䩾댖脤뒔ߎ戡졵誐歆싎冻⥤뺞褂匶昐黗蔠쮗ꖇ뺮튠힣淛믌䮘蹡ꮑ頦ꏐ욍䘬럅蠑ᚧ圷뾼뢐갿틇ங颱駐臚䡮蠻ꬋ莵介႔ࢰȇ棸攕턡词᪳㑹邍頪劬龚픋謹᭑楥쵂︇蓝䉣⎎妲ꛨ間ᱡ튫풴輯䴳ﵭ顧䉪鵰퍟愇峔댏潥褀ﵛ㽜⨠譜銅嬤롻鿋੪粁ꈶꥴ쮱ₖᢿ⻝ೂ斒繈魻僽㩨絇烬토ꕬ錂탒暂倮䔵鑔ꍓ䩿岺쇰屙鏾嶈㥖槮숼ꏃ㆑䋢욺䞑ᙒ睬౼澊≕꯭ꉫ䨩ꆰ顩씝僚ムꚻ呂ᆴἘ뵿ꬹ脿菓┨헟唄絉㯌鱷㫽⮜꒬Â쑎꿇쓥蓹罚끓䌎퇑砍ㄠ默뒐䁯徂濢蒠ꏇﲑ䬋标楅❘ꅌ퉚菛單ཏ⸪䧴꽼捩ၻ鯉㢫싺ظ뫞꣦跭䄻蛄∇跣㩨迷鿸暄ᝠ턺했⢓䞒둘泊౮뙖ഒ乣덧蕆뒞ް打조誔濄싎凃⤔뻢褃区晪黒蔠쮙ꆒ뻐훋폀涡믌䯭踖ꮜ頯Ʇ욀䘨돛表ᛙ圱뿄벎갿틝飏駙藇䱻衃ꬅ莵࿉䪨ႜನؚ棹攘텞迖᪾の铯顔务龐턓諸᭐楩р этом Водящий занимает одну из 2-х позиций: «Я беспомощный» или «я ни в чем не виноват», то у родителя как будто нет никаких разумных причин его наказывать. Однако это один из вариантов игры. Родители должны выяснить во-первых, кто из них научил ребена этой игре и, во-вторых, что они делают, чтобы упрочить ее, вместо того, чтобы ее избегать.
Игра «Видишь, как я старался» иногда принимает зловещий характер. Проиллюстрируем это на примере заваленного работой человека, страдающего язвой желудка. Многие люди, страдающие прогрессирующими заболеваниями, делают все от них зависящее, чтобы справиться с ситуацией, но при этом они вполне законным способом берут в союзники своих членов семьи. Однако тяжелая болезнь может использоваться и с другими, скрытыми целями.
Первая степень. Человек объявляет жене и друзьям, что у него язва. Он также сообщает им, что не намерен бросать работу. Это вызывает восхищение. Человек, постоянно испытывающий сильные боли, имеет право немного похвастаться соим мужеством, чтобы получить хоть какую-то компенсацию за свои страдания. Он, конечно, достоин уважения за то, чьл не играет в «Калеку», и за то, что не собирается отказываться от своих обязательств. В этом слуае вежливой реакцией на игру «Видишь, как я старался» будет «О, да, мы восхищены вашей стойкостью и чувством долга».
Вторая степень. Человеку сообщают, что у него язва. Он держит это в секрете от жены и друзей. Он продолжает работать и постояно нервничать до тех пор пока однажды на работе ему не становится совсем плохо. Когда об этом уведомляют его жену, она в тот же миг понимает, что подобным поведением он будто говорит ей: «Видишь, как я старался». Она наконец-то должна оценить его по достоинству и пожалеть обо всех неприятностях, которые ему доставляла. Теперь уже муж надеется, что жена действительно будет любить его ; все предществующие способы добться ее расположения оказались безуспешными. К несчастью для мужа, на этом этапе знаки нежности и заботливости могут быть вызваны скорее чувством вины, чем любовью. Весьма вероятно, что в глубине души она обижена, поскольку он нечестно использовал болезнь как средство давления на нее и получитл дополнительные преимущества нечестным путем, скрыв от нее свою болезнь. Одним словом, для многих женщин дорогой браслет, подаренный мужем, выглядит более честным способом ухаживания, чем больной желудок. Женщина всегда может с негодованием вернуть браслет поклоннику, но вряд ли есть пристойный способ демонстративно игнорировать его язву желудка. Скорее всего серьезная болезнь мужа не завоюет женщину, а заставит почувствовать себя в западне.
Намерение поиграть в эту игру чаще всего можно обнаружить сразу после того, как он впервые узнал, что болен и его болезнь может прогрессировать. Если он собирается играть в «Видишь, как я старался», то нетрудно понятьвесь план его игры с помошью тайного психотерпевтического анализа, который выявит тайное злорадство ребенка, осознавшего, какое мощное оружие он получил. Но этот план будет замасрирован озабоченностью Взрослого практическими проблемами, возникающими в связи с болезнью.
Третья степень. Еще более пагубный и зловещий вариант – неожиданное и ничем не предвещаемое самоубийство, вызванное тяжелой болезнью. Язва переходит в рак, а жена и не подозревает об этом, даже не предполагает, что были какие-то серье짇蔈摾䏌쒃ᕝ泟춎늉餒짥ꊰ䬾涵䆚뾨躏㯁傆駪㞸⭠ÜᎢᚆľ둘㲆넇߽ꃭ럿ퟬ낔G쮻動蘷诀黁궅ᓩ居၃⍋笪埸덚ᓄې摘䤷쮿┯๖셞ࢽᄼȭ販擘騻㫇玴㥣쨳∆筡캰㰻뼟쾵⭜塻ㄬꩱᑿ惂ꋜᩅ︙ⅼ䚦鍉虋뤿놩㏵또笍홁ᒖ虏닩낣௩哊뮖䳁갺욚渙ྃ剫諰逍齷秗꒜栆闙ㄸ杈䒇햇捣ᨘ좣钘䂮뙪̜眚⫬섟⃧Ꟗ嗏⍋鎮퉦ᅦ䓏䴑ư嶯쫁푍⏲踼⌨쪠얤蓧劭嵗践䳿ඬ⥌鉎㉣荛˰㒢薜藆憬쾕醵䯋ぬ힙夋➙ꌕ돕ᵰ闄쨦⋖瀕辨폅臑稳䅴㷙羚厩㊫鳆푙旵䌄蹓㧠ꂫ奠ⷭइ磔餆ᒌ휠Ⅵ덊躁셅餖ꝓ벾惶蜲ꂙ뒳鈑컗䝔ᓵ谖뵚㭺䦾溹ຑ➋ഥ찇㞎䚯餋恶员ⴜ썠쁯撷≌캱偐䟔핷칣႔嬞ꠋ㻳藥䃀蒺둛柫ඹ十身博䚗ໂꔪ䞢볬ⴋ宷﹐ꞯ蛱ׇᮓ⦤湴䙪폏亨埋烣㌥孷⩤枴ᅩ觊觨嬏겜뫞䞀靕冯ᒄ헣ᑴ鍄鞿䍻츋⒁桃弚Ꮴ᭻逫ꈰᷠ樛ꦷ縟㙄Ⳁ㽁ꭨ龳꽍쪁䂔픨곩륥༘ꆡ⎹삀䁋륂煮㎢鯳쳦휕垜蟚;ᲅ跒悔岶ꖂ濞䈶惽ꦝ볥쁀䏄턾︩m哯甠ⴻघᔜ銳䝖㵰ᥒ䜫뼋皰㈭ⱓ㳵禧쯌謱蘲鰋쳐氈닊赹䟌㣍覂梂녯돔㓹旱㮗ᖘ⊖茶ᬆဩ礹褶㜪ර㽾䛳祗飫ꙥ୫ꣁ蚥袧╃뫢ۤꔌᧅ玬鲵稷ⴓꢎጀ쑊▤꣢塑嫛䕼᳒꿒뱐-英읛悄㹇蘊巌㲩霄舣ᮜ鵼ǭ渐麳ᰃⶄ킝䋈ᩣᔯ䰂鲧嵪横⺒ᱧ봝₷ᦂ䏍抨銩㢒嫆髁腢ࢱ잽ຮ톔黹ꅪ폇ᷡᑗ䋿␈賏笑늜ꏌꋟ脺ꅸ䨸⍨䯼맻澷熴⒊劦ᆍ請剽譴秳ɲ萇옋༷㑾䖔遗䞍ꘝ熬䅣᷶沋g褰熚펟勬桸ꇄ⨾ꇧ䭊巋㐸ᶔ鉵와蔭ッކ̒満∐Ὶㇵⓣퟗᤈ毭홠虮匀꜎粟騞몤嘆䫾㎂⥅睱ㆭ棩႑嶬긋컿ჵ໕憉觔ꡎ䓙醳䂷ゎ⊎秆䣞槌膷᱗䲔槯槂뭪踘遨㓞㷱焮鿴࿕慭蹖姙䢽믌嚄緐ጠ핾盐爚ᬽ丮읢뢛瞭찪捒螯ⶱ뤛믋떵垡髧㿉賓씎ꜚ뗄櫓裂鷧猩뮁嘰힊ᑅ喝ɦ礪韆嶌廣⋶୫碽푙䱠壙䔑ൻ阂ㆼՕᥔ톴⽦ݼ죸⯨㶁膒醞Ꞽ뼲嫝◆膣繚Ⲝ쿃࿏뾭蜘ꡓ躙꾌䴦㻞ǜ㎝肌딇рение – неудача.
Вознагражденния: 1) внутреннее психологическое – освобождение от чувства вины за агрессию; 2) внешнее психологическое – избегает ответственности за семью; 3) внутренне социальное – «Видишь, как я старался»; 4) внешнее социальное – обмен враждебными трансакциями; 5) экзистенциальное – «Я беспомощен (ни в чем не виноват)»
«Дорогая».
Тезис. Наибольшего расцвета игра «Дорогая» достигает на ранних стадиях терапии супружеских групп, когда участники занимают в основном оборонительную позицию. Эту игру можно наблюдать также в компаниях, на вечеринках. Уайт рассказывает какую-нибудь историю, попутно выставляя свою жен у невыгодном свете. Рассказ завершается фразой: «Не правда ли, дорогая7» Миссис Уайт обычно соглашается по одной из 2-х причин, якобы исходящих от ее Взрослого: а) сама по себе история в общих чертах вполне соответствует действительности; если же она не согласится с какой-о мелкой деталью (на самом деле именно этап деталь и есть основной момент трансакции), то может выглядеть занудливым человеком. Б0 просто невежливо не согласиться с мужчиной, котороый толькл что во всеуслышание зназвал тебя «дорогая». Однако истинной психологической причиной согласия является ее депресивная позиция. Когда она выходила замуж, то хорошо понимала, что муж способен выставлять перед людьми ее недостатки и тем самым избавлять ее от неудобных ситуаций, вкоторые она неизбежно попадает. В детстве эту услугу ей оказывали ее родители.
Игра «Дорогая» наряду с игрой «Судеьное разбирательство» наиболее часто встречается в супружеских терапевтических группах. Чем более напряженной становится ситуация, тем ближе момент разоблачения игры, тем с большей горечтью произносится слово «дорогая», пока раздражение не становится для всех очевидным. Тщательный анализ позволяет увидеть сходство данной игры с «Растяпой», т. к. в ней есть тот же важный момент: миссис Уайт обязательно прощает мистеру Уайту его раздражение, которое она изо всех сил старается не заметить. Соответственно антитезис «Дорогой» строится по тем же законам, что антитезис «Растяпа»: «ты можешь рассказывать порочащие меня истории, но, пожалуйста, не называй меня «дорогая». Более изощренный и менее опасный антитезис состоит в том, чобы отверчать «да, милый».
В другом варианте игры в ответ на рассказ мужа жена вместо того, чтобы согласиться с ним, может сама расказать что-нибудь подобного типа о муже, тем самым как бы говоря: «Ты тоже небезупрчен, дорогой».
Иногда ласкательные обращения в этой игре не произносятся, но внимательный слушатель может их заметить. Это уже будет молчаливый вариант игры «Дорогая».
Тема 9. Репродуктивное поведение
Теория исторического уменьшения потребности семьи в детях.
Схема регуляции репродуктивного поведения.
Современные особенности репродуктивного поведения (по результатам социологических исследований)
Теория исторического уменьшения потребности семьи в детях.
Теория институционального кризиса семьи объясняет, почему уровень рождаемости во всем мире падает до одно-двухдетной системы, что автоматически означает депопуляцию. Согласно этой теории, люди были заинтересованы в многодетности только в доиндустриальную эпоху. В то время выражение «семья — ячейка общества» гораздо больше соответствовало реальной ситуации, чем в нашу эпоху. Семья действительно выступала в роли миниатюрной модели общества по следующим причинам:
семья была производственным коллективом — дети с очень раннего возраста участвовали в семейном производстве и представляли для родителей несомненную экономическую ценность;
семья была школой, в которой дети получали от родителей необходимые им для будущей самостоятельной жизни знания и трудовые навыки;
семья брала на себя функцию социального обеспечения. В то время не существовало пенсий. Поэтому утратившие трудоспособность старики и инвалиды могли рассчитывать только на помощь своих детей и внуков. Тем, кто не имел семьи, приходилось просить милостыню;
семья была местом проведения досуга — члены семьи, как правило, отдыхали и развлекались сообща;
в семье, т.е. в браке, удовлетворялись сексуальная потребность и потребность в детях. Внебрачные связи осуждались общественным мнением. Скрыть их от окружающих в условиях сельской местности или небольших городов было очень сложно, особенно если эти связи носили длительный и регулярный характер. Фактически они были характерны главным образом для мужчин из высших слоев общества (составлявших незначительную часть населения), которые могли себе позволить романы со служанками или систематическое обращение к услугам проституток и куртизанок. Рождение детей вне брака имело место всегда, но не было социально приемлемым. В большинстве стран в доиндустриальную эпоху общество крайне негативно относилось к внебрачным детям и их матерям;