Задания для самостоятельной подготовки
1. Дайте определения понятия «система».
2. Можно ли рассматривать общество как систему?
3. Что такое «социальная система»?
4. Какие подсистемы в обществе как системе можно выделить? Охарактеризуйте их.
5. Назовите основные компоненты структуры общества.
6. Чем близки понятия «общество» и «государство» и чем они различаются?
7. Что положено в основу типологии обществ К. Маркса?
8. Кто предложил делить общества на традиционные (военные) и индустриальные (промышленные)?
9. Расскажите о современной типологии обществ, принятой в социологии.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 654 с.
- Степин В.С. Системный подход и синергетическая парадигма / В.С. Степин // Социология. – 2003. – № 4. – С. 3 – 17.
- Злотников А.Г. Системность социологического знания / А.Г. Злотников // Социология. – 2005. – № 3. – С. 18 – 25.
- Цаплин В.С. Постиндустриализм: Оправданы ли претензии // Социс. 2006. №: 6. С. 124-130.
- Луман Н. Эволюция. М., 2005.
- Луман Н. Социальные системы. - М.: Наука , 2007. - 648 c.
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
- Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.
Темы докладов и рефератов
1. М. Вебер и классический этап становления социологии неравенства.
2. Теория стратификации П. Сорокина.
3. Современные формы социального неравенства.
4. Природа социальной мобильности. Сущность, типы и формы социальной мобильности.
5. Социальные институты и социальные организации. Виды социальных институтов.
Практическое занятие 4. Человек в социокультурной системе (2 часа)
Проведение занятий в интерактивной форме
Объем – 2 часа.
Вид интерактивной формы – дискуссия.
Вопросы для обсуждения
1. Личность как системное качество индивида.
2. Понятие «человек», «индивид» и «личность» в гуманитарных науках.
3. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.
4. Сущность социализации. Агенты и институты социализации.
5. Человек как субъект и объект социализации. Процессы ресоциализации и десоциализации.
6. Понятия «социальный статус», «социальная роль». Характеристики социальных ролей.
Задания для самостоятельной подготовки
1. Дайте определение понятия «личность».
2. Как соотносятся понятия «личность», «индивид», «человек»?
3. Расскажите о теории формирования личности Дж. Мида.
4. Основные идеи теории «зеркального Я» Ч. Кули.
5. Дайте определение понятия «социальный статус».
6. Что такое «социальная роль»?
7. Какие виды социальных статусов Вам известны?
8. Что такое «статусный набор» и «ролевой набор»?
9. Когда возникает ролевой конфликт?
10. Что такое социализация личности? Охарактеризуйте этот процесс.
11. Какие формы социализации Вам известны?
12. Что такое ресоциализация и десоциализация?
Рекомендуемая дополнительная литература
1. Анурин В.Ф. Социология / В.Ф. Анурин, А.И. Кравченко. – СПб.: Питер, 2004. – 431 с.
2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону 2009.
3. Кон И. С. Социология личности. – М., 2004.
4. Кравченко А.И. Социология. Учебник для слушателей вузов. - М., 2009.
Темы докладов и рефератов
1. Социально-исторические типы личности.
2. Понятие асоциальной личности.
3. Многообразие социальных ролей личности.
4. Социализация личности.
Практическое занятие 5. Социальные группы и общности (2 часа)
Проведение занятий в интерактивной форме
Объем – 2 часа.
Вид интерактивной формы – дискуссия.
Вопросы для обсуждения
- Определение понятия «социальная группа».
- Социально-психологические особенности малых групп.
- Первичные и вторичные группы. Изучение сплоченности малых групп.
- Понятие социальной общности. Виды социальных общностей.
- Социальные движения.
Задания для самостоятельной подготовки
- Приведите несколько определений социальной группы.
- В чем заключаются социально-психологические особенности малых групп?
- Что такое первичные группы?
- Каковы отличительные характеристики вторичных групп?
- Какие методики анализа сплоченности малых групп Вы знаете?
- В чем особенность социометрического анализа?
- Какие виды социальных общностей Вы знаете?
- Что такое социальные движения?
- Какие виды социальных движений Вы знаете?
Рекомендуемая дополнительная литература
- Сухов, Ф. А если завтра война? / Ф. Сухов // Планета. – 2009. – № 7. – С. 26 – 35.
- Бард А., Зодерквист Я. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге., 2004.
- Левашов В.К. Общество глобализации // Социс. 2005. №4. С.14-15.
- Ильяшенко Ю. С. Эволюционные процессы и философия общности. М.: МЦНМО, 2008.
- Почебут Л. Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. - 290 c.
- Тард Г. Социальные законы. М.: Либроком, 2009.
Темы докладов и рефератов
- Причины обострения межнациональных отношений в современном мире.
- Национальная политика и решение национально-этнических проблем в современном российском обществе.
- Межконфессиональные отношения в современном российском обществе.
- Политическая элита как объект изучения социологов.
- Типы этносов: племя, народность, нация
- Теория этногенеза Л.Гумилева
Практическое занятие 6. Культура как фактор социальных изменений (2 часа)
Проведение занятий в интерактивной форме
Объем – 2 часа.
Вид интерактивной формы – дискуссия.
Вопросы для обсуждения
1. Происхождение понятия «культура».
2. Функции культуры в обществе. Закономерности развития культуры.
3. Основные элементы культуры.
4. Типология культуры. Субкультура и контркультура. Причины и условия образования контркультуры.
5. Социальные изменения: понятия и виды.
6. Основные понятия теорий социальных изменений: социальный прогресс, социальная эволюция и социальная революция, реформа, социальный процесс.
7. Разновидности социальных процессов.