Множество возможных брачных партнеров 5 страница
А) Постоянно.
Б) Довольно часто.
В) Достаточно редко.
Г) Никогда.
Часто ли Ваш Муж (жена) проявляет нежность (ласку) по отношению к Вам:
А) Никогда.
Б) Достаточно редко.
В) Довольно часто.
Г) Постоянно.
Хочется ли Вам уехать куда-нибудь одному (одной) на какое-то время:
А) Нет.
Б) Достаточно редко.
В) Довольно часто.
Г) Постоянно.
Как Вы оцениваете свой брак:
А) Неудачный.
Б) Скорее неудачный, чем удачный.
В) Скорее удачный, чем удачный.
Г) Удачный.
При суммировании ответов варианту А приписывается 0, Б –1, В-2, Г-3.
В вопросах 1,4,6,8,9,12,14,16 баллы приписываются в обратном порядке.
Уровень удовлетворенности варьируется от 0 до 51 (средний балл по выборке 60 чел. в возрасте от 21 до 54 лет составил 29).
При множестве исследований брачной стабильности обращает на себя внимание тенденция исследовать преимущественно проблемные пары, факторов дезорганизации, что выражает стремление к брачной терапии в надежде нейтрализовать действие неблагоприятных переменных и повысить устойчивость супружества. Собственно поведение в семьях благополучных, но не бесконфликтных, остается в тени, и в социологии до сих пор мало данных о специфике брачных отношений на разных стадиях жизненного цикла семьи. В качестве замечательного исключения следует назвать исследования, проводимые в Миннесотском университете под руководством Д. Олсона, которому удалось в 80-е г.г. в ряде общенациональных выборочных исследований провести изучение (по всем абсолютно этапам семейного цикла) как проблемных, так и нормальных, причем не выделяющихся в негативную сторону семей. Причем в опросах не только одних жен, но и мужей, и подростков, изучались наряду с аспектами брака и развода, репродуктивные отношения, взаимосвязи родителей и детей, аспекты здоровья, жизни и смерти, т. е. рассматривались комплексно все виды семейного поведения. В результате социологи обнаружили очень слабые корреляции между показателями сплоченности и адаптивности в парных взаимоотношениях мужей и жен, отцов и матерей, отцов и подростков, матерей и подростков. Значит, продолжающаяся в социологии практика опросов только одного члена семьи совершенно не обоснована:
Нет данных, подтверждающих, что опросы женщин более надежные, чем опросы мужчин.
Выявлено отсутствие совпадения в ответах индивидуально заполняемых анкет по большинству тем семейного функционирования.
Таким образом, важно опросить всех членов семьи, что в свою очередь позволяет сконструировать индексы супружеского и семейного взаимодействия.
Методики на основе «Я-концепции».
Методики, построенные на основе «Я-концепции» в большинстве своем основаны на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тесте. «Я-концепция» – это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все, свойственные ему способы самовосприятия. Самоотчет – это самоописание, данное в ситуации коммуникации, т. е. для другого. Я-концепция влияет на самоотчет, но между ними не может быть полного тождества. Измерение я-концепции с помощью семантического дифференциала снимает многие недостатки самоотчета, но при тщательном отборе нейтральных шкал и при сопоставлении с другими объектами.
В теории ролей есть термин Я-включение или включенность в Я той или иной роли. Термин появился в 1947 г., сразу после 2 Мировой войны, когда тысячи людей погибали во имя ценностей, ставших неотъемлемой частью Я.. «Покушение на такие ценности, отмечает В. Б. Ольшанский , человек воспринимает как покушение на его личность, ибо самосохранение есть стремление сохранить свое Я, а вовсе не тело. Убежденный человек, скорее пожертвует жизнью, чем убеждениями».
Соотношение Я и роли.
Б. Ольшанский изображает континуум соотношения Я и роли от полной несостыковки до полного совпадения. В промежутке располагаются все остальные случаи чаще всего встречающиеся в повседневности: и вхождение в роль и дистанцированность от нее. По глубине включения различают:
«Случайное» (нерадивый ученик)
«Ритуальное» (улыбка официантки)
«Одухотворенное» (актер, вошедший в роль).
«Гипнотическое» (художник под гипнозом пишет картину, ассоциируя себя с Репиным).
«Истерическое» (изматывающая душу и тело одержимость ролью).
«Сверхъестественное» отождествление Я и роли.
Большое значение идентификации Я с ролями нашло отражение в формуле ролевого поведения В. Б. Ольшанского
R В = & (R , Я )
t t t
Я = f {R , Я }
t t-1 t-1
Где RB – ролевое поведение, R – роль как значение, в котором зафиксированы ожидания участников совместного действия. Я – концепция, значение самого себя, t- момент времени,
f , & - обозначение функциональной зависимости.
По распространенному тесту на самооценку Я (когда предлагается бланк с 20 пустыми линейками и надо 20 раз вписать ответ на вопрос КТО Я? Не какой, а именно «кто). В одном из исследовании по самым значимым 3 самооценкам вышли гендерные характеристики: «Я – представитель своего пола», «Я – представитель сильного пола», «Я– представитель своей нации». Среди семейников значимыми оказались значимыми высказывания «Я-мать», Я – отец», «Я – женщина». Сопоставление групп холостяков и семьянинов по индикаторам семейных отношений подтвердило обоснованность этих категорий. Более того, Ольшанский сделал вывод, что «ориентация на семейную жизнь является существенным Я-аттитюдом социально желательной Я-концепции и, следовательно, не может оставаться в стороне от воспитательного процесса».
Экспериментально-диагностическая процедура В. В. Столина и М. Кальвиньо по шкалированию на 30 шкалах ключевого понятия Я с семантически противоположными полюсами предложениями-констатациями показала, что словарное значение Я содержательно близко к личностным определениям или смыслам, приписываемым себе респондентами. Например: высказывания
Я – независима 0,34 по коэффициенту Спирмена – незначимо.
Я – горда – 0,50 по коэффициенту Спирмена – 1 – значимо.
Интересный результат был получен по всем статистически значимым сопоставлениям Я с суждениями-констатациями, полученными по обобщенным протоколам ТАТ (теста тематической аппецепции) в группе испытуемых, где «наибольшее число значимых семантических связей обнаружилось у ключевого понятия Я с предложением «Я одинок и никому не нужен». Это объясняется тем, что среди испытуемых не было ни одного семейно-благополучного человека.
Результаты, полученные при выборке семейно-неблагополучных испытуемых, показывают, что в случае тяготения Я к позитивному полюсу оценки, тем не менее, Я не может служить эталоном положительной оценки. Фактически оценка Я всегда конфликтна, но при перевесе личностных смыслов, тяготеющих к позитивности, доминирует положительная самооценка, при перевесе негативных отрицательная. Но эту самооценку следует понимать как кризис самоопределения, а не как приговор самому себе. Конфликтный смысл оценки Я означает либо двойное отрицание обоих полюсов (негативного и позитивного), либо это борьба альтернатив самоосмысления, незаконченность выбора между 2 полюсами оценки Я.
Игры в супружеской жизни (Э. Берн).
В супружеских отношениях, в семейной жизни наблюдается большое разнообразие всевозможных игр. Но некоторые игры, например «если бы не ты», в жизни многих супругов расцветают наболее пышно. А такие игры как «Фригидная женщина», могут долго существовать только в условиях юридически зафиксированнного брака. Конечно, супружеские пары можно отделить от сексуальных (которые мы рассматриваем отдельно) чисто условно. В число наиболее распространенных игр, достигающих максимального расцевета в супружеской жизни, входят «Тупик», «Судебное разбирательство», «Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка», «Если бы не ты», «Видишь, как я старался», «Дорогая».
1. «Тупик».
Это игра в большей степени, чем другие игры, подчеркивает манипулятивный характер игр вообще и их функцию барьера на пути к близости. Как это не парадоксально, она состоит в изворотливом отказе играть в игру, предложенную другим супругом.
Тезис.
Миссис Уайт предлагает мужу сходить в кино. Мистер Уайт соглашается.
Первый вариант: Мисси Уайт, собираясь в кино, «ненамеренно2 допускает промах. В разговоре она совершенно естественно упоминает, что дом давно пора заново покрасить. Это недешево, а мистер Уайт совсем недавно говорил ей, что с деньгами у них сейчас туго. Он происл ее не приставать к нему с непредвиженными расходами по крайней мере до начала следующего месяца. Момент для обсуждения вопроса о покраске дома был выбран явно неудачно, и Уайт грубо отвечает жене.
Второй вариант: Уайт, собираясь в кино, заводит разговор в таком тоне, что миссис Уайт становится трудно уджержаться от соблазна, чтобы не сказать о необходимости покрасить дом. Как и в предыдущем случае, Уайт грубо отвечает жене.
Миссис Уайт обижена; она говорит мужу о том, что у него очередной приступ дурного настроения, поэтому она с ним в кино не пойдет; пусть лучше идет один. Он заявляет, что так и сделает.
Уайт идет в кино (или гулять с детьми), оставиви миссиис Уайт дома со сее оскорбленными чувствами. Скрытые механизмы этой игры могут быть следующими:
А. Мисси Уайт прекрасно знает из прошлого, что досаду мужа не следует принимать всерьез. По-насттоящему он хочет, чтобы жена показала, как она ценит его тяжкий труд на благо семьи. И тогда они, вполне счиастливые, смогут вместе пойти в кино. Но жена отказывается подыгрывать ему, и он чувтсвует, что его предали. Он уходит, полный обиды и разочарования, а она остается дома с оскорбленным видом, но в атйне чувствуя себя победительницей.
Б. Уайт прекрасно знает из прошлого опыта, что обиду жены не следует принимать всерьез. По-настоящему она хочет, чтобы муж приласкал ее и попросил не обижаться. И огда они, вполне счастливые, смогут вместе пойти в кино. Но он отазывается подыгрывать ей, хотя и чувствует, что поступил нечестно. Он знает: она хочет, чтобы ее ласково уговаривали, но притвпряется, что не понимает этого. Он уходит из дому охотно, с чувством облегчения, но при этом выглядит оскорбленным. Жена остается дома, полная обиды и разочарования.
С точки зрения неискушенного наблюдателя, позиция победяителя в каждом случае безупречна; он (или она) просто поняли партнера буквально. В случае, когда Уайт принимает октаз жены идти с ним в кино за чистую моенту, это особенно очевидно. Они оба знают, что это неправда, но, как только жена произнесла эти слова, она сразу оказалась в тупике.
Наиболее очевидное «вознагарждение» – внешнее психологическое. Для боих супругов кино может быть источником сексуальной стимуляции. Они оба ждут после возвращения из кино интимных отношений. Поэтому тот из супругов, кто стремится избежать сексуальной близости, начинает ходом из первого или второго вариата игры. Это один из наиболее невыносимых вариантов игры «Скандал».
Конечно, «оскорбленная» сторона, находясь в состоянии справедливого гнева, вполне оправданно хочет заниматься любовью, и загнанный в тупик супруг (супруга) окажется в сложном положении.
Антитезис. Для миссис Уайт он весьма прост. Все, что от нее требуется, - это передумать, взять мужа под руку и, улыбаясь, отправиться всместе с ним (переход из состояния Я Ребенка в состояние Я Взрослого). У мистера уайта теперь положение более затруднительное, т. к. инициатива перешла к его жене. Но, оценив всю ситуацию целиком, он, возможно, будет в состоянии уговорить жену пойти вместе с ним в кино. Либо он сумеет успокоить ее, как надувшегося Ребенка, либо, что еще лучше, как Взрослого.
В несколько ином виде «Тупик» является семейной игрой, в которой участвуют и дети. В этой игре в тупик загоняют ребенка: что бы он ни сделал, все оказывается плохо. Г. Бейтсон (известный амриканский психолог и психиатр) и его школа полагают, что это состояние может стать важным фактором возникновения шизофрении. В терминах теории игры шизофрения может быть тем антитезисом, который ребенок противопоставляет игре «Тупик». Опыт лечения взрослых шизофреников при помощи анализа игр подтверждает это предположение. Когда соответственно подготовленному пациенту помогают анализировать семейную форму игры «Тупик» и показывают, что к шизофреническому поведению он прибегает с целью противостоять игре, то у больного наступает частичная или полная ремиссия.
Наиболее обычная форма игры «Тупик», в которую играют всей семье и которая наверняка оказывает влияние на формирование характера детей, чаще всего встречается тогда, когда отец или мать принадлежат к типу Родителей, всюду сующих свой нос. Восзможна ситуация «двойного нажима»: мальчика или девочку просят как можно больше помогать по дому, но, когда ребенок действительно начинает принимать активное участие в домашних делах, родители постоянно находят в его работе недостатки.
Иногда «Тупик» становится фактором астмы.
Маленткая девочка: «мамочка, ты меня любисшь?» Мать: «А что значит любишь?» Такой ответ не оставляет для ребенка выхода. Девочка хочет поговорить со своей матерью, а мать переводит разговор в сферу философии: маленькой девочке с этой темой не справиться. Она начинает тяжело дышать, мать раздражается, следует приступ астмы, мать извиняется, а «Игра в астму» идет совим чередом. Иакой астматичекий вариант «Тупика» нуждается в дальнейшем изучении.
В психотерпевтиченских группах можно иногда встретить весьма элегантный вариант «Тупика».
Блэк: «Ну, как бы то ни было, пока мы молчим, никто в игры не играет»
Уайт: «Молчание само по себе может быть игрой».
Рэд: «Сегодня никто ни в какие игры не играл»
Уайт: «Но отказ от игр тоже может быть игрой».
Терапевтический антитезис в этом слуаче не менее элегантен: логические парадоксы запрещаются. Лишенный возможности прибегнуть к своему обычному маневру, Уайт быстро обнаруживает тревожность, лежащую в основе его поведения.
Тесно связана с игрой «Тупик» еще одна игра – «Пакет с завтраком». Муж, имеющий прекрасную возможность позволить себе в обеденный перерыв сходить в хороший ресторан, тем не менее, каждое утро готовить несколько бутербродов и берет с собой на работу в бумажном пакете. При этом он использует остатки вчерашнего обеда, черствый хлет, который приберегает для него жена. Таким образом он может полностью контролировать семейный бюджет, потому что какая же жена осмелиться купить себе ноковый падлантин, видя такое самопожертвование. Кроме того, муж получает многие другие «вознагражения», например, привелегию обедать в одиночестве и возможность подогнать работу во время обеденного перерыва. Эта игра во многих отношениях конструктивна, посольку поощряет такие добродетели, как бережливость, добросовествная работа, пунктуальность.
2. «Судебное разбирательство»
Тезис: По описанию эта игра относится к классу игр, получающих свое лучшее воплощение в юриспруденции. Сюда относится «калека» (обвиняемый оправдывает себя душевной болезнью) и «должник» (гражданский иск). В клинической практике эта игра чаще встречается при консультировании супружеских пар и в асихотерпевтических группах, занимающихся супружескими проблемами. Пи этом игра «Судебное разбирательство» бывает единственной игрой, в которую играют участники группы. Если игра «Судебное разбирательство» никак не помогает разрешить ситуацию, поскольку продолжается бесконечно, то в таких случаях становится совершенно ясно, что консультант сам оказался вовлеченным в игру, причем совсем не подозревая об этом.
Игра может включать любое количество участников, но в основном она предусматривает участие 3-х игроков: Истца, Ответчика и Судьи. Роли соответственно рапсределяются между мужем, женой и врачом. Если игра происходит в психотерпевтической группе, по радио или в телевизионной передаче, то остаальная аудитория играет роль Присяжных. Муж начинает излагать жалобу: «Хотите послушать, что (имя жены) вчера сделала? Она вязала …» и т. д. Жена защищается: «На самом деле случилось вот что… и потом как раз перед этим он… и, во всяком случае, мы оба тогда…» и т. д. Муж благородно добавляет: «Я рад, что вы смогли выслушать обе стороны, я ведь хочу, чтобы все было честно». В этот момент консультатнт глуюокомысленно замечает: «Мне кажется, если мы ппримем во внимание…» и т. д. Если приэтом пристуствуют зрители, консультант может им перебросить мяч со словами: «Давайте послушаем, что об этом скажут другие». Если же участники группы уже достаточно обучены, они моугт взять на себя роль Присяжных и без подсказки со стороны психотерпевта.
Антитезис. Психотерпевт говорит мужу: «Вы совершенно правы». Если муж облегченно или торжествующе расслабится, врач спрашивает: «Как вы относитесь к моим словам?» Муж отвечает: «Прекрасно». Тогда психотерпевт замечает: «сказать честно, я думаю, что вы не правы». Если муж искренен сам с собой, он ответить: Я это все время знал». Если же он нечестен, из его реакции можно анализировать ситуацию дальше. Основной элемент игры состоит в следующем: истец громограсно требует признать его правым, хотя в глубине души он понимает, что не прав.
После того, как собран материал, достаточный для того, чтобы прояснить характер игры, она может быть прекращена одним из самых элегантных маневров в искусстве антитезиса. Консультант оглашает правило, запрещающее использовать в разговоре третье лицо (в грамматическом смысле). Таким образом, члены группы могут либо обращаться друг к другу прямо на «ты» или на «вы» или говорить о себе «я», но не могут сказать: «Хотите послушать что он (она) …». После этого супружеская пара либо совссем перестает играть в игры в группе, либо переключается на игру «Дорогая» (это уже несколько лучше, чем судебное разбирательство) или «Более того» (что ничуть не лучше). Игру «Дорогая» мы рассмотрим позже. В Игре «Более того» истец выдвигает одно обвинение за другим, на каждое из которых ответчик замечает: «Я могу все объяснить». Истец не обращает на это никакого внимания, но воспользовавшись паузой ответчика, бросает ему очередное обвинение, сопроводающееся словами «более того»; за ним следует еще одно объяснение и т. д. – типичный обмен репликами по принципу Родитель – Ребенок».
Наиболее интенсивно играют в игру «Более того» ответчики параноидального типа. Они склонны увсе понимать буквально, поэтому им особенно легко вывести из равновесия обвинителей, выражающих сови мысли юмористнически или метафорически. Вообще метафоры – это самы распространенные ловушки в этой игре, их следует избегать.
Обыденный вариант игры 2Судебное разбирательство», предполагющий участие 3-х игроков, часто происходит между детьми – братьями, сестрами и их родителями: «Мама, она взяла мою конфету». – «А он взял мою куклу, а еще перед этим меня стукнул, и вообще мы договорились поделить конфету».
Анализ.
Тезис. «Они должны признать, что я прав».
Цель: «Самоутверждение».
Роли: Истец, Ответчик, Судья (или Приясжные).
Иллюстрации: 1) дети ссорятся, родители вмешиваются;
2) супруги просят о помощи.
Социальная парадигма: Взрослый-Взрослый; Взрослый: «Вот что она мне устроила»; Взрослый: «Истинные факты таковы».
Психологическая парадигма: Ребенок – Ролитель; Ребенок: «Скажи, что я прав»; Родитель: «Вот, кто прав» или: «Вы оба правы».
Ходы: 1) оглашается жалоба – оглашается оправдание; 2) истец выдвигает опровержение, идет на уступки или делает шаг, демонстрирующий его дорожелательное отношение; 3) решение Судьи или инструкции Присяжным; 4) оглашается окончательное решение.
Вознаграждения: 1) внутренее психлогическое – проекция чувтсва вины; 2) внешнее психологичексое – освобождение от чувства вины; 3) внутреннее социальное – «Дорогая», «более того», «Скандал» и другие игры; 4) внешнее социальное – «Судебное разбирательство»; 5) биологическое – поглаживание от судьи и присяжных; 6) экзистенциальное – депрессивная позиция: «Я всегда не прав».
Фригидная женщина.
Тезис. Эта игра происходит между супругами и почти никогда не встречается между возлюбленными, т. к. трудно представить себе, чтобы мужчина долго терпел подобное поведение от любовницы.
… Муж приближается к жене с вполне определенными намерениями, но она его отталкивает. После нескольких попыток жена выговаривает ему: «Все мужчины скоты». А потом начинает упрекать его в том, что он ее нисколько не любит, что он ее нисколько не любит, что его интересует только секс. На некоторое время муж отступает, после чего делает новую попытку, но с тем же результатом. Наконец он совершенно покоряется судьбе и больше не проявляет к жене сексуальных намерений. Проходят недели, даже месяцы, и жена становится все более и более рассеянной и менее церемонной. То она, полуодетая, проходит через спальню, то принимая ванну, забывает чистое полотенце, которое муж вынужден принести ей в ванную комнату. Если она играет всерьез, то может дажн начать флиртовать с другими мужчинами. Наконец муж поддаетсся и делает новую попытку. Но его снова отвергают, и вслед за этим начинается игра «Скандал», во время которой идут в ход различные упреки, вспоминаются недавне происшествия, приводятся примеры из жизни других супружеских пар, переплетаются финансовые проблемы и неудачи. Все кончается хлопаньем дверью. На этот раз муж тверддо решает: с него хватит, он обойдется без секса. Проходят месяцы. Муж не обращает внимания ни на парад в неглиже, ни нна маневр с полотенцем. Провокации со стороны жены учащаются – она становится все более рассеянной и все менее строгой, но муж держится. Затем однжды вечером она просто подходит и целует его. Сначала муж не реагирует, помня о своем твердом решении, но скоро природа берет свое, особенно после длительного воздержания, и ему уже кажется, что на этот раз он добился своего. Его первые робкие ласки не отвергаются. Он становится смелей. И вдруг в самый критический момент жена, отступая на шаг, кричит ему: «Ну, что я тебе говорила?! Все мужчины – скоты! Мне была нужна твоя нежность, а ты думаешь только о сексе!» Во вспыхнувшем скандале супруги могут на этот раз, минуя предыдущие упреки и обвинения, сразу перейти к финансовым проблемам.
Следует отметить, что, несмотря на все уверения в обратном, некоторые мужчины также бояться сексуальные близости, поэтому старается выбирать себя таких партнерш, возможности которых соответсвовали бы их потенции, а в приведенном примере муж теперь может во всем обвинять жену.
В одной из форм этой игры участвуют некоторые незамужние женщины разного возраста, в результате чего они получают известное жаргонное прозвище. В этих случаях игра чапсто сливается с другой под названием «Динамо», в которой водящие также разыгрывают негодование.
Антитезис. Эта игра весьма опасна, и возможный антитезис опасен в той же мере. Заводить любовницу всегда рискованно. Поставленная в условиях стимулирующего соперничества, жена может прекратить свою игру и попыитаться начать нормальную супружескую жизнь. Однако это может быть слишком поздно. С другой стороны, с помощью адвоката жена может использовать связь мужа как оружие в игре «Ну что, попался, негодяй!» Исход порой невозможно предсказать и в том случае, когда муж прибегает к помощи консультации, а жена – нет. Если уверенность мужа в себе возрастает, то игра жены может расстроиться, что приводит к более здоровым супружеским отношениям. Но если жена играет всерьез, то усиление позиции мужа может привести к их разводу. Лучшим решением для обоих партнеров, если, конечно, ситуация позволяет, было бы их участие в трансакционых группах для супружеских пар, занятия в которых выявили бы вознаграждения, получаемые в игре, и секспопатологию, лежащую в ее основе. Подготовленные таким образом супруги могли бы заинтересоваться индивидуальным консультированием, в результате которого они как бы заключили новый брак, на иной психологической основе. Но даже и без этих действий участники могли бы разумно приспособиться к существующей ситуации.
Родственные игры. Обратная игра «Фригидный мужчина» распространена меьше, но она проходит практически по той же схеме, с некоторым различием в деталях. Окончательный исход зависит от сценариев игроков.
Критическим моментом в игре «Фригидная женщина» становится заключительная фаза «Скандала». После нее ни о какой сексуальной близости речи быть не может, поскольку оба партнера получают некое изварщенное удовлетворение огт игры «Скандал» и больше не стремятся получить друг от друга сексуальную стимуляцию. Отсюда следует, что наиболее важным моментом в антитезисе «Фригидной женщины» будет избегание скандала. В таком случае жена остается сексуально неудовлетворенной, причем это состоняие может быть столь острым, что она станет более покладистой.
В некотором возрасте в игру, аналогичную «Фригидной женщине», играют некоторые благонравные девочки вроде той, которую Диккенс описал в «Больших ожиданиях». Она выходит в накрахмаленном платьице и просит мальчика сделать ей песочный пирожок, после чего указывает на его испачканные руки и одежду и говорит ему о ом, какая она вся чистая.
Анализ.
Тезис. «Ну что, попался, негодяй!»
Цель: оправдание.
Роли: Хорошая жена. Нечуткий муж.
Иллюстрации: 1) «спасибо за песочный пирожок, грязнуля противный»; 2) фригидная женщина, провоцирующая мужа.
Социльная парадигма: родитель – Ребенок; Родитель: «Я тебе разрешаю сделать пирожок из песка» («Поцелуй меня»); Ребенок: «Мне этого очень хочется»; Родитель: «А теперь посмотри, как ты запачкался»
Психологичсекая парадигма: Ребенок-Родитель: Ребенок: «Посмотрим, сможешь ли ты меня соблазнить»; Родитель: «Готов попробовать, если ты меня вовремя останвишь»; Ребенок: «Это ты первый начал».
Ходы: 1) обольщение – реакция на него; 2) отталкивание – смирение; 3) провокация – реакция на нее; 4) отталкивание – скандал.
Вознаграждения: 1) внутреннее психологическое освобождение от чуства вины за садистские фантазии; 2) внешнее психологчисекое – избегает пугающего обнажения и проникновения; 3) внутреннее социальное – «Скандал»; 4) внешнее социальное – «Как поступать с нечистоплотными мальчиками, мужьями»; 5) биологическое – подавленные сексуальные взаимоотношения и обмен агрессивными трансакциями; 6) экзистенциаональное – «Я –чиста».
Загнанная домохозяйка.
Тезис. В этиу игру обычно играют перегруженные делами домашние хозяйки. Они должны быть опытными специалистами в 10-12 направлениях, иными словами, должны умело играть 10-12 ролей. Время от времени в газетах появляются шутливые списки этих ролей: Люовгница, Мать, Горничная, Нянька и т. д. Поскольку эти роли очень утомительны и часто конфликтуют друг с другом, исполнение их в течение многих лет приводит в конце концов к состоянию, которое мы символически назовем «Колени домохозяйки» (потому что на коленях моют пол, укачивают ребенка и т. д.) его симптомы можно выразить короткой фразой: «Я устала».
Если домашней хозяйке удается установить свой собственный темп работы, если она умеет находить удовлетворение в любви к свои детям и мужу, то ее многолетняя домашняя служба будет не только не в тягость, а даже в удовольствие. И когда она наконец отправит в колледж своего самого младшего ребенка, то может почувствовать себя одинокой.
Встречаются женщины, которых, с одной стороны, преследует ее собственный внутренний Родитель и критически настроенный муж, постоянно требующий от не отчета, а с другой - ей не удается найти достаточного удовлетворения в любви к своей сем ье. В такой ситуации она может чувствовать себя все более и более несчастной. Сначала женщина может попытаться себя утешить с помощью «вознаграждений», получаемых в играх «Если бы не ты» и «Изъян» ( в тяжелой ситуации к ним может прибегнуть любая домохозяйка). Однакол очень скоро и эти игры не смогут поддерживать ее самоощущение на должном уровне, и она находит его в игре «Загнанная домохозяйка».
Тезис этой игры очень простой. Женщина берет на себя все дела, которые попадаются ей под руку, и даже сама как бы напрашивается на новые занятия. Она соглашается со всеми замечаниями мужа и выполняет все требования детей. Если ей нужно устроить званый обед, то она чуствует необходимость не только сыграть роль Безупречной собеседницы, но и столь же образцоыой экономки и Распорядительницы, а также роли Художницы по интерьеру, Шеф-повара, Обольстительной элегантной женщины обязательно Дипломата. Более того, утром она решит испчеь пирог и сводит детей к зубному врачу… В результате она не знает за что хвататься, но все равно старается сделать свой день еще более сумасшедшим, поэтому к середине дня у нее достаточно оснований, чтобы выйти из строя, бросив все дела на произвол судьбы.
Женщина в резульате ставит в неловкое положение гостей, мужа и детей, добавляя ко всем своим несчастьям еще угрызения совести. После 2-3-х таких происшествий ее брак подвергается сеьезной угрозе: дети неухожены, она худеет, перестает причесываться. Лицо у нее становится изможденным, а туфли всегда н чищены. Тогда-то она и появляется в кабинете консультанта, вполне готовая к тому, чтобы лечь в больницу.
Антитзис. Логический антитезис прост: Миссис Уайт может в течение недели играть все свои роли одну за другой, но она должна отазываться играть 2 и больше роли одновременно. Например, если она устраивает званый вечер, то она должна играть роль либо Шеф-повара, либо прислуги, но обе сразу. Если все ее проблемы сводятся к комплексу «Колени домохозяйки», такой подход позволит ей ограничить себя. Если же она играет в игру «Загнанная домохозяйка», то ей будет очень трудно придерживаться этого приницпа. В таком случае женщна тщательно выбирает себе соответствующего мужа. Во все퇚믿ᨃ犞륀侒辂혓泹晁妋딶௨䴦ວ珥뛢৪갆갫温悗籉镍湯䌅䯸䋞줥鏬䫷㰦鏺擽◄큝鑣泼庶㰂偯诟籯蹥豋딓讱왹넳銩ﶾ飞蓱靡箍赊╿죗撾䁳繋刃䭉옜ꆅᎎ㔐舔똰ꂥ쉣邋嗣膒駉쒜垲싄懮跼믠漺잇좩婡黔毰ǘ㋢沂㛚쐚쭴⯆掻撸陋쎴敕厭ᾏ舵〤⌹逩櫳Ᏼ戮儕⌯霼捷ⳳ抋⚀勚ӧ긏闹難漰쌱㖏긠釯狜㠜旤둚䨙澨࠸㛊翁셱播ᡙ㕔衠㉧ꈿ転攺鷝᪽醧ꐂ䋱ᤵଌ᮴∵厴⇣ἦ吏翀㘭⟪띓씐븍ÿ푸ﶕ遣䑵외壠ؐ畩Ἱ华蔏䇳႞밅⤠刃㘢Ⲿ誩Ꞙ層㥆Н⸢귧㘙醖♉ꤣ᠐ℿ䧌쫇坑緃挦ߔŪ㼥瑠ꦪ翪ꤎ鍛妭化녉츉쿞룻搃綞긐Ꝁ㮖貂Ɬ혓滹歁㮋먲篨伦ວ烥헢࣮갫温林ɉ蝍潯䀅Ꜧ䯸姞밡迬巳䜢虋髺揽䟄띙鹣ዼ㮶兕⭚鉟⼣礐㫂⨉煷媐闯↖枮팚䇢姣善磸듉崇旪攠ꃙ惄ᇪ⢇Ž퍼ࠇ폘骇ꎯ뺲㨀햷ǃ蔀쌥嶧Ǫ鏈䊍憘뽆磻⮨熟꿾ᚋ廵鶩晑겱梳⣈ꉳ独딈ꡭ赺ǟ爗ᦉꛗ㪆굤췼ꐛ炐橏跙몌讬儦箏섫◶삄ꢀ㺲შ㝀ﭩක핓旎호赸젮Ҿт теперь выбрать роль ИзмотАнного существа, которая необходима ей для поддержания своего психического равновесия и от которой в дальнейшем она так просто не откажется. Чем больше ее муж будет занят на работе, тем чаще и проще они будут находить Взрослые причины дял нездоровых аспектов в своих взамоотношениях.