Социальная стратификация и социальная мобильность 6 страница
Третья группа функций представляет собой целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем (социальных общностей, организаций). В данном случае речь идет о подборе и расстановке кадров, формировании и развитии социальной организации коллектива; развитии его социальной структуры; создании и изменении социальных институтов, необходимых для функционирования коллектива.
В приведенной классификации выдерживается принцип подхода к характеристике конкретных функций социального управления, в соответствии с которым выявляется их «набор», обусловленный спецификой объекта социальною управления. Вместе с тем при достаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались как собственно управленческие, так и функции по достижению результатов конкретных видов деятельности.
Выявление функций управления выступает одним из важнейших аспектов системы управленческого знания. В зарубежной литературе управление характеризуется через его функции. В зависимости от выделяемого «набора» функций оно определяется, например, как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации»1. Управление может пониматься как «эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами»2.
В приведенных трактовках фиксируются два основных аспекта: 1) выявляются основные функции управления, в результате реализации которых 2) осуществляется эффективное и производительное достижение целей организации. При этом определения управления разнятся, как правило, в зависимости от того, какие функции выделяются.
В отечественной литературе функции социального управления рассматриваются с аналогичной точки зрения. Сложилась традиция при
' Мескол М, Альберт М, Хедоури X Основы меиеджмеш а М.1997 С 38 ^ДафтРЛ Менеджмент С 18
Раздел III. Общество и его структура
классификации относить к ним планирование, организацию, мотивацию| контроль; иногда к ним добавляют прогнозирование, учет, общение.
В ряде источников функции управления выделяются более дробно, j В качестве общих функций, реализация которых представляет собой i управленческий цикл, различают целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, стимулирование, учет, контроль. Логическая последовательность реализации общих функций управления в таком случае рассматривается как управленческий цикл. Некоторые авторы в качестве основной функции управления, определяющей содержание всех остальных, называют целеполагание1, все остальные функции рассматриваются как подчиненные ей.
В традиционной трактовке функций управления основаниями для их выделения служат, судя по всему, условия индивидуальной деятельности людей: цели, средства, мотивы, обратная связь. Каждое из этих условий рассматривается как результат управленческих решений. Так, в результате функции планирования появляются цели, в результате функции организации — упорядоченность, в результате мотивации — желание трудиться.
Идея выделения функций на основе условий деятельности имеет немало рационального, однако необходимо учитывать, что традиционная модель трактовки управленческих функций применима прежде всего на уровне отдельного работника. Управленческие функции на уровне социальной общности более сложны. В частности, деятельность общностей предполагает регламентацию взаимодействий между ними, властных отношений, более сложную, чем цель, управляющую информационную модель.
Существует иной подход к анализу управленческих функций, когда под ними понимаются виды управленческих действий, выделяемые по характеру предмета деятельности и ее результату. В этом случае выделяются информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции2.
К предмету информационно-управленческих функций относится информация, ее преобразование, вследствие чего формулируются цели деятельности, вырабатываются нормы и оценки. Результатом этой функции становятся выявление проблем и разработка управленческих решений.
К предмету сервисно-управленческих функций относится формирование как у субъектов управленческой деятельности, так и управля-
См.: Основы современного социального управления теория и методология С. 73 См.: Костин В А Теория управления. С 51—56
Глава 17. Социальное управление 331
емых субъектов мотивов к тем или иным действиям, статусов этих субъектов (прием на работу, увольнение, повышение, понижение, наделение полномочиями и др.). Если информационно-управленческие функции предписывают управляемому субъекту, что нужно делать, то сервисно-управленческие функции выступают инструментом реализации первых. Например, такие функции, как мотивация и стимулирование, позволяют выявить, на каких условиях персонал организации выполняет работу, предусмотренную проектом. Заключение договоров и соглашений между работниками и руководителями закрепляет те или иные работы, предусмотренные проектом, за конкретными исполнителями.
Наряду с вышеназванными можно выделить и собственно сервисные функции, которые уже не являются управленческими: деятельность по оказанию социальной помощи, медицинских услуг, обучению, организации досуга и др. Выполнение этих функций является содержанием социальной политики, речь о которой пойдет ниже. Результатом выполнения сервисных функций выступает решение какой-либо проблемы, реализация управленческого проекта, отдельного управленческого решения.
Для выполнения сервисных функций создаются специальные органы и учреждения. Например, учреждения социальной защиты оказывают конкретные услуги инвалидам, пенсионерам, другим категориям населения, а не управляют их деятельностью. Деятельностью этих учреждений руководят государственные, региональные, муниципальные органы посредством выработки и принятия необходимых решений, проведения соответствующей кадровой политики, контроля за выполнением этих решений и законов.
Информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции представляют собой сложные управленческие функции. Наряду с ними можно выделить и простые управленческие функции, состоящие из набора элементарных управленческих действий, имеющих место в любом управлении: познания, оценивания, выбора, обмена, хранения информации. Комбинации простых функций дают в результате сложные управленческие функции.
§ 4. Социальное управление и социальная политика
Понятие социальной политики
Социальное управление выступает способом реализации социальной политики, направленной на защиту социальных групп и общностей,
Раздел III Общество и его структура
отдельных личностей от деструктивных процессов. Целью социальной политики является решение социальных проблем многочисленных групп и общностей, преодоление социальных конфликтов, социализация и развитие личности.
Содержанием социальной политики выступает создание благоч приятных условий для жизнедеятельности людей, для социального^ воспроизводства индивидов, общественных групп, отношений между ними во всем многообразии их проявлений. Посредством осуществления социальной политики реализуются права граждан на достойные условия бытия, свободное участие в жизни общества. Механизм выработки и реализации социальной полигики включает в себя государственную идеологию, право, экономические и социальные стандарты, культуру, регуляторы национально-этнических отношений.
По нашему мнению, социальную политику можно определить как деятельность политических и общественных организаций разных уровней, направленную на предотвращение (преодоление) социальной напряженности, устойчивое воспроизводство и развитие социальной сферы, обеспечение удовлетворения жизненных потребностей людей, повышение уровня и совершенствования качества жизни, оказание социальной помощи нуждающимся в ней социальным группам. Формирование условий для решения названных задач, организация деятельности специально созданных учреждений представляет собой управление социальной политикой.
Социальная политика нацелена на обеспечение наиболее полного удовлетворения индивидами своих жизненных потребностей. Она выражается в заботе о человеке на всех уровнях — государственном, территориальном, фирмы, общественной организации. Для этого используется разнообразный потенциал социальной системы — финансовый, кадровый, интеллектуальный.
К важнейшим принципам реализации социальной политики относится: формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и норм, соблюдение критериев социальной безопасности общества, обеспечение государством минимальных жизненных стандартов всем членам общества при любых условиях.
Задачей Российского государства выступает законодательное закрепление социальных нормативов — минимального прожиточного уровня, душевого дохода, семейного дохода, потребительской корзины и др. Такие нормативы составят основу реальной социальной диагностики. Мониторинг социальных показателей и индикаторов поз-
Глава 17. Социальное управление
волит отслеживать проблемы в социальной сфере и предпринимать таги по их постепенному решению. Огромное значение в осуществлении такого мониторинга играют эмпирические и прикладные социологические исследования.
Основные направления социальной политики
В качестве основных направлений социальной политики, как правило, выделяют следующие.
1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потреби
тельская корзина, благосостояние).
2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда,
охрана труда и социальное страхование, занятость населения).
3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоиму
щих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслужи
вание, социальные гарантии).
4. Развитие отраслей социальной сферы: образование, культура,
охрана здоровья, спорт.
5. Развитие инфраструктуры: жилье, транспорт, дороги, связь, тор
говое и бытовое обслуживание.
6. Социоэкологическая политика.
7. Миграционная политика (миграционные процессы внутри стра
ны и за рубежом, защита интересов эмигрантов и иммигрантов).
8. Политика в отношении отдельных групп населения — пенсионе
ров, инвалидов, молодежи и др.1
В реализации социальной политики можно выделить два аспекта. Во-первых, удовлетворение жизненных потребностей тех групп людей, которые в силу объективных условий не могут это сделать самостоятельно (инвалиды, пенсионеры, дети-сироты, вынужденные переселенцы и др.). Это предполагает организацию непосредственной деятельности по реализации соответствующих сервисных функций.
Во-вторых, создание па государе гвенном, региональном, отраслевом уровнях, равно как и на уровне предприятия (фирмы), условий, при которых люди могли бы обеспечить себе достойное существование. К этим условиям относятся регулирующее воздействие на формирование доходов, порядок выплаты заработной платы, создание условий для развития образования, здравоохранения, досуговой сферы и т.п. Решение этих задач осуществляется государством, субъектами Федерации, муниципальными органами прежде всего посредством
См Холо( moea ЕИ Социальная полшика М , 2001 С 6.
Раздел III. Общество и его структура
разработки нормативных систем и контроля за их соблюдением, управления финансовыми потоками.
К условиям, от которых зависит нормальное существование индивидов и социальных групп, относятся также: организация охраны общественного порядка, окружающей среды, транспортного обслуживания населения, услуг связи, эффективного функционирования торгового и бытового обслуживания населения, обеспечение экологической безопасности, планировка, застройка, благоустройство населенных пунктов, дорожное строительство. Названные направления социальной политики реализуются прежде всего на муниципальном и региональном уровнях, государством же разрабатываются общие принципы и законодательные основания их осуществления.
Таким образом, различные направления социальной политики в комплексе нацелены на эффективную организацию социальной защиты различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих не только материальное благополучие, но и культурное и интеллектуальное развитие, нравственное совершенствование личности. При этом следует иметь в виду, что социальная защита не сводится к помощи наименее обеспеченным социальным группам. В той или иной ее форме нуждаются все социальные слои и группы (например, в защите от преступных посягательств, произвола чиновников, в экологической безопасности и др.).
Социальная политика на различных уровнях социального управления
Эффективная социальная политика предполагает активное участие всего населения, регионов, местных сообществ, в силу чего управление ею осуществляется на трех уровнях*. Первый — государствен- { ный. Государство вырабатывает социальные стандарты и нормативы, | гарантирующие населению минимальный прожиточный уровень, доступ к образованию, медицинское обслуживание, обеспеченность продуктами питания, закрепленные в соответствующих правовых нормах.
Второй уровень — региональный. Регионам делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению социальных благ (потребительская корзина, душевой и семейный доход и др.). Эти ресурсы и полномочия используются в соответствии с имеющимися социально-экономическими возможностями, что делает необходимым разработку социальной политики па региональном уровне.
' См.: Социальный менеджмент / Под ред. В. Иванова, В. Патрушева. М., 2001. С. 59-66.
Глава 17. Социальное управление 335
Правительственные и общественные структуры в регионах разрабатывают пути реализации региональной социальной политики в виде создания базы стабильных налоговых поступлений, выдвижения перспективных и привлекательных идей для местного населения, разработки принципов отбора кандидатов для участия в проекте регионального развития.
Третий уровень — муниципальный. Муниципальным сообществам, органам местного самоуправления центр и субъекты Федерации делегируют ресурсы и властные полномочия для решения местных вопросов под их ответственность.
Многие недостатки управления социальной политикой, возникшие еще в советское время, сегодня усугубились на всех трех уровнях управления: не сложился механизм зарабатывания средств на социальные нужды, наблюдается тенденция отказа от соблюдения минимальных социальных гарантий и прав населения, зачастую отсутствуют как стратегические, так и тактические инициативы центральной, региональной и муниципальной власти по оздоровлению социокультурной сферы.
Регионы практически не используют имеющиеся местные ресурсы на социальные нужды. Эффективный механизм социальной защиты населения России почти отсутствует. В то же время жизнеспособность федерального правительства и местных органов власти во многом будет зависеть от эффективности усилий, направленных на замедление негативных процессов в социальной сфере. Разработка и реализация сбалансированной социальной политики на всех уровнях — федеральном, региональном, муниципальном — важнейшее условие стабилизации российского общества.
Вопросы и задания
1. Что такое управление? Какие характеристики управления вы можете назвать?
2. Что такое управление в обществе? Какова специфика этого вида управления?
3. Охарактеризуйте основные элементы системы общественного управления.
4. Какие вам известны подходы к выявлению функций управления в обществе?
Опиши ie эти функции.
5. Как соотносятся между собой уровни и виды управления в обществе?
6. Почему социальное управление является видом управления в обществе? В чем
его специфика?
7. Определите существо функционального подхода к социальному управлению.
8. Определите существо системного подхода к социальному управлению.
9. В чем состоит сущность социальной политики1? Как соотносятся социальное уп
равление и социальная политика?
10. Раскройте основные направления социальной политики и ее специфику на раз
ных уровнях социального управления.
Раздел 111 Общество и его структура
Литература
АтаманчикГВ Управление bcciда ее 1Ь варианты М , 1999 Бабосов ЕМ Социолс»ия управления Минск, 2001 1л 3 4 6
Волков Ю Я Социальное управление как вид упраплепчеч кои дся iuimkh i и и обще-степных системах//Социал-поли i журп 1997 N» 1
Григорьева МА Социальная попишка и социальное реформирование в России в 90-х юдах СПб, 1998
Зборовский I Е, Костина ИЬ Соционо! ия управления Ька1еринбур1, 2003 Киорринг В И Искусство управления М , 1997 I i 1,2 ОсадчаяГИ Социо/имия социа |ыюи сферы М 1999 Pain II 1л 3 Социальный менеджмеhi / Под pi д СД Ильенковой М , 2001
РАЗДЕЛ IV
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Глава 18
Понятие и виды социальных институтов
§ 1. Понятие социального института § 2. Структура и функции социального института §3 Классификация социальных институтов
§ 1. Понятие социального института
Понятие социального института — одно из узловых в социологии. Существуют даже попытки определить социологию как науку о социальных институтах. Благодаря трактовке этого понятия в социологии был выработан особый институциональный подход, который получил широкое применение не только в ней самой в связи с анализом большого количества явлений и процессов, но и в других социально-гуманитарных науках. Так, институциональный подход активно применяется в экономических науках (к примеру, при анализе института рынка), в политических науках (в ходе рассмотрения, скажем, социальных институтов власти) и др. Но прежде чем выяснить, в чем суть институционального подхода, разработанного в социологии и ставшего, по существу, общенаучным (для дисциплин социально-гуманитарного профиля), необходимо попять, что такое социальный институт.
Понятие социального института в истории социологии
Наибольший вклад в изучение социальных институтов на начальном этапе развития социологии внес Г. Спенсер. Он ввел этот термин, часто его употреблял, но не дал строгого определения. Для Спенсера социальные институты — это нечто вроде органов общественного суперорганизма, позволяющих вести совместную жизнь и деятельность людей. Именно совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними определяют строение и базовую организацию общества.
Всего Спенсер выделяет шесть групп институтов: домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Он подробно рассматривает каждый из них в развитии и, характеризуя этот процесс, анализирует две его стороны — и н -
Раздел IV Социальные институты
■»
те грацию и дифференциацию социальных институтов. Для современной социологии этот подход крайне важен, и она широко использует его в исследованиях.
М. Вебер, характеризуя социальные институты, метко назвал их «фабриками» по воспроизводству социальных связей. Он сделал акцепт па рассмотрении нормативности .этих связей, так как содержание их устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей своих членов. Э. Дюркгейм при рассмотрении системы общества, ее равновесия особое внимание обращал на то, чю противоречит реализации стабилизирующих функций социальных институтов, т.е. на а и ом и ю. Говоря о вкладе классиков социологии Вебера и Дюркгейма в развитие идей институционализации общества, особо отметим их роль в анализе экономических институтов и религии (Вебера в связи с прогесташской этикой и трудом при капитализме, Дюркгейма — при рассмотрении общественного разделения труда и различных форм религии).
Понятие социального института в современной зарубежной социологии
Проблема социальных институтов занимает одно из центральных мест в современной зарубежной социологии. Нет ни одной серьезной монографии по теоретической социологии, тем более — учебника, где авторы не обращались бы к характеристике социальных институтов. При этом имеется немалый разнобой в их определениях. Так, Н. Смслзер рассматривает социальный институт как «совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности»^. А. Джонсон определяет социальный институт как «прочную систему идей и отношений, организованных вокруг достижения наиболее важных (значимых) целей»^. В популярном английском словаре по социологии отмечается, что термин «инешгут» широко используется для описания социальной практики, постоянно и регулярно повторяемой и санкционированной социальными нормами?1.
Говоря об использовании понятия «социальный институт» в американской и европейской социологической литературе, Ф. Бейгс и Р. Харви особо отмечают следующие моменты его определений. Во-первых, институт характеризуется как относительно сложная социальная практика, подверженная обширному социальному контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций (например, институт частной собственности и институт брака). Во-вторых, данное понятие означает любую сложную организацию значительного
1 Смелзер НДж Социоло! ия С 659
^Johnson AG Human Aiiaugenicnts Ли Intioduction to Soc lology P 606
^ The Penguin Dictionary of Sociology L , 1988 P 124
Глава 18 Понятие и виды социальных институтов
размера (университет, тюрьма, больница и т.д.). В-третьих, институт характеризуется как сложная система действий и отношений, выполняющая определенные социальные функции (экономический институт, институт образования и т.д.). В-четвертых, институт рассматривается как нормативная и усiоявгааяся социальная практика, а институционализация — как процесс, благодаря которому любая система социальных действий, в гом числе и введение индивида в организацию, становится институтом1. Такое понятие института и инсти-туционализации принято в работах по структурно-функциональному анализу2.
Понятие социального института в отечественной социологии
В отечественной социологии понятию социального института начали уделять растущее внимание сравнительно недавно, только с 1990-х гг. Причиной послужило появление первых учебников и учебных пособий по социологии, в которых понятие социального института нельзя было обойти. Однако серьезных теоретических исследований на эту тему пока не опубликовано. В предлагаемых определениях и трактовках социального института при всех различиях обращают на себя внимание некоторые элементы сходства. Во-первых, социальный институт возникает и существует как отклик на общественную потребность в определенной организации социальной жизни в какой-то ее конкретной сфере. Во-вторых, социальные институты включают в себя нормативность. В-третьих, они связаны с реализацией определенных, как правило, значимых целей в жизни общества.
Представляется, что при сущностной характеристике социального института необходимо подчеркнуть следующие аспекты: а) институт — это в первую очередь форма организации жизни и деятельности людей; б) они (институты) включают в себя определенную совокупность людей и учреждений, призванных осуществлять основные функции института; в) для этого они должны быть наделены властью и материальными средствами; г) институт — это не просто форма организации деятельности, но форма устойчивая и необходимая.
Суммируя и учитывая выделенные аспекты, можно было бы дать такое определение: социальный институт — это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных
1 См. Bates F., Hany P Social Institution NY, 1973 Р 132.
2 Классификация подходов к определению с оцилльного и нети 1 ута предложена так
же в кп Щепанъский Я Элемешарные понятия социолоши М , 1969. С 95—100.
Раздел IV Социальные институты
функций и ролей, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения.
Как бы ни определять социальный институт, в любом случае понятно, что он может характеризоваться как одна из наиболее фундаментальных категорий социологии. Если и существуют «три кита» или «три слона», на которых держится социология, то, без сомнения, одним из них является социальный институт. Не случайно возникла достаточно давно и хорошо оформилась специальная институциональная социология как целое направление, включающее в себя ряд отраслей социологического знания (экономическая социология, политическая социология, социология семьи, социология науки, социология образования, социология религии и т.д.).
Предмет институциональной социологии
Очевидно, что предметом этого большого и сложного направления в социологии являются устойчивые формы регулирования и организации общественной жизни и деятельности, такие как собственность, рынок, власть, государство, образование, семья, наука и др. В институциональной социологии социальный институт рассматривается как сложная, нормативно устоявшаяся общественная практика, подверженная социальному контролю с помощью санкций, как структурированная организация и система функционально обусловленных действий и отношений. Ведущие представители институциональной социологии за рубежом: П. Блау, М. Дюверже, Дж. Ландберг, С. Липсет, Ч. Миллс, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Я. Щепаньский и др. Среди отечественных социологов назовем прежде всего В. Добренькова, Т. Заславскую, С. Кирдину, А. Кравченко, Г. Осипова, В. Радаева, Р. Рывкину.
Представители рассматриваемого направления характеризуют институциональную структуру как своеобразный спинной хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок, стабильность и интеграцию. В этом смысле внимание акцентируется на месте социальных институтов в жизни общества, их взаимодействиях между собой.
В соответствии с социологическим подходом функционирование социальных институтов в обществе охватывает только часть поведения людей, хотя с точки зрения интересов общества и наиболее значимую, — нормативно регулируемую. Другая часть поведения людей не регулируется нормами, а стало быть, не является объектом институци-онализации (например, интимные отношения между людьми, неформальные взаимодействия и т.д.). Понятно, что социальная норма является важным элементом социального института, выступающим
Глава 18 Понятие и виды социальных институтов
как средство регуляции поведения социального субъекта, как образец действия, как общепризнанное правило, соблюдение которого обеспечивает упорядоченность, стабильность общества и его структур. Поскольку институты действуют от имени общества как целого, постольку они являются важной формой социальных связей и вместе с тем инструментом их формирования. Эти связи можно считать нормативными, так как их содержание устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей его членов.