Сотворены для почтения

Если любовь - самый крепкий и наиболее выносли­вый из четырех элементов, которые создают взаимоот­ношения, а доверие - наиболее хрупкий, тогда уважение или почтение, наверняка, сегодня является самым незамеченным и пренебрегаемым элементом.

В то же самое время Библия полна недвусмысленных приказаний по поводу оказания почтения. Нам не столько рекомендуется делать это, сколько повелевается. Нам заповедано почитать Бога прежде всего и более всего; на самом деле корень человеческого греха в соответствии с тем, что говорит Павел в послании к Римлянам 1:21, состоит в том, что зная Бога, они не почитали и не славили Его как Бога.

Нам также заповедано почитать отца своего и мать1. Послушание родителям относится к нашему детству, почтение требуется от нас на протяжении всей нашей жизни. Это является частью морального закона, и на самом деле это первая из заповедей, которая содержит в себе обетование. Значение этого мы рассмотрим позже. Также мы должны почитать наших руководителей на работе, лидеров и пресвитеров Церкви; мужья должны уважать своих жен и жены должны уважать своих мужей, и брачные узы должны почитаться всеми. Удивительно, но мы должны почитать не добившихся успеха и находя­щихся в ущербном положении - вдов, престарелых людей и менее одаренных членов Тела. Мы действитель­но должны почитать друг друга и всех людей не зависимо от их положения. Еще более удивителен тот факт, что мы должны не только почитать Бога, но и Бог оказывает нам почтение. О Своем народе Бог говорит: «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя...», — и затем: «...ибо Я прославлю прославляющих Меня...»1. То, что мы имеем в Библии, является картиной общества, построенного на взаимном почтении и уважении между всеми его членами.

Что такое почтение или уважение?

Почтение или уважение — это признание значимости или ценности другой личности. Когда я оказываю почтение или уважение, я признаю достоинства, цен­ность и значение другой личности. Поэтому, Бога необходимо почитать прежде всего и превыше всего, потому что Он обладает наивысшей ценностью во вселенной, даже гораздо большей ценностью, чем вся вселенная. Но почтение признает также значение и ценность мужей и жен, созданных по образу Божьему. Это почтение очень важно по ряду причин.

Во-первых, когда я признаю ценность людей, я начинаю осознавать, как невообразимо богата моя жизнь, потому что она окружена и связана с таким количеством значи­тельных мужчин и женщин. Моя жизнь, следовательно, приобретает чувство значимости и важности. Если я не уважаю и не почитаю или, что еще хуже, я бесчещу людей вокруг меня, то этим я обедняю свою собствен­ную жизнь, я принижаю ее важность, потому что я действую, как-будто общаюсь с незначительными людьми.

Во-вторых, только когда я сам принимаю почтение и уважение других, я могу чувствовать свою значимость и полезность. Несомненно, существует прямая связь с большим количеством людей с приниженным и обеднен­ным представлением о самих себе в нашем обществе и тем, как мы, как общество, преуспеваем в бесчестии. Мы бесчестим Бога и Его Слово, мы копим неуважение к институтам нашего общества, мы презираем прошлое, моральные ценности, родительские права, власть и права других. Неуважение и бесчестье не столько выявляются, сколько прославляются. Многие люди в средствах массовой информации зарабатывают себе на жизнь на этом. Все нужно показать ущербным и лживым, тогда мы пожинаем то, что сеем, как указывает псалмопевец:

Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились3.

Но мы также пожинаем результаты и в себе. Мы обесчещены, мы страдаем в области самооценки и самоуважения, мы поражены чувством ничтожности.

Наконец, попытка дать самому себе хорошее представ­ление о себе заводит в тупик. Это невозможно сделать, я не могу воздать себе честь, несмотря на то, что говорят нам все книги по аутопсихологии. Мы зависим друг от друга, наше представление о себе формируется из наших взаимоотношений. Обедненное представление о себе может выявляться неспособностью создать или поддер­жать хорошие взаимоотношения с другими людьми, но сначала оно формируется плохими взаимоотношениями или недостатком хороших взаимоотношений, и этот недостаток обычно является недостатком поддержки или почтения.

Мера ценности

Если уважение или почтение является признаком значимости или ценности, мы должны решить, откуда берется эта ценность и как она возрастает. Любая ценность приписывается извне. Ценность чего-либо — это просто значение, которое люди вкладывают в это. Я могу потратить миллион долларов на создание и произ­водство какой-нибудь супер-штуковины и такую же сумму на ее рекламу. Но если никто не купит эту супер­штуковину, ее ценность равна нулю, или, в лучшем случае, ценности использованных материалов. С другой стороны, люди могут выложить состояния за редкую марку, цена материалов которой всего лишь два квадрат­ных сантиметра бумаги, затраченных на ее производство, ценность которой близка к нулю. Поэтому то, что люди уважают и ценят, совершенно безошибочно указывает на ценности, на которых строится данное общество или группа людей. Это дает нам основание для сопоставле­ния нашего общества с другими или нашего общества сегодня с тем, чем оно было в другие времена. Очевидно, что западное общество придает наибольшее значение развлечениям, занятиям спортом и материальному достатку, потому что именно те, кто преуспевают в этих областях, получают наивысшие почести.

Но верна ли эта система оценки, на которой мы строим свои подсчеты по отношению к человеческим существам? Если нет, какую же систему оценки следует использовать?Библейская система оценки, применимая к человеку, имеет три измерения ценностей, к которым мы сейчас обратимся.

Внутренняя ценность

Внутренняя ценность - это ценность, принадлежащая внутренней сущности личности или вещи. Например, если у вас в руках золотое ожерелье, вы можете разбить его молотком, мы можете стереть его в порошок, вы можете сжечь его в огне, но в нем содержится внутрен­няя ценность, которая переживет все эти разрушающие силы — ценность золотого металла. Такова внутренняя ценность, она неизменна, неопровержима и несокруши­ма.

Моя внутренняя ценность - это моя ценность как личности вне зависимости от моих даров, моих достоя­ний и моих достижений.Эта вечная ценность и значение дается мне Богом, то есть, также приписывается извне. Я ничего не могу сделать, чтобы что-то прибавить к этому, и ничего, чтобы что-то отнять. Так же как Бог безуслов­но дает мне любовь. Он безусловно дает мне значение. Я до сих пор помню то время, когда это озарило меня. Теперь я понимаю, что если я с этого момента буду самым блистательным и успешным человеком из всех, когда-либо живших на земле, это не прибавит ни йоты моему вечному достоинству. Эта ценность дается, а не эабатывается или заслуживается. Но если я с этого момента буду терпеть неудачи во всех делах, если я теряю свою репутацию, свое здоровье, свое служение и свой рассудок, ничто из этого никак не поставит под угрозу мою вечную внутреннюю ценность. Осознание ого принесло чувство безопасности в мою жизнь подобно некоторым другим истинам.

Первая ценность, которую необходимо установить в детях — это чувство внутренней ценности, когда они поймут, что они драгоценны сами по себе, а не по каким-то причинам. Им не нужно стараться достичь некоего стандарта для того, чтобы заработать эту ценность, или развить ее, они обладают этой ценностью и значимостью по праву своего существования. Осознание своей внутренней ценности необходимо для детского чувства безопасности и самооценки.

Невозможно преувеличить важность уважения утренней ценности личности. Самый тупой, самый градировавший, самый неспособный и самый умственно отсталый человек, будучи живым, все еще обладает внутренней ценностью и значением, как личность. Это значит, что этот человек имеет значение для общества [и для чего-то еще, этот человек имеет самодостаточную ценность, и эту ценность всегда нужно увеличивать. Люди всегда имеют достоинство, которое принадлежит их личностям, как вечным существам, сотворенным по образу Божьему, падшим, но искупленным и имеющим возможность вечного общения с Богом. Недостаток этого основополагающего понимания стоит за большой частью несправедливости и угнетения в мире сегодня, включая аборты, нищету, расовую дискриминацию, проституцию и порнографию.

Тем не менее, этот тип уважения к людям требует от нас очень четкого различия между тем, кем является человек и тем, что он делает. Иисус всегда делал это различие и одним из самых замечательных примеров этого является встреча с самарянкой, описанная в Иоанна 4. Когда Иисус сказал ей: «...у тебя было пять мужей (по всей вероятности, она разводилась, а не оставалась вдовой), и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе», — она не вспыхнула и не сказала: «Не твое дело!» Она сказала: «Господи! вижу, что Ты пророк»*. Это удивительно. Я верю, так произошло, потому что к этому моменту, она уже точно знала, что Иисус ценил ее как личность. Он обратился к ней с теми же словами, какие Он использовал в разговоре со Своей матерью на свадьбе в Кане, в то время, как Он прекрасно знал об образе жизни самарянки. Так как Иисус очень заботился о ней, Он должен был противостать ей и ее моральному паде­нию, но так как она была уверена, что Он принимал ее, как личность, она не чувствовала отверженности при этом столкновении. Это было, как-будто они, стоя бок о бок, смотрят на ее жизнь и Иисус говорит: «Какой беспорядок», - и она говорит: «Да, Господи, ужасный беспорядок».

Такой тип уважения лежит в центре всех искупитель­ных взаимоотношений, но вы не можете имитировать его и успокоиться на этом. Люди тонко чувствуют отноше­ние. Но если такое уважение присутствует в вашем сердце, я обнаружил, что вы можете быть прямолиней­ными и резкими в отношении образа жизни людей, насколько это необходимо, и они не почувствуют себя отверженными. Они могут оспаривать ваше суждение, они могут спорить об их частном случае», но они не будут удаляться от вас потому, что вы смотрите на вещи по-другому. Но если это уважение отсутствует и в нашем разуме мы смешиваем вместе человека и его образ жизни, тогда мы сталкиваемся с проблемами. Одна из них состоит в том, что осуждая образ жизни, мы также отвергаем и человека. Вторая проблема в том, что желая принять человека, мы не знаем, что делать с его образом жизни. У нас нет ответа к человеку, который говорит: «Ты должен принять меня таким, какой я есть, и это включает мое гомосексуальное поведение, мое пристрас­тие к наркотикам и мою нечестность. Не смей критико­вать их, иначе ты судишь, а христиане не должны судить».

Умение руководить людьми на рабочем месте или в Церкви зависит от того же основополагающего разделе­ния. Возможно, мне придется сказать: «Как человек, я полностью и несомненно принимаю тебя. Как брат или сестра во Христе, я принимаю тебя безусловно. Но я не могу и не буду принимать твой стандарт поведения; что-то необходимо предпринять».

Ценность характера

Вторая мера ценности, которую необходимо определить - это ценность, возникающая благодаря характеру. «Доброе имя лучше большого богатства...», — говорится в притчах5, «...имя твое, — поет невеста своему возлюб­ленному в Песне Песней Соломона, - как разлитое миро;...»6. Имена в Библии всегда означают некую целостность или характер. Существует острая нужда в возвращении уважения и почтения, связанных с характе­ром, в систему ценностей нашего общества.

Сегодня в обществе интеллектуальные способности, спортивные данные, артистический талант, деловой или политический образ и личное дарование оцениваются гораздо выше внутренних качеств характера, и иногда все это используется для извинения или оправдания отсутствия моральных стандартов. Даже Церковь скаты­вается к стандартам общества, уважая дар и служение более высоко, чем Богобоязненный характер.

В Новом Завете, ударение делается не на дары, возможности или таланты, а на характер. Характер, а не харизма, является лакмусовой бумажкой. Например, существует очень мало четких указаний о том, что делает пресвитер, или каковы функции дьякона, но очень много внимания уделяется тому, какими людьми они должны быть. Причина этого в том, что их роль, в основном руководящая, то есть они должны устанавли­вать и формировать стандарты христианской жизни, применяемые в христианской общине. Не многие пресвитеры понимают эту ответственность. Меня однажды позвали в Церковь, которая была заражена проблемами распрей и ожесточения на протяжении многих лет. Они проходили через катастрофы с пастора­ми, с лидерами, со старшими членами Церкви. Когда мы обсуждали их роль, как пресвитеров, мы наткнулись на истинный корень проблемы. Все время этим людям не хватало смелости действовать эффективно в конкретной ситуации, потому что у них были личные проблемы в той же области. Этого было достаточно, чтобы заставить их замолчать и воспрепятствовать применению их власти. Когда с этим честно разобрались перед Господом, они созвали Церковь, исповедали свою неудачу в попытке вести Церковь в правильном направлении и четко установили Библейский стандарт гармонии и принятия, которые Бог установил для Своего народа. Проблемы прекратились почти мгновенно.

Когда я думаю о характере, я часто думаю о моем отце. Он был рабочим человеком, тружеником всю его жизнь, совершенно неизвестным вне маленького семей­ного круга и поместной баптистской Церкви, которую он посещал. Но когда он умер, он оставил четырех детей, которые все были христианами, и которые все вступили в христианские браки. Он пошел к своему Богу со столькими ошибками в его жизни, сколько было сорня­ков в его саду. А садоводство, было его большим увлече­нием. Я иногда думаю, что еще человек может сделать со своей жизнью, обладая непребывающей ценностью?

Но характер будет иметь ценность для следующего поколения, только если он высоко оценивается настоя­щим поколением. Если мы создадим мнение, которое оценивает личность выше характера, или успех выше характера, или собственность выше характера, то не удивляйтесь, если наши дети последуют нашему стандар­ту.

Ценность, явленная достижением

Существует третья мера значимости и ценности - это признание поведения или достижения. Пресвитеры, усердно трудящиеся в слове и учении, достойны особой чести, пишет Павел. Мы должны почитать в этом отношении тех, кто достоин почестей7. Во всем, что мы делаем, мы должны иметь целью совершенство. Мы должны хотеть стать как можно более успешным во всем, чем мы занимаемся. Конечно, мы можем иметь ограни­ченные возможности и дарования, и не многие из нас, даже если очень постараться, потрясут мир, но мы все можем, подобно Павлу, стремиться из всех сил к благо­дати Божьей, которая в нас. Нам нужно посвятить себя росту. Маленькая девочка растет, даже не стараясь. Кормите ее, позволяйте ей спать и заниматься упражне­ниями, проявляйте любящую заботу, и она будет расти, но только до определенного момента, только до опреде­ленного естественного уровня развития. Эта маленькая девочка никогда не станет врачом, политиком, учителем, музыкантом, если когда-нибудь она не посвятит себя росту сознательно. Наши Церкви полны «зрелых христи­ан». Это христиане, которые выросли до естественного уровня духовного развития лет двадцать тому назад, и с тех пор почти не изменились.

Нам на самом деле не нужно лезть из кожи вон или прыгать выше головы, чтобы ощутимо и значительно продвинуться вперед. Ведущие корпорации Соединенных Штатов, задающие тон и твердо стоящие на ногах, не делают все в два раза лучше других, они просто делают все на 1% лучше кого-либо другого. Совершенство, или путь к нему - через такой же подход, в пределах досяга­емости каждой Церкви, каждого дела, каждой семьи и каждого человека при любой форме отношений. Это означает просто постепенное улучшение нашего поведе­ния во множестве областей. Это произойдет в Церкви, если в течение одного года каждый ее член посвятит себя тому, чтобы стать всего на 1% более любящим дома, на 1% более прилежным на работе, на столько же более последовательным в изучении Библии, более заботливым по отношению к своим соседям, более щедрым в пожер­твованиях, более активным в делах Церкви и более чувствительным к голосу Бога? Через несколько месяцев вы будете в центре пробуждения.

Как нам правильно оценивать совершенство? При­знавая и подтверждая усилия, награждая как намерения, так и результат и замечая и восхваляя достижения. Один из моих сыновей был школьным учителем. Он поделился со мной одним из лучших воспоминаний о тех, иногда трудных годах. Его коллега, по национальности маори, заходил в классную комнату моего сына и всегда находил что-то, достойное восхищения и похвалы, будь это плакат, рабочая схема или какое-то пособие. Это сделало больше для посвящения Марка своей профессии и для его желания работать как можно лучше, чем любые оценки, продвижение по службе или увеличение зарпла­ты.

Нам нужно во всем посвятить себя совершенствова­нию, делая это от всего сердца, как для Господа, в большей степени, чем для людей8. Бог заботится о результатах и достижениях. «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его»9. Бог дает силу произво­дить богатства. Богатство - это не деньги, деньги мы оставляем здесь, богатство мы берем с собой. Богатство — это искусство, опыт и знание, приобретаемое нами в этой жизни, через продуктивное использование даров, данных нам Богом.

Наши рекомендации