Часть ii семья и алкоголизм

Глава 3 Мир, но какой ценой?

Подобная болезнь затрагивает в нас что-то, что не затрагивают другие недуги. Если у человека рак, все сожалеют, но никто не злится и не обижается. Все по-другому в случае алкогольной болезни; здесь отменяются все жизненные ценности. Болезнь охватывает все стороны жизни. Она несет с собой потерю взаимопонимания, бурное негодование, финансовую нестабильность, отвращение друзей и работодателей, исковерканную жизнь ни в чем не повинных детей, отчаяние жен и родителей — список можно продолжать и продолжать.

Анонимные Алкоголики

Одной из главных деструктивных сил, вносящих основной вклад в широкое распространение алкоголизма в нашем обществе, является связанная с ним глубоко скрытая система отрицания. Я уже обсуждала систему отрицания алкоголика, но, хочу еще раз подчеркнуть, каждый алкоголик окружен людьми, словно сговорившимися избегать реальности, что позволяет его болезни переходить в хроническую стадию и нередко ведет к

— 77 —

безумию и смерти. Обычные причины этого — неведение, страх перед позорным клеймом алкоголизма и отказ смотреть в лицо фактам.

Заговор молчания

В целом мы уклоняемся от разговоров о пристрастии к алкоголю. Возможно, многим из нас эта проблема слишком знакома.

Правительство, руководители предприятий и профсоюзные деятели избегают говорить, во что обходится эта болезнь обществу в отношении потери рабочего времени, аварий и бессмысленных решений, принятых под влиянием алкоголя. Юристы не осознают, сколько людей оказывается из-за алкоголя в тюрьме, людей, больных алкоголизмом, которые ведут себя антиобщественно лишь в пьяном виде. Займись общество их реальными проблемами, получи они необходимую помощь, они, возможно, научились бы вести себя ответственно. Многие журналисты пишут длинные нравоучительные статьи об ужасах и драмах наркоманов, но равнодушно пожимают плечами, выслушав столь же ужасающую правду об алкоголизме. Врачи часто не могут распознать симптомы алкоголизма, потому что не получили достаточного образования в этой области и не знают, какие вопросы задавать. Вдобавок к этому шаткому основанию семья и друзья алкоголика натягивают сверху тугую защитную сеть — из лучших побуждений, пытаясь помочь алкоголику. Темнеменее для себя самих, а равно и для остального

– 78 –

мира они отрицают тяжесть проблемы. Они демонстрируют фасад, за которым скрываются боль и мучение. Они верят, что было бы «нелояльно» обсуждать реальность ситуации. К этому добавляется страх, основанный на вере, что любое расстройство может провоцировать новый запой. К сожалению, они также оказываются втянутыми в заговор молчания. Родители, братья и сестры, супруги, дети, друзья, коллеги — все могут вносить свой вклад в создание защитного, но разрушительного окружения. Все они также подчиняются правилу умолчания.

Вопреки распространенному мифу, алкоголик редко одинок. Обычно его окружают люди, обеспокоенные его поведением и изо всех сил пытающиеся помочь. Большинство из нас выросли с убеждением, что, заботясь о человеке, мы должны присматривать за ним как за ребенком, особенно если он страдает. Но зависящему от алкоголя требуется совершенно иное внимание. Не получая поддержки, он не сможет продолжать пить и выживать. Однако чем больше семья или друзья защищают и покрывают алкоголика, тем глубже прячут его от реальности. Они становятся его няньками и невольно принимают на себя ответственность за него, позволяя развиваться болезни. В результате такой поддержки он не сталкивается с последствиями своего поведения и продолжает заблуждаться относительно серьезности своей алкогольной зависимости.

Обеспокоенные люди могут стать игрушкой в руках алкоголика, ввязаться в игру, в которой нет победителя, игру, где каждый пер-

— 79 —

сонаж играет определенную роль, тщетно пытаясь держать под контролем количество выпитого алкоголиком. На удивление, этот шаблон, с небольшими вариациями, повторяется во множестве семей, живущих с проблемным пьяницей.

В обсуждаемой мной в качестве примера семье алкоголик — мужчина. Если этим заболеванием страдает женщина, события разворачиваются аналогично. По своему опыту, однако, я замечаю, что мужчины чаще оставляют жен-алкоголичек, чем женщины мужей-алкоголиков.

Роль алкоголика

Алкоголик — всегда центр внимания своей семьи. Природа болезни делает его шумным, непредсказуемым, надоедливым, эгоистичным, требовательным, лживым, наводящим смятение и страх. Близкие становятся настороженными и излишне защищают его. Все семейные функции начинают вертеться вокруг того, пьян он или трезв. Время ужина подгоняется под его все более позднее возвращение из пивной. Дети учатся не выходить из своей комнаты из-за агрессивных, иногда даже до драки, споров между родителями. Они перестают приводить домой друзей и даже ищут убежища в чьем-нибудь доме, где атмосфера более мирная и безопасная.

Если в первые дни родственники и пытались обсуждать с ним его пьянство, то сейчас этого больше не делают. Они хорошо узнали, что такое «обсуждение» не стоит нервов.

– 80 –

Алкоголик либо злится и напивается в отместку, либо заставляет их чувствовать вину за то, что посмели предположить, будто его пьянство — проблема. Они клянутся себе никогда больше не упоминать о нем. Вина может провоцироваться и просто обиженным видом, и искусными обвинениями в том, что из-за них в его жизни столько стрессов, что облегчить боль можно только спиртным! Фактически, отравленное алкоголем мышление заставляет его манипулировать семьей, чтобы оправдать собственное пьянство. Иногда алкоголик может намеренно устроить ссору с женой, чтобы на нее возложить вину за то, что он хлопнул дверью и отправился в пивную или за ближайшей припрятанной бутылкой. Его дружкам (часто таким же пьяницам) будет предложена длинная жалостная история о том, как глупо и бесчувственно ведет себя его супруга. Он услышит немало соболезнований, и каждый согласится, что, будь его брак таким же, его бы тоже потянуло выпить!

В результате вся семья начинает ходить вокруг алкоголика на цыпочках. Они боятся всего, что может качнуть лодку. Они не понимают природу болезни и верят его обвинениям, что причина пьянства в них. Но причина пьянства — в его бессилии сделать что-то другое. Алкоголь взял власть над ним. Я упоминала в предыдущей главе, что характерной чертой алкогольной болезни является система отрицания. На этих поздних стадиях заболевания алкоголик находится в плену иллюзий. Он редко видит свои проблемы и не признает, что пьянство вышло из-под контроля. Иногда из-за провала памяти

— 81 —

(временной алкогольной амнезии) он действительно не помнит, что вытворял прошлой ночью. Обычно он считает себя жертвой поведения других людей. Разговоров о пьянстве избегает, но, если вопрос возникает, обвинения сыплются на всех. Родителям и детям он плачется о ворчливой жене; ей самой жалуется на чересчур встревоженных родителей, которые больше любят сестру, а его не считают своим ребенком. Даже детей он может упрекать в неблагодарности, в отсутствии заботы, в том, что они — «камень на шее».

На работе он становится все более и более безответственным. Постоянные опоздания, все менее надежные решения. Коллеги, которые ценили его усиленную работу и преданность фирме в последние пятнадцать лет, начинают брать на себя его обязанности и покрывать все более частое отсутствие. Его секретарша прекрасно понимает, что с ним, когда звонит жена и сообщает, что прорвало цистерну с водой и мужа не будет на работе весь день. Но и этой леди манипулируют и заставляют верить, что он пьет потому, что супруга не понимает его.

Вслух никто не признает реальности проблемы. В то же время каждый чувствует свою ответственность и пытается защитить алкоголика от расстройств. Его дети, родители, жена, секретарша — все находят бутылки, спрятанные под сиденьем автомобиля, под столом в кабинете, среди рыболовных снастей и мусора в гараже. Каждый знает, в чем проблема, но никто не обсуждает ее, по крайней мере с алкоголиком, а возможно, даже и ни с кем вообще. Не признанное открыто правило умолчания тихо утверждается.

— 82 —

Наши рекомендации