В социологическом рассмотрении ...158 2 страница

Исходя из изложенного можно сформулировать определение социоло! ии как науки. Социология— это паука об особенностях, шешк'пциях и закономерностях становления, развития и взаимо-(k'iicineiiu различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, соци-ii ii-iihix групп и общества в целом в совокупности определенных < оциапьиых отношений и в определенных исторических условиях.

Основной парадокс социологии как системы развивающего­ся знания об обществе заключается в том, что, являясь интегра-ишной по самой своей сущности, она не представляет собой жест­ко интегрированной научной дисциплины. Она включает в свою м<апь множество различных, подчас противоположных подходов и парадигм, оставаясь уникально открытой для новых и новых со­циологических идей. Среди основных теоретических подходов, обычно идентифицируемых в рамках социологии, выделяются, прежде всего, следующие:

1. Признание соъщалъных фактов основной социальной ре-

альности (О. Конт).

2. Социологический эволюционизм (Г. Спенсер, У. Рансимен

и др.).

3. Классовый подход к социологии (К. Маркс и др.).

4. «Понимающая» социология (М. Вебер).

5. Интегральная социология и социокультурная динамика

(П. Сорокин).

6. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон).

7. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер).

8. Теория конфликтов (Л. Коузер, Р. Дарендорф).

9. Социологическая феноменология (А. Шюц, П. Бергер).

10. Этнометодология (Г. Гарфинкель).

11. Теория самореферентных систем (И. Луман).

12. Структурационная теория (Э. Гидценс).

Выдающееся значение названных подходов в развитии со­циологической теории признается большинством социологов, ко­торые используют эти подходы в своей исследовательской и пре­подавательской деятельности. В большинстве случаев эти подходы являются взамодополняемыми, раскрывающими с различных сто­рон и акцентирующими различные аспекты многогранной и все­объемлющей научной картины социальной действительности, ка­ковой является социология. Как подчеркивалось на XII Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде (1990 г.), вступление чело­вечества в период глобализации требует объединения усилий со­циологов всех направлений и теоретико-методологических подхо­дов для интегрального решения современных «общечеловеческих проблем». Поэтому перечисленные теоретические направления в современной социологии достаточно обстоятельно проанализиро­ваны во втором разделе данной книги.

Установив предмет социологии и определив ее своеобразие как самостоятельной многоаспектной науки, можно сформулиро­вать ее основные задачи.

Если ограничиться только наблюдением за социальными процессами и явлениями, а затем изложить их, это еще не будет социологией. Социология - нечто большее: она должна быть руко­водством для изучения общества, всех форм взаимодействия в нем различных индивидов и групп. Следовательно, одной из основных задач социологии является изучение социальных фактов, понима­ние социальных отношений и взаимодействий, в которые вступа­ют отдельные индивиды, их группы и общности и которые созда­ют своей сложной совокупностью живую и развивающуюся соци­альную ткань общества.

Вторая задача социологии заключается в том, чтобы из всей совокупности изучаемых процессов и явлений выделить основные,

воспроизводимые в потоке социальных событий, повторяющиеся, и на этой основе определить основные социальные статусы и роли, осуществляемые людьми, т.е. социальную структуру общества не юлько в ее статике, но и в динамике, в процессе изменения и раз­вития. Это означает, что социология должна выявить основную направленность социодинамики общества и его основных сфер, понять значение всех этих изменений для людей.

Третья задача социологии состоит в том, чтобы объяснить /кивитие общества как структурированную социальную действи-к-льность. Понимание того, какой социальный каркас, какая сфуктура составляет основу общества, очень важно, но этим по­ниманием не исчерпываются ее задачи. Очень важно правильно обьяснить назначение различных социальных структур, их место и роль в развитии общества. Существует несколько методов объяс­нения социальной действительности, которые воплощаются в не-i кольких типах ее истолкований. Наиболее употребимыми в со-цмшюши являются следующие способы объяснения- каузальное, мни причинное объяснение (из-за наличия X возникает У); функ­циональное объяснение (X способствует существованию и эффек-шиному функционированию системы S); диалектическое (X есть следствие событий или процессов, происходящих вследствие про-ппшречия или конфликта между У и Z); целевое (некая социаль­ная i руппа Р произвела У, т.к. стремится добиться X). В структур­ной (II. Сорокин) и структурно-функциональной (Т. Парсонс) со-циоло! ии первые три типа истолкований можно использовать без особых проблем, в то время, как целевое объяснение социальных процессов и явлений является проблематичным. Большинство ис-i педователей сомневается в том, что целое общество или даже оп­ределенный социальный институт может действовать ради дости­жения какой-либо цели, считая, что целевые действия характерны дин индивидов, в лучшем случае- для групп. «Понимающая» со-HiH'Jioi ия М. Вебера сделала целевое объяснение человеческих по-иупкон даже своим доминирующим типом понимания и объясне­ния, но и никто иной как Вебер восставал против применения в социологическом объяснении таких всеобщих категорий, как «го­сударство», «народ» и т.п.

Четвертая задача социологии предопределяется тем, что на основе выявления тенденций и закономерностей общественного развития социология ставит перед собой цель исследовать воз­можные варианты изменения изучаемых явпений и процессов в бу-


в социологическом рассмотрении ...158 2 страница - student2.ru


()ii;i позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором

М 1.1 ЖИКСМ?»

2. Концептуально-описательная функция, предоставляющая
исследователю и изучающему социологию определенную систему
к-орий, понятий и категорий, а также правил описания, отражаю­
щих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить
им вопрос «Что и как делается в обществе?»

3. Оценочная функция, т.е. осуществление оценки того, coot-
иг rci пуст или нет то или иное общество, существующие в нем со-
шшш.пме организации и институты, права и нормы ожиданиям
индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и це­
пям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо
наше общество, демократично оно или нет, благотворно ли оно
для жизни людей?»

4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение со­
циальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных
фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на
г.опрос: «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не
иначе?»

5. Мировоззренчески-идеологическая функция, претворяю­
щая в жизнь определенные общественно-политические идеалы.
Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществ-
ниются те или иные социальные действия?»

6. Прогностическая функция, т.е. выявление прогнозов на
основе познания тенденций и закономерностей социального разви-
|пн, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных со-
оьпий в будущем, определение возможной траектории развития
социальных процессов. Она отвечает на вопрос: «Что может про­
изойти в обществе в будущем?»

7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тен­
денции и закономерности социального развития, определив про-
i полируемые варианты тех или иных изменений в обществе, - со­
циология способна стать действенным инструментом социального
управления процессами, протекающими в обществе. Она дает воз­
можность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять
социальными процессами?»

К. Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из mm, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности и\ развития, осуществив прогноз их изменений в будущем,- спо-


в социологическом рассмотрении ...158 2 страница - student2.ru


в социологическом рассмотрении ...158 2 страница - student2.ru


9. Социология: наука об обществе /Под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Гор­лача. Введение в социологию. Харьков, 1996.

10 Социология. Учебное пособие /Под ред. Э.В. Тадевосяна. Гл. 1. М, 1995.

11. Социология. Учебное пособие для высших учебных заведений /Под
ред. Г.В. Осипова. Гл. 2. М, 1995.

12. Фролов С.С. Социология. Разд. 1. М., 1996.

13. Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Г.В. Осипова.
М., 1995.

14. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Гл. 1. М, 1999

Глава 2. СТРУКТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ

Современная социология является сложно структурирован­ной областью научного знания об основных тенденциях и законо­мерностях становления, развития и функционирования различных по масштабам, особенностям и формам проявления социальных систем, о механизмах действия и проявления этих закономерно­стей в действиях и взаимоотношениях отдельных личностей, соци­альных групп и общностей. Многих людей, впервые начинающих изучать социологию, удивляет многообразие теоретических под­ходов и методов, применяемых в процессе изучения общества, по­ведения и взаимодействия индивидов и различных групп в различ­ных общностях и обществе в целом различными социологически­ми направлениями и школами. Отсутствие единого теоретического базиса, многообразие теоретических подходов и парадигм в со­временной социологии во многом объясняется тем, что социоло­гия - это наука о нашем обществе, которое создается нашими же собственными действиями, наука о нашем поведении, а ведь изу­чение самих себя - очень сложная и трудноразрешимая задача. В любой науке, в том числе и в социологии, гораздо легче прийти к общей позиции по поводу эмпирических исследований, поскольку последнее, если возникают разногласия по поводу фактов, можно легко проверить или повторить, чего нельзя добиться в области теории. В этой области возможен гораздо больший разброс теоре­тических позиций, концепций, взглядов и оценок, поэтому в ней больше теоретических дискуссий. В результате ни одна из класси­ческих социологических теорий XIX-XX вв., в том числе и наибо-

лее влиятельные- марксизм, понимающая социология, структур­ный функционализм, символический интеракционизм, равно как и возникшие в конце XX века постклассические, модернистские (со­циологическая феноменология, этнометодология) и постмодерни­стские (теория самореферентных систем, структурационная со­циология) социологические теории, не является полностью адек­ватной, а тем более единственно универсальной, безусловно при­менимой к изучению и объяснению современных социальных процессов, происходящих в нашу эпоху глобальных цивилизаци-онных трансформаций. Выход из такого состояния заключается в разработке общей социологической метатеории, которая включала бы в себя как основание достижения социологической классики, модернистских и постмодернистских социологических концепций, так и новые социологические подходы в системном исследовании общества, основных подсистем, функционирующих в нем, соци­альных общностей, организаций, институтов. Второе важнейшее направление назревших изменений в содержании и структуре со­циологического знания состоит в том, чтобы развивать социологи­ческое знание на всех его уровнях - на теоретическом и эмпириче­ском, на фундаментальном и прикладном, в контексте общесоцио­логической теории, специальных и отраслевых социологических теорий.

Как и большинство наук, социология развивается на двух уровнях- теоретическом и эмпирическом. Кроме того, по ориен­тации социологических исследований они подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Рассмотрим соотношение эмпирического и теоретического в социологии. Социология как наука должна базироваться на кон­кретных, эмпирическим путем полученных социальных фактах, лежащих в основе социальной системы общества, его структуры, системно-структурных изменений. Эти данные собираются иссле­дователями с помощью определенного набора методов эмпириче­ского исследования - наблюдения, изучения документов, интер­вьюирования, массовых опросов, социальных экспериментов. На­копление эмпирических фактов и зависимостей предполагает, в основном, деятельность по применению имеющихся в науке по­знавательных средств для исследования характеристик, свойств, взаимозависимостей явлений, процессов и событий социального мира. Проведение таких исследований требует от специалиста

умения решать множество организационных вопросов, связанных, например, с интервьюированием экспертов, подготовкой инстру­ментария для проведения массовых опросов населения или его оп­ределенных групп, построением репрезентативной (представитель­ной) выборки опрашиваемых (респондентов) и т.п. Кроме того, оно предполагает наличие у социолога профессиональных умений в области применения так называемого включенного наблюдения, организации анкетирования, математических навыков в обработке полученной эмпирической информации и т.п. Следовательно, эм­пирическое исследование не осуществляется в отрыве от социоло­гической теории, а предполагает использование определенных ее элементов в самой практике организации и проведении такого ис­следования.

Особенностью социологического познания социальной ре­альности на всех его стадиях и уровнях является относительно большая в сравнении с физикой, химией или биологией насыщен­ность теоретическими элементами. В этой сфере гораздо труднее осуществить эксперимент, поэтому его должна заменить сила аб­страктного, теоретического мышления. Сравнительно большой удельный вес теоретических понятий и концепций в структуре со­циологического знания объясняется и тем, что в социальной ре­альности затруднено, а часто и вовсе невозможно, использовать различные приборы, фиксирующие те или иные характеристики исследуемых объектов, вследствие чего изучение большинства со­циальных феноменов проводится преимущественно путем исполь­зования теоретических методов. Изучение даже самых поверхно­стных пластов социальной реальности, тем более глубинных ее слоев, требует применения теоретических аргументов, концепций, выводов. Возрастание доли и значимости теории в социологиче­ских исследованиях определяется также их «ценностной специфи­кой», т.е. прямой включенностью ценностных суждений в природу и структуру социологического познания.

Характерной особенностью социологического познания яв­ляется также наличие в нем различных типов теоретического ис­следования. Выделяются прежде всего общесоциологические тео­рии, претендующие на описание и объяснение развития общества в целом. К их числу относятся, например, теория общественно-экономических формаций, обоснованная К. Марксом; теория со­циального действия, выдвинутая М. Вебером; теория обмена,

предложенная П. Блау; структурно-функциональная теория Т. Пар-сонса; теория социальной стратификации, сформулированная П. Со­рокиным и др.

Второй класс теоретического каркаса социологии составля­ют специальные социологические теории, изучающие социальные юнденции и особенности функционирования социальных общно­стей в процессах их взаимодействия. К ним относятся теории «со­циального поведения» (например, бихевиористская), теории «со­циальных взаимодействий» (в частности, теоретические концеп­ции, разработанные Г. Зиммелем, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, П. Сорокиным и др.), теории «социальных движений» (например, 1еории, обоснованные Г. Блумером, А. Турэном) и др.

Наконец, в лоне социологии развиваются и применяются так называемые «отраслевые теории», формирующиеся на стыках со­циологии с другими науками, например, экономическая социоло­гия, политическая социология, социология права, социология об­разования и т.п. Эти теории изучают особенности развертывания социальных процессов; их тенденции, проявляющиеся не в обще­стве в целом, а в его различных сферах- в экономике, политике, культуре и т.д.

В зависимости от ориентированности социологических ис­следований их подразделяют на фундаментальные и прикладные. Первые ориентированы на решение научных проблем, связанных с разработкой концептуального аппарата социологии, методов соци­ального исследования, с изучением глубинных пластов социаль­ной реальности, основных тенденций и закономерностей ее разви­тия. Они отвечают на два фундаментальных вопроса научного знания: «Что познается?» (объекг социологии) и «Как познается?» (методы социологического исследования). Фундаментальные со­циологические теории ориентированы на изучение социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции в обществе, воз­никающих в ходе социально-исторического развития, в ходе кон­фликтов и катастроф, включая такие разрушительные из них, как войны и революции. Фундаментальные теории также сосредотачи­вают свой концептуально-понятийный аппарат на исследовании процессов развития личности в их органической взаимосвязи со стратификационными процессами, с изменением и динамикой со­циальных систем и их структур. В сферу развития фундаменталь­ных теорий, кроме того, входит разработка моделей, методик и техники социологических исследований.

Прикладные социологические исследования ориентированы на решение актуальных социальных проблем практического ха­рактера, связанных с изучением и регулированием определенных социальных процессов в четко очерченных областях обществен­ной жизни, например, с изменением демографической ситуации, возникновением и развитием безработицы, девиантного (откло­няющегося) поведения и т.п. Такого рода исследования отвечают на вопрос: «Для чего познается?» - для социального развития, для совершенствования управления деятельностью индивидов и орга­низаций в определенной сфере общества и т.п. Программа такого исследования предусматривает уяснение практически значимой проблемы, поиск способов ее решения на основе некоторого типо­вого варианта (если имеется соответствующая социологическая теория) или же разработку концепции поставленной проблемы с последующей выработкой практически значимых рекомендаций и оптимальных управленческих решений для внедрения их в прак­тику. В качестве примера можно дать проводимое Институтом со­циологии Национальной Академии наук Беларуси в 1997-2000 гг. прикладное социологическое исследование, направленное на раз­работку основных направлений совершенствования государствен­ного регулирования рынка труда и системы социальных механиз­мов регулирования занятости населения в Республике Беларусь.

Резкое разграничение, а тем более противопоставление фун­даментальных и прикладных исследований способно затруднить развитие социологии как многогранной науки, ослабить ее теоре­тическую и прикладную эффективность. Выход из такой ситуации был предложен известным американским социологом Р. Мерто-ном, который предложил разработку еще одного теоретического компонента социологического знания - так называемых «теорий среднего уровня». Такие теории призваны обобщать и структури­ровать эмпирические данные в определенных областях социологи­ческого знания, таких, как изучение семьи, малых групп, процес­сов коммуникации и т.п.

Социологические исследования проходят ряд взаимосвязан­ных стадий; их эффективность может быть обеспечена только в том случае, когда они исходят из серьезной методологической ос­новы. С ней связаны как эмпирическая, так и теоретическая стадии социологических исследований. Каждая из названных стадий взаимодействует одновременно с эмпирическим базисом исследо­ваний, а также с общесоциологической, специальной или отрасле-


в социологическом рассмотрении ...158 2 страница - student2.ru


общностей. Очень трудно, точнее, невозможно наблюдать сразу за поведением всех белорусов одновременно или пригласить их в ла­бораторию для проведения социологического эксперимента.

Микросоциология исходит из того, что основным и первич­ным компонентом человеческого поведения является выбор. Жизнь каждого человека - это бесконечная серия различных вы­боров, ибо человек каждый день выбирает одну из альтернатив: согласиться на какое-либо предложение или отказаться от него; совершить покупку какой-то вещи или отказаться от такой покуп­ки; встретиться с кем-то или избегать встречи и т.п. Специалисты в области микросоциологии стремятся определить, каким образом люди делают свой выбор, и приходят к выводу, что каждый инди­вид старается сделать самый рациональный из всех возможных выборов. Оказывается, что внутренний мир чеповека, равно как и совершаемые им поступки, часто ограничены возможным выбором, причем люди предполагают избегнуть такого выбора, который мо­жет привести к издержкам, потерям, утратам, неприятностям.

Но возникает резонный вопрос: а как понимать саму рацио­нальность выбора? Великий русский поэт А.С. Пушкин, решаясь на дуэль с Дантесом, стоял перед мучительным выбором, ибо на карту была поставлена не только честь, но и жизнь. И ради чести он готов был пойти и пошел на риск потери жизни. Можно ли этот выбор считать рациональным и благоразумным? С точки зрения эгоиста и лицемера, конечно, нет, а с точки зрения человека благо­родного, разумеется, да. В том же ключе следует решать вопрос: как оценить выбор солдата, который погибает за Родину, или че­ловека, который спасает оставленного в горящем доме ребенка, рискуя собственной жизнью?

Очевидно, что при решении такого ряда вопросов, как и лю­бых вопросов, связанных с особенностями индивидуального пове­дения тех или иных личностей, надо исходить из социологическо­го анализа тех смыслов и значений, которые люди придают дан­ным явлениям при взаимодействии друг с другом. Таким образом, главная тема микросоциологических исследований - поведение индивидов, их поступки, мотивы, смыслы и значения, определяю­щие взаимодействия между людьми. Микросоциология ищет при­чины человеческого поведения в отношениях и взаимодействиях между личностью и другими людьми. Взаимодействие - это про­цесс, через который мы влияем друг на друга: поскольку действуя, мы влияем на окружающих нас людей, а так как действуют и дру-

i no люди, то и они оказывают влияние на нас. Поэтому мы посто-чшю отслеживаем и корректируем наши действия в соответствии с различными поступками других людей.

Американский социолог До/с. Хо.мапс считает, что взаимо-псйствие людей можно понять и объяснить на основе применения принципа поощрения и наказания. Согласно его точке зрения, лю->|,и склонны возобновлять такие формы поведения, за которые они и недавнем прошлом были вознаграждены (признательность, по­хвала, деньги и т.п.).

Сторонники символического интеракционизма Ч. Кули и /' Мид исходят из того, что суть человеческого существования проявляется в способности осмысливать свои поступки и поступки окружающих нас людей при помощи определенных слов-сим­волов, которые используются в процессе общения. Через символи­ческие взаимодействия люди служат друг другу своеобразным зеркалом, помогающим уточнять, изменять, совершенствовать свои действия и поступки. Через долгий опыт наблюдения за реак­цией других людей на то, что и как мы делаем, мы не только полу­чаем понятие о том, что мы собою представляем, но и приобретаем способность поставить себя на место другого. Мид назвал это «принятием роли других». Делая это повторно, мы формируем по­нятие других, т.е. начинаем понимать, что они хотят, чего ожида­ют, как они приблизительно будут реагировать на наше поведение. Через такое взаимодействие формируется наше сознание и само­сознание; мы начинаем узнавать не только окружающий мир и других людей, но и узнавать самих себя, как бы глядя на себя гла­зами других людей.

К числу наиболее известных микросоциологических теорий относится теория социального обмена (Дж. Хоманс и др.), симво­лический интреакционизм (Ч. Кули, Дж.Г. Мид, Дж. Болдуин и др.), ггнометодология (I". Гарфинкель, Г. Сакс и др.).

Если микросоциология фокусируется на изучении индиви­дов и их ближайшего социального окружения, то макросощюлогия сосредотачивается на анализе социальных структур, прежде всего больших социальных групп и общностей. Она рассматривает, как ш или иная социальная структура возникает и функционирует, как один элемент или аспект структуры влияет на другой и как эти со­циальные коллективы функционируют в качестве целостных сис­тем. В качестве наиболее важных социальных структур, изучае­мых макросоциологией, выступают социальные институты: госу-

дарство, различные организации - школа, суд, прокуратура, пред­приятие и т.д., а также культура, религия, политический и эконо­мический строй. Люди, с самого рождения включенные в обшир­ную систему социальных структур, испытывают на себе их глубо­кое и сильное влияние всю свою жизнь.

Собственно говоря, социология как вполне самостоятельная, обособившаяся от философии, наука начинается с макросоциоло-гического анализа общества. Начало такой направленности в ис­следовании общества положил своими трудами родоначальник со­циологии Огюст Копт. Ведущая идея, сформулированная им, -общество есть сложная система, органически связанная с понятием законов. Самым важным из последних является закон трех стадий. Согласно этому закону общество в своем развитии проходит по­следовательно сменяющие друг друга стадии. Первая из них - тео­логическая, охватывающая древность и раннее средневековье. Здесь господствуют фетишизм, политеизм, а на последнем этапе -монотеизм, совпадающий с эпохой христианства в Европе. С 1300 г., по мысли О. Конта, начинается вторая стадия развития общества -метафизическая. В этот период господствует «метафизический дух», оперирующий интегральными понятиями - «всеобщая спра­ведливость», «народ», «государство» и т.д., а важнейшими собы­тиями периода являются Реформация, философия Просвещения и Великая французская революция. На смену этой стадии приходит новая, качественно отличающаяся от нее, — стадия исторического развития - позитивная. На этой стадии преодолевается устаревшая метафизика, а ее место в качестве господствующей идеи занимает позитивная наука, в том числе и социология, призванная дать че­ловечеству конкретное знание об обществе.

Макросоциологический подход к исследованию общества характерен также для К. Маркса и его последователей. Главное в учении К. Маркса - идея материалистического понимания исто­рии, которая выделяет в качестве основы общественного развития способ производства материальных благ. На основании социально-исторической смены способов производства и связанного с этим изменения главного субъекта производственной деятельности -рабов, крестьян, пролетариата, - в марксистской социологии сфор­мулировано понятие «обществепно-экономической формации» как специфической стадии общественного развития в ее реальной це­лостности в качестве особого социального организма. Выделение формации как целостной характеристики определенного этапа раз-



шипя общества дополняется цивилизационным подходом. Подход hoi, в трактовке К. Маркса, дает возможность понять содержание и направленность общественно-исторического процесса как обу­словленный экономическими факторами переход человеческого общества от докапиталистической цивилизации (первобытно­общинный строй, рабовладельческий и феодальный строй) к капи-кшистической. От нее — посредством социальной революции и от­мены частной собственности на орудия и средства производства — к коммунистической цивилизации. В последней - главной ценно­стью и одновременно мерилом общественного богатства станет всестороннее развитие личности

Наиболее известной и влиятельной макросоциологической 1еорией в конце XIX века стал функционализм. Его возникновение связано с деятельностью выдающегося английского социолога XIX века Г. Спенсера. Исследуя общество, он сравнивал его с жи­вым организмом, подобным человеческому телу. В нашем геле каждый орган— мозг, сердце, печень, желудок и т.д.— выполняет свойственную только ему специфическую функцию, причем все гги органы и их функции образуют взаимосвязанную и целостную систему. Подобно этому каждая часть общества - экономическая, политическая, религиозная и т.п. - выполняет свою функцию, и чем более согласованы между собой эти функции, тем устойчивее целостный организм, тем эффективнее он функционирует. Однако в отличие от индивидуального организма, который обладает кон­кретностью, общественный организм всегда дискретен. Это озна­чает, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность, а напротив, должно «служить» индивидам, его состав­ляющим.

Дальнейшее развитие функционализм получил в трудах французского социолога Э. Дюркгейма и американских социоло-i ов Т. Парсонса, Р. Мертона, К. Дэвиса и др. Т. Парсонс, в частно­сти, органично связал представление о целостности социальной системы, состоящей из ряда подсистем (экономической, политиче­ской и др.), с системой социальных действий. Социальная система действий, по его утверждению, описывает ориентацию многих действующих лиц в ситуации, в которой действуют и другие лица. Таким образом, в социальной системе действий описываются мно-1 ие элементы социального действия и взаимодействия, причем са­ми эти элементы находятся в определенном соотношении друг с

Наши рекомендации