Фонематические процессы
Анамнез
1. Вкаких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)
2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:
• есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого)
• позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась
Понимание речи
• когда стал реагировать на обращение ____________________
• когда стал различать голоса родных _____________________
• когда стал соотносить слова с предметами ________________
• когда стал соотносить слово с картинкой _________________
Время появления у ребенка:
• гуления, какие звуки преобладали _______________________
• лепетных слов _______
• цепочки лепетных слов ________________________________
• простой фразовой речи ________________________________
• развернутой фразовой речи ____________________________
Особенности отношения родителей к речи ребенка (подчеркнуть)
• поддразнивающее
• требовательное
• чрезмерно внимательное
• адекватное
Получал ли логопедическую помощь (если да, то какую, в течение какого времени, каковы были результаты)___________
____________________
Особенности общения_
• общается с детьми ____
— своего возраста
— старше себя
— младше себя
• предпочитает находиться (играть) один __________________
Игры и интересы
• какие игрушки любит _
• как использует игрушки _______________________________
— неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками
— использует игрушки по назначению
— организует сюжетную игру
• как относится к своим игрушкам ________________________
— игрушка быстро надоедает
— ломает игрушки
— проявляет интерес только к новым игрушкам
— предпочитает одну, любимую, игрушку
• как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)
Поведение ребенка на приёме
• как вступает в контакт ________________________________
• негативистические реакции ____________________________
• аутистичные черты ___
• понимание обращенной речи___________________________
• игровая деятельность__
• проявления педагогической запущенности _______________
• реакция родителей на поведение ребенка на приеме _______
__________________________
Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
• подбор по образцу ____
• называние цветов _____
• подбор по образцу геометрических фигур ________________
• подбор по образцу букв _______________________________
• подбор по образцу цифр _______________________________
Слуховой гнозис
• различение ритмических последовательностей
• узнавание и воспроизведение мелодий
Сомато-сенсорный гнозис
• пробы на локализацию прикосновения
• перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами
Анализ элементарных компонентов движений
• пройти по комнате
• попрыгать на одной ноге
• сжать руку
Оптико-кинетическая организация движений
• сложить первый и второй пальцы в кольцо
• сделать «козу»
• сделать «зайчика»
Состояние конструктивного праксиса
• рисование без образца
• складывание разрезанных картинок
• складывание матрешки
• складывание из палочек пространственно организованных структур
Состояние аппарата артикуляционной моторики
• тонус _______________
• активность __________
• объем движений ______
• точность выполнения__
• длительность_________
• добавочные и лишние движения ________________________
Речевой статус
Импрессивная речь
Нулевой уровень
• реагирует на свое имя
• реагирует на интонацию поощрения или запрещения
Ситуативный
• понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром
• знает имена своих близких
• знает названия своих игрушек
• может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек
Номинативный
• хорошо ориентируется в названиях предметов
• хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках
Предикативный
• знает много названий действий
• ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия
• различает значение некоторых первообразных предлогов
Расчлененный
• различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)
Выполнение заданий (отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)
Понимание целостных словосочетаний
• обними маму
• поцелуй папу
• пожалей бабушку
• поиграй в ладушки
• закрой глаза
• помаши ручкой
• возьми маму за руку и иди домой
Понимание названий знакомых игрушек
• покажи зайчика, машину, собачку
• возьми зайчика, машину, собачку
• дай зайчика, машину, собачку
Понимание названий предметов, используемых в быту
Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных
Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках
Узнавание действий на сюжетных картинках
• на сюжетных картинках одно и то же лицо совершает разные действия
— покажи, где мальчик спит (ест, идет)
— покажи, какой мальчик спит (ест, идет)
— покажи, кто здесь спит (ест, идет)
• на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами
— покажи, кто как одевается (умывается, причесывается, катается)
• на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации
— покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается
— покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет
— покажи, кто прыгает, а кто бежит
Может ли с помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действия, объект действия, место действия.
• чем девочка ест
• что девочка ест
• на чем девочка сидит
Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных местах
• давай уберем игрушки в шкаф
• подойди к окну
• сядь за стол
• поставь ножки под стол
• положи ручки на стол
Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок)
• покажи, из чего ты пьешь
• покажи, что ты надеваешь на ножки
• покажи, чем причесывают волосы
• покажи, чем копают песок
Выполнение многозвенных инструкций
• налей в стакан воды и дай его бабушке
• возьми у меня карандаши и убери их в шкаф
• зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф
• мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов
• принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок; а где твой)
• понимание словесных обозначений таких признаков, как: короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п.
• умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше? Какая веревочка толще?)
Понимание элементарных временных отношений (давно — недавно, вчера — сегодня)
Понимание грамматических форм слов
— Единственное и множественное число существительных
— Уменьшительно-ласкательные суффиксы
— Единственное и множественное число глаголов
— Мужской и женский род глаголов прошедшего времени
— Префиксальные изменения глагольных форм
— Глаголы совершенного и несовершенного вида
— Предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация)
• на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок: «Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой»
• на стол ставятся две коробки с крышками; в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку: «Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗ-ПОД коробки»
• «Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками»
Понимание единственного и множественного числа имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание формы рода имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание некоторых падежных окончаний и конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой («Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...»)
Понимание родовых признаков предметов, выраженных личными местоимениями в косвенных падежах
Экспрессивная речь
Отсутствие вербальной речи
• виды невербального общения:
— просьбы (дать что-нибудь) ____________________________
— приветствия ________
— попытки дать что-нибудь другому человеку _____________
— попытки привлечь внимание __________________________
• интонационная окрашенность вокализаций и псевдослов
__________________________
• есть ли звукоподражания
__________________________
• мимика
__________________________
• использование жестов
__________________________
• пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов
• фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них
Односложные предложения
Предложения из аморфных слов
Первые формы слов
Усвоение флексийной системы языка
Усвоение служебных частей речи
Усвоение морфологической системы языка
Усвоение частей речи
• существительные __________:__________________________
• глаголы _____________
• прилагательные ______
• местоимения _________
• наречия _____________
• служебные слова _____
Объем предложения (отметить, какие использует)
Синтаксические отношения
• падежные формы _____
• множественное число существительных, прилагательных
• формы глаголов______
• словоизменения прилагательных _______________________
• дифференциация предлогов ____________________________
Словообразование
• суффиксы (уменьшительные существительные; детеныши животных; профессии; уменьшительная форма признаков предметов; образование прилагательных от других частей речи)
• глагольные префиксы _
• антонимы____________
Согласование
• прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах)
Звукопроизношение____
__
Фонематические процессы
__
Заключение__________
______________________
Рекомендации________
________________