Первый блок. Самоидентификация
У подавляющего большинства респондентов любовь к компьютерам началась еще с детства. Большинство еще в школе занялись программированием, писали программы, делали сайты и проектировали приложения. Это не профессия, а состояние души. Таким образом, подтверждается одна из моих невысказанных гипотез – для большинства программистов их занятие это и работа, и хобби, и увлечение.
Плюсов в профессии программиста достаточно. Это актуальная творческая и развивающаяся профессия, за которую еще и неплохо платят. Получается, что программист занимается любимым делом и получает за это хорошие деньги. Этот факт и делает её привлекательной для многих людей, хотя, в первую очередь, люди занимаются этим не из-за денег, а «по зову сердца». Деньги это лишь приятный (будем честны – очень приятный!) бонус.
Что касается минусов… Кто-то считает, что минусов нет. «Минусы. А они есть?», — считает один из респондентов. Другие же видят немного минусов в своих занятиях и в профессии программиста, в целом.
Основной минус – от длительного сидения за компьютером портится зрение. У большинства людей в IT-сфере плохое зрение. Хотя некоторые (например, респондент №3) считает, что с современными технологиями это не сильно серьезная проблема – при хорошем заработке (а у квалифицированных программистов он очень хорош) восстановить зрение не проблема. Также, типичным для программистов является работа по ночам и сон в дневное время суток. Если есть такая возможность.
Еще одним минусом, конечно же, являются дедлайны. Это, своего рода, фобия любого программиста.
Дедлайн (Deadline) — крайний срок (дата и/или время), к которому должна быть выполнена задача. Любимая в программерских и других проектах игра, в которой 90% основных действий по плану проекта осуществляются в оставшиеся до сроков окончания проекта 10% времени.
© Wikipedia.org
Одним из минусов, одной из трудностей являются системные требования. Мощности компьютера всегда не хватает, компании постоянно выпускают новое железо, а цены на новые запчасти оставляют желать лучшего. Из-за высоких цен на компьютерное железо, зачастую приходится испытывать недостаток вычислительной мощности компьютера. Шутки про «страх перед системными требованиями» стали крылатыми и символическими, естественно в среде программистов.
Как я уже говорил, профессия программиста, безусловно, творческая, с чем согласны абсолютно все люди, прошедшие исследование. Частые хобби помимо IT – творческие направления: рисование, музыка, скульптура. У кого-то: режиссура и актерское мастерство и даже кулинария! Еще хобби – коллекционирование и холодное оружие. О причинах последнего увлечения мы можем лишь предположить – высокомерие, присущее профессии и недовольство другими людьми вызывает недовольство всем миром в целом, а, соответственно, недоверие к нему. А холодное оружие, оно, как правило, символизирует верность и надежность, то бишь – это символ доверия.
У кого-то любовь к компьютерному железу переходит к любви к технике в целом. Например, в интервью №2 респондент рассказывает, что сам делает различные гаджеты в свою машину. Все это доказывает, что профессия программиста очень широкая и творческая, причем творчество распространяется даже на другие отрасли, не относящиеся к IT-миру. Более того, подобные творческие хобби создают этакий сеанс медитации, во время которого (например, во время игры на фортепиано у респондента №3) могут приходить гениальные идеи.
«…держа в руке скрипку можно придумать алгоритм, который вы пытались придумать несколько часов»
«Вы – творец какого-то крохотного мира, который живет и подчиняется вашим законам. Вы, можно сказать, творец миров. И все равно если эти миры созданы только, например, для вычисления каких-либо чисел или для проектировки, например, двигателей самолетов, но почему же этим мирам не существовать?»
У некоторых (к счастью, таких немного) помогает творчеству и стимулирует новые идеи состояние измененного сознания
«А алкоголь еще и помогает находить оптимальные решения в кодинге»
Исходя из ответов респондентов, большинство программистов высокомерны и замкнуты.
«Потому что мы всех считаем «тупыми юзверями», а себя чуть ли не богами. Такая вот профессиональная деформация личности. При общении с машиной некого винить в ошибках, кроме себя. При общении с людьми… вокруг одни идиоты»
«Наш мир не выше других, но, тем не менее, есть мирки, где существуют жалкие людишки без мозга, только этот мир ниже нашего»
Второй блок. Язык.
Как и в любой профессии, словарный запас программиста обилен разнообразными словами, которые обычный человек не знает, однако использовать их приходится тогда, когда не знаешь, как объяснить человеку тот или иной процесс/объект.
Ниже вы можете увидеть примеры слов IT-мира, названные респондентами в ходе нашего исследования, а также пояснения к некоторым из них, так называемый, перевод на «нормальный язык». Стоит предупредить, что многие слова являются жаргонизмами, но, в рамках данного исследования, я считаю необходимым их разобрать, дабы максимально выполнить цели и задачи нашей работы.
«В основном это наследование, полиморфизм, инкапсуляция, абстракция, компиляция, индус, интерпретатор, говнокод, юзверь, а так же сокращенно имена функции или метода того или иного языка программирования»
Наследование — наследование классов — очень мощная возможность в объектно-ориентированном программировании. Оно позволяет создавать производные классы (классы наследники), взяв за основу все методы и элементы базового класса (класса родителя).
Инкапсуляция — упаковка данных и/или функций в единый компонент.
Компиляция — трансляция программы, составленной на исходном языке высокого уровня, в эквивалентную программу на низкоуровневом языке, близком машинному коду.
Индус — тот, кто пишет индусский код — в самом общем случае, это криво написанный, но каким-то удивительным образом работающий код. Индусский код написан наиболее неочевидным и неестественным из всех возможных способов. Именно этим он и отличается от говнокода, который хотя бы капельку очевиден и сделан, хоть и по детсадовским, но по правилам.
Говнокод — это некачественный код, это применение не самых лучших (с точки зрения большинства) решений проблемы. Что делает код говнокодом — никто точно не знает. Точного определения нет. Часто то, что одни считают очевидным говнокодом, другим кажется лаконичным и эффективным решением.
Юзверь (искаженное англ. user — пользователь, он же юзЫрь, юзик, юзер, йузр, юзерг, юзверг, польЗЛОватель и юзО позорнойе) — слово, применяемое к пользователям какого-либо софта либо девайса, геймерам или к пользователю ПК вообще.
Стоит отметить, что некоторые термины выходят из обращения.
«…слово «ламер», например, как-то уже вышло из обихода»
Термины и специфический язык используются для скорости донесения информации, точности описания объекта. Без них нельзя обойтись в любой сфере, не только в мире IT-технологий. Некоторые термины объяснять обычным языком очень долго и утомительно.
«Быстрая передача нужных мыслей без потери контекста, с полным пониманием»
Стоит отметить, что даже при прохождении интервью респонденты отвечают на вопросы с использованием различных терминов и специфических слов.