ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ. Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат
Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Категории (основные понятия) каждой науки отражают, прежде всего, качество объективной реальности, которая является предметом данной науки.
Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить следующие: общество, социальная стратификация и социальная мобильность. Рассмотрим их более подробно.
В широком смысле слова общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество– это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-территориальное образование. Можно дать следующее определение: общество - это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. В качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие: 1) люди; 2) социальные связи и взаимодействия; 3) социальные институты, социальные страты; 4) социальные нормы и ценности.
Общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер. Экономическая сфера– это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда. Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Социальная сфера– это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.Духовная сфера– деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.
Согласно типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях. Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей. Для индустриального общества характерны следующие черты:
- развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;
- механизация и автоматизация производства и управления;
- массовое производство товаров на широкий рынок;
- высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
- рост урбанизации и социальной мобильности;
- увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
- формирование гражданского общества.
В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас. Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:
- глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;
- рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
- рост влияния информации на различные сферы деятельности;
- расширение демократии, децентрализация общества.
В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р.Ф. Абдеевпишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.
Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.
Социальная стратификация - это иерархическое упорядоченное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого субъекты общественной жизни занимают различное положение в социуме и могут сгруппироваться согласно определенным социальным признакам. Социальную стратификациюможно также определить каксовокупность социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.
Западнаястратификационная система включает семь структурных элементов:
1) «высший высший класс», который образуют представители элит различных сфер общественной жизни (предприниматели, государственные деятели, известные артисты, видные ученые, высшие военные чины и т. д.);
2) «высший класс», представленный управляющими средних фирм, юристами, преподавателями вузов, владельцами небольших предприятий;
3) «высший средний класс», состоящий из клерков, менеджеров среднего звена, инженеров, квалифицированных работников;
4) «средний средний класс» представлен банковскими служащими, страховыми агентами, учителями;
5) «низший средний класс» – работники сферы обслуживания (парикмахеры, работники общепита, работники почты, полицейские, служащие отелей);
6) «средний низший класс» состоит из таксистов, среднеквалифицированных работников, швейцаров;
7) «низший низший класс», в который входят домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.
Восточная стратификационная система распространена в странах, где на общественную жизнь огромное влияние оказывает государство. Особенное распространение эта система получила в Индии, которая является идеальным примером для ее рассмотрения.
1. «Высший слой» (Кшатрии) – вначале были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение.
2. «Брахманы» или «Брамины» – священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя.
3. «Обслуживающий слой» (Вайшьи) – заняты обслуживанием «Высшего слоя».
4. «Шудры» (Зависимые) – основная часть населения, имеет свою иерархию.
5. «Отверженные» (парии).
Отечественный социолог Н.М. Римашевская выделяет в социальной структуре российского общества следующие элементы:
1) «общероссийские элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с западными крупнейшими состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне;
2) «региональные и корпоративные элиты», обладающие значительным по российским масштабам состоянием, а также влиянием на уровне регионов и секторов экономики;
3) российский «верхний средний класс», имеющий собственность и доходы, которые обеспечивают ему западные стандарты потребления, притязающий на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений;
4) российский «динамический средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления;
5) «аутсайдеры», характеризующие низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их приобретения;
6) «маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности;
7) «криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.
Академик РАН Т.Н. Заславская на основе данных конкретных социологических исследований попыталась выделить основные социальные группы, составляющие структуру российского общества, и определить их процентное соотношение. Наиболее привилегированным, но самым малочисленным (7 %) является «верхний слой». Он, по мнению Т.Н. Заславской, выступает реальным субъектом реформ, так как к нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важное место в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах. При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5 %, а остальная часть (6,5 %) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий. Следом за верхним идет «средний слой». Он более многочисленный (20 %) и включает в себя мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих. Наиболее многочисленным является «базовый слой». Основную часть его составляют такие группы, как интеллигенция (специалисты), полуителлигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие. Этот слой объединяет около 60 % населения нашей страны. Причем, по мнению Заславской, невозможность реализовать свои жизненно важные цели толкает представителей данного слоя на выражение массового протеста. За базовым следует «нижний слой». Он представлен малоквалифицированными и неквалифицированными работниками, безработными, беженцами и др. Для них характерен низкий деятельностный потенциал, неспособность адаптироваться к социальным условиям, их удельный вес в структуре населения – 8 %. Последний слой в классификации Заславской получил название «социальное дно» и составил 5 %. В него входят преступные и полупреступные элементы, а также личности с асоциальным типом поведения (наркоманы, алкоголики, бродяги и др.).
Понятие «социальная мобильность» ввел в научный социологический оборот П. Сорокин. Он считал, что общество – это огромное социальное пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно, во мнении окружающих и своем собственном.
Социальная мобильность– это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. По направлениям социальных перемещений различают вертикальнуюи горизонтальную социальную мобильность.
Вертикальная мобильность означает такое социальное перемещение, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса. При этом переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью, а на более низкую – нисходящей мобильностью.
Горизонтальная мобильностьпредполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, например, переход на другое место работы в той же должности, смена места жительства.
В соответствии с изменением социальным субъектом своей позиции в обществе различают индивидуальную, характерную для стабильно развивающегося общества, и групповую мобильность, связанную с кардинальным перемещением в обществе, когда происходит изменение статуса целых социальных групп и классов.
В социологии выделяют также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая предполагает сравнительное изменение социального статуса у различных поколений, например, сын рабочего становится президентом страны, вторая – изменение статуса в рамках одного поколения.
Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. Скорость мобильности можно представить как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид проходит за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.
Социальная мобильность – важный показатель и характеристика для любого общества, которая раскрывает степень его открытости. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус и существуют относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписываемому статусу и всячески затрудняет переход из одного слоя в другой.
Возможности социальной мобильности зависят как от социально-политической и экономической организации общества, так и от самого индивида, его способностей и личных качеств.
Способы преодоления барьеров в процессе социальных перемещений называют каналами социальной мобильности. Основные из них – получение образования, повышение квалификации, политическая карьера, воинская служба, изменение социального окружения, брак с представителем более высокой статусной группы и др.
Главным же препятствием для социальной мобильности представляется существующий в обществе феномен групповой замкнутости. В результате своего функционирования различные социальные группы формируют свою внутрикорпоративную мораль, традиции и правила поведения. Это определенным образом способствует сплочению группы и оптимизации ее внутреннего регулирования. Однако это же является определенным барьером для перехода из одной социальной группы в другую. Особенно это характерно для элитных социальных групп, попадание в которые является достаточно затруднительным.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ