Подготовка и написание эссе

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

– исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

– качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

– аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание – планирование – написание – проверка – правка.

Планирование – определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия.

Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов:

– аналогии – выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений

– ассоциации – отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности

– предположения – утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами

– рассуждения – формулировка и доказательство мнений

– аргументация – ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции

– суждение – фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

– доводы – обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д.

Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.

Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

Мысль – это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность – это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

Корректность – это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

ОЦЕНИВАНИЕ ЭССЕ

Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям, представленным в таблице 2.

Таблица 2 – Критерии оценивания эссе

№ п/п Название критерия Показатели оценивания Оценка «2» Оценка «3» Оценка «4» Оценка «5»
1. 1 Содержание эссе 1а. Соответствие содержания работы заявленной теме Содержание эссе не соответствует заявленной теме Содержание эссе в основном соответствует заявленной теме Содержание эссе в целом соответствует заявленной теме Содержание эссе полностью соответствует заявленной теме
1б. Степень раскрытия темы Тема не раскрыта   Тема раскрыта частично   Тема раскрыта достаточно полно     Проблема раскрыта полностью    
1в. Наличие выводов и обобщений Отсутствуют выводы и обобщения Выводы и обобщения имеют поверхностный и неполный характер Выводы и обобщения в основном обоснованы Выводы и обобщения отличаются глубиной и обоснованностью
1г. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы Собственная точка зрения отсутствует Собственная точка зрения выражена лишь в отношении некоторых аспектов проблемы Собственная точка зрения выражена в отношении большинства аспектов анализируемой проблемы Собственная точка зрения выражена в полном объеме
1д. Качество аргументации Аргументы в пользу изложенной точки зрения отсутствуют Аргументы частично присутствуют, но они не подкрепляются фактами Аргументы присутствуют, но они имеют бытовой характер Аргументы в поддержку собственных суждений продуманны, они основаны на фактическом материале из достоверных источников
1е. Оригинальность суждений Отсутствуют собственные суждения, работа полностью состоит из клише Частично присутствуют собственные суждения, однако в основном работа состоит из клише Присутствуют собственные суждения, но они не отличаются новизной Сформулированы собственные суждения, отличающиеся оригинальностью и новизной
1ж. Корректное использование терминов и понятий при раскрытии темы Термины при раскрытии темы не используются Термины используются некорректно Проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий, но теоретические связи и обоснования не присутствуют Проблема раскрыта на теоретическом уровне, с корректным использованием терминов и понятий
1з .Свобода оперирования материалом Отсутствует Присутствует в минимальной степени Присутствует в достаточной степени Присутствует в полной мере
2. 2 Оформление эссе 2а. Соответствие всех структурных элементов эссе основным требованиям к оформлению текстовых материалов Работа не соответствует требованиям к оформлению текстовых материалов Работа в значительной степени не соответствует основным требованиям к оформлению текстовых материалов Работа в целом соответствует требованиям к оформлению текстовых материалов Работа полностью соответствует требованиям к оформлению текстовых материалов
3б. Соответствие работы основным требованиям к оформлению и использованию цитат, таблиц, рисунков и т.д. Работа не соответствует требованиям Работа соответствует основным требованиям Работа в целом соответствует требованиям Работа полностью соответствует требованиям
3в. Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка, правил русской орфографии и пунктуации Работа изобилует лексическими, фразеологическими, грамматическими и стилистическими ошибками В работе присутствует значительное число лексических, фразеологических, грамматических и стилистических ошибок В работе встречаются лексические, фразеологические, грамматические и стилистические ошибки Работа изложена литературным языком в соответствии с правилами русской орфографии и пунктуации
3. 3 Соблюдение сроков подготовки и сдачи эссе   Работа сдана не в срок, окончательный вариант представлен на проверку в ходе сессии либо после сессии Работа сдана не в срок, окончательный вариант представлен на проверку с отклонениями от календарного графика на 2-3 недели Работа сдана на проверку с незначительными отклонениями от календарного плана (на 1 неделю) Работа сдана в срок

Наши рекомендации