Подготовка и написание эссе
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
– исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
– качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
– аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание – планирование – написание – проверка – правка.
Планирование – определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.
Цель должна определять действия.
Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов:
– аналогии – выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений
– ассоциации – отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности
– предположения – утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами
– рассуждения – формулировка и доказательство мнений
– аргументация – ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции
– суждение – фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
– доводы – обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д.
Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.
Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.
Мысль – это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
Внятность – это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.
Корректность – это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.
ОЦЕНИВАНИЕ ЭССЕ
Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям, представленным в таблице 2.
Таблица 2 – Критерии оценивания эссе
№ п/п | Название критерия | Показатели оценивания | Оценка «2» | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
1. 1 | Содержание эссе | 1а. Соответствие содержания работы заявленной теме | Содержание эссе не соответствует заявленной теме | Содержание эссе в основном соответствует заявленной теме | Содержание эссе в целом соответствует заявленной теме | Содержание эссе полностью соответствует заявленной теме |
1б. Степень раскрытия темы | Тема не раскрыта | Тема раскрыта частично | Тема раскрыта достаточно полно | Проблема раскрыта полностью | ||
1в. Наличие выводов и обобщений | Отсутствуют выводы и обобщения | Выводы и обобщения имеют поверхностный и неполный характер | Выводы и обобщения в основном обоснованы | Выводы и обобщения отличаются глубиной и обоснованностью | ||
1г. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы | Собственная точка зрения отсутствует | Собственная точка зрения выражена лишь в отношении некоторых аспектов проблемы | Собственная точка зрения выражена в отношении большинства аспектов анализируемой проблемы | Собственная точка зрения выражена в полном объеме | ||
1д. Качество аргументации | Аргументы в пользу изложенной точки зрения отсутствуют | Аргументы частично присутствуют, но они не подкрепляются фактами | Аргументы присутствуют, но они имеют бытовой характер | Аргументы в поддержку собственных суждений продуманны, они основаны на фактическом материале из достоверных источников | ||
1е. Оригинальность суждений | Отсутствуют собственные суждения, работа полностью состоит из клише | Частично присутствуют собственные суждения, однако в основном работа состоит из клише | Присутствуют собственные суждения, но они не отличаются новизной | Сформулированы собственные суждения, отличающиеся оригинальностью и новизной | ||
1ж. Корректное использование терминов и понятий при раскрытии темы | Термины при раскрытии темы не используются | Термины используются некорректно | Проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий, но теоретические связи и обоснования не присутствуют | Проблема раскрыта на теоретическом уровне, с корректным использованием терминов и понятий | ||
1з .Свобода оперирования материалом | Отсутствует | Присутствует в минимальной степени | Присутствует в достаточной степени | Присутствует в полной мере | ||
2. 2 | Оформление эссе | 2а. Соответствие всех структурных элементов эссе основным требованиям к оформлению текстовых материалов | Работа не соответствует требованиям к оформлению текстовых материалов | Работа в значительной степени не соответствует основным требованиям к оформлению текстовых материалов | Работа в целом соответствует требованиям к оформлению текстовых материалов | Работа полностью соответствует требованиям к оформлению текстовых материалов |
3б. Соответствие работы основным требованиям к оформлению и использованию цитат, таблиц, рисунков и т.д. | Работа не соответствует требованиям | Работа соответствует основным требованиям | Работа в целом соответствует требованиям | Работа полностью соответствует требованиям | ||
3в. Соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка, правил русской орфографии и пунктуации | Работа изобилует лексическими, фразеологическими, грамматическими и стилистическими ошибками | В работе присутствует значительное число лексических, фразеологических, грамматических и стилистических ошибок | В работе встречаются лексические, фразеологические, грамматические и стилистические ошибки | Работа изложена литературным языком в соответствии с правилами русской орфографии и пунктуации | ||
3. 3 | Соблюдение сроков подготовки и сдачи эссе | Работа сдана не в срок, окончательный вариант представлен на проверку в ходе сессии либо после сессии | Работа сдана не в срок, окончательный вариант представлен на проверку с отклонениями от календарного графика на 2-3 недели | Работа сдана на проверку с незначительными отклонениями от календарного плана (на 1 неделю) | Работа сдана в срок |