Задания на самостоятельную работу

Тема Вид, название и краткое содержание задания Планируемые часы на выполнение задания Интернет-источни-ки Форма отчетности и контроля
Предмет социологии Ознакомиться с материалами сайта. Ресурс доступа http://sociology2015.ru/index/0-26 Подготовить схему ответа.
Становление и развитие социологии Проанализировать отрывок работы О. Конта «Курс позитивной философии». Ресурс доступа http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/kont_positive_philosophy.html Подготовить сообщение.
Социальная система и ее элементы Проанализировать материалы сайта. Ресурс доступа http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/26235/26255/ Подготовить опорный конспект.
Социальная структура Проанализировать вторую и четвертую главы работы Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура». Ресурс доступа http://socioline.ru/node/979 Подготовить миниреферат
Социальные организации и социальные институты Ознакомиться с материалами сайта. Ресурс доступа http://sociology2015.ru/index/0-26 Подготовить сообщение на практическое занятие.
Социология культуры Изучить отрывок из книги В.Я. Звездина «Социология культуры». Ресурс доступа http://socioline.ru/node/412 Подготовить сообщение на практическое занятие.
Социология личности Ознакомиться с работой В.Б. Ольшанского «Социология личности в России» Ресурс доступа http://www.ecsocman.edu.ru/data/000/699/1219/019Glava16.pdf Подготовить сообщение на практическое занятие.
Социальные изменения и движения Познакомиться со статьей Е. В. Крюковой «Новые социальные движения в современной России: проблемы и перспективы». Ресурс доступа http://club.fom.ru/books/Krukova-ps-thesis.doc Подготовить сообщение на практическое занятие.
Социология девиантного поведения и преступности Проанализировать главы из монографии Д.А. Ли «Преступность как социальное явление». Ресурс доступа http://crimestudy.ru/smartsection.item.3/lee_crime_as_social_object.html Подготовить сообщение на практическое занятие.
Эмпирическая социология и ее методы Проанализировать главу «Эмпирическая социология» работы В. Плахова «Западная социология», Ресурс доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Plah/_05.php Подготовить сообщение на практическое занятие.


Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Социология"

1. Основные проблемы выявления предметного поля социальной философии

2. Специфика предмета социологии

3. Уровни социологического знания

4. Социально-философские идеи Античности и Средних веков

5. Социально-философские идеи эпохи Возрождения и Нового времени

6. Становление теоретической социологии: социология О. Конта

7. Органическая социология Г. Спенсера

8. Социологизм Э. Дюркгейма

9. Понимающая социология М. Вебера.

10. Марксистская социология.

11. Основные школы российской социологии.

12. Зарубежная социология ХХ века

13. Социальная система и ее элементы.

14. Система культуры. Ценностное наполнение культуры.

15. Культурная норма и ее виды.

16. Понятие социальной структуры в широком и узком смысле. Классовая структура общества.

17. Понятие социальной структуры в широком и узком смысле. Классово-статусная структура общества. Теория стратификации.

18. Социальные группы и их виды.

19. Этнические социальные группы.

20. Понятие личность в социологии. Личность и общество.

21. Социализация личности и этапы этого процесса.

22. Марксистская теория личности. Ролевая концепция личности.

23. Социальная организация и ее элементы.

24. Институционализация отношений и взаимодействий.

25. Семья как социальный институт.

26. Характер и содержание социальных изменений.

27. Социальная мобильность как социальное изменение.

28. Понятие и виды социальных движений.

29. Основные теории, раскрывающие природу социального конфликта

30. Формы, ресурсы и стадии конфликта

31. История и предмет экономической социологии

32. Социальные связи и взаимодействия в экономической сфере

33. Экономическое сознание и проблемы его зрелости в современной России

34. Понятие девиантного поведения и его виды

35. Социологические теории девиантного поведения

36. История прикладной социологии.

37. Социальный факт как основа прикладного социологического исследования.

38. Проблема репрезентативности прикладного социологического исследования.

39. Программа эмпирического исследования, ее основные разделы.

40. Методы эмпирической социологии.

Глоссарий

Аккультурация - процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие.

Анализ документов – один из методов социологического исследования, позволяющий получать сведения о прошедших событиях, изучая документы.

Анкетный опрос – наиболее распространенный метод социологического исследования; позволяет собирать информацию с помощью опросных листов с заранее сформулированными вопросами.

Аномия - кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Антипозитивизм – одно из направлений в социологии; его представители выступали за исследование социальной жизни на основе понимания и допустимости субъективных оценок, полагая, что у социологии свои особые методы познания, отличные от методов познания у наук о природе.

Аскриптивный статус - см. Приписанный статус.

Аттитюд - относительно устойчивая система убеждений, относящихся к какому-то объекту и имеющих своим результатом оценку этого объекта.

Базис - совокупность производительных сил и производственных отношений.

Большая социальная группа – (умозрительное) объединение большого количества людей по наиболее общим признакам. К большим социальным группам можно отнести: 1) этнические общности (расы, нации, народности, племена), 2) социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни), 3) социально-демографические общности (совокупности, выделяемые по половозрастным признакам), 4) социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда).

Взаимодействие социальное - любое действие, в ходе которого внешние акты или психологические акты одного социального агента вызывают ответную реакцию другого социального агента в виде его внешних актов или психических переживаний.

Вторичная группа - группа, включающая в себя в качестве составных частей первичные малые группы.

Вторичная социализация - период социализации, совпадающий с периодом получения формального образования и приобретения профессии. Она связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре (профессиональной культуре). На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон принимаемых им социальных ролей. В ходе вторичной социализации происходит включение индивида в систему общественного разделения труда. Это включение сопровождается его адаптацией в профессиональной субкультуре, а также с определением его по отношению к иным субкультурам.

Высота стратификации - социальная дистанция между наивысшим и самым низшим статусами стратификации данного общества.

Габитус – предложенное Бурдье представление о системе прочных приобретенных предрасположенностей индивидов, которые формируются под воздействием объективной социальной среды и используются ими в своих действиях как исходные установки.

Групповая динамика - изменения в составе и структуре группы, которые характеризуются следующими процессами: 1) сплочение или разобщение участников группы, 2) образования неофициальных групп внутри групп формальных и 3) становления групповых норм, то есть спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида; наличие таких норм-стандартов делает поведение всех участников группы предсказуемым, способствует эффективности групповой деятельности.

Групповые процессы- процессы сплочения или разобщения группы, развития групповых норм, формирования лидерства, развития симпатий и антипатий среди членов группы и т.д.

Девиация - социальное явление, которое квалифицируется как не укладывающееся в рамки принятых социальных норм. Обычно так определяются действия и поступки индивидов и социальных групп, которые не соответствуют принятым в обществе нормам. К ним относят правонарушения, проституцию, пьянство, наркоманию и др.

Девиантное поведение - поведение, нарушающее правила, установленные социальными нормами. В связи с разным отношением людей к общественно одобряемым целям и нормативным средствам их достижения Мертон выделил следующие типы девиантного поведения: 1) конформистский (следование социально одобренным целям и санкционированным обществом средствам их достижения), 2) инновационный (разработка новых средств для достижения принятым в обществе целей), 3) ритуальный (использование принятых в обществе средств безотносительно целей), 4) ретритистский (игнорирование и принятых средств, и объявленных целей), 5) мятежный (свободное отношение – произвольный выбор не связанных между собой целей и средств).

Демографический переход - период развития общества, характеризуемый резким возрастанием численности и плотности народонаселения и связанный с переходом от одного типа демографической стабильности с высокими показателями рождаемости и смертности к другому - с низкими показателями рождаемости и смертности.

Дистанция социальная - понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.

Диффузионизм - течение в эволюционной теории, изучающее каналы, по которым в данное общество проникают социальные влияния извне.

Достигаемый статус - статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия.

Естественное право – традиционные установки в обществе, предполагающие, что справедливость социальных законов и институтов зависит от их соответствия определенным универсальным законам природы.

Жизненный стиль – совокупность образцов социальных отношений, спектра потребительских запросов, форм поведения, культурных стереотипов, которые характеризуют определенную социальную группу.

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституционном порядке. Является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного исполнения. Законом общество защищает главные ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовное наказание.

Законы социальной динамики – сформулированы еще Контом и состоят в следующем: 1) закон "трех стадий" (выделенным 3 ступеням умственного развития человечества – теологической, метафизической и позитивной, соответствуют три стадии исторического развития), 2) закон "двойной эволюции" (все факторы общественного развития подразделяются на 2 группы - первичные (духовные, умственные) и вторичные (климат, раса) при безусловном приоритете первых).

Идентификация – процесс и результат признания индивидом или коллективом принадлежности к определенной социальной группе на основе ее отличия от более широкого социального окружения.

Индивид - отдельный, конкретный человек, единичный представитель человеческого рода (от лат. individ – неделимый, конечный).

Индивидуальность - совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Индустриализация - процесс непрерывного экономического роста, являющегося следствием приложения неодушевленных источников энергии к механизации производства.

Индустриальное общество - тип экономически развитого общества, обладающий следующими основными характеристиками: (1) создание национальных государств, сплачивающихся вокруг общего языка и культуры; (2) коммерциализация производства и исчезновение экономики пропитания; (3) господство машинного производства и реорганизация производства на фабрике; (4) падение доли рабочего класса, занятого в сельскохозяйственном производстве; (5) урбанизация общества; (6) рост массовой грамотности; (7) предоставление избирательных прав населению и институционализация политики вокруг массовых партий; (8) приложение науки ко всем сферам жизни, особенно к индустриальному производству, и последовательная рационализация социальной жизни.

Институт государства – социальная общность, по отношению к которой социальные нормы находят исчерпывающее выражение в конституции и своде законов государства; социальные статусы в основном имеют отношение к сфере государственного управления, начиная от глав государства и правительства и доходя до рядового гражданина, где каждый получает соответствующие права и обязанности; социальные установки выражаются в таких категориях, как патриотизм, гражданский долг, уважение к законам и т.д.; идеологическая основа выражается в провозглашении заботы государства о своих гражданах, защиты их от внешних посягательств, способствовании их благосостоянию через экономическое развитие государства и приобретение им высокого престижа на мировой арене; символами государства являются государственный флаг, герб, гимн, символическое выражение получают государственные праздники и прочие мероприятия, на которых признание и награды получают те граждане, которые внесли наибольший вклад в государственное строительство; материальной основой служит все государственное имущество, особенно та его часть, посредством которой осуществляют свои функции органы государственной власти.

Институт образования – социальная общность, по отношению к которой социальные нормы зафиксированы в соответствующих документах государственного образовательного стандарта и учебных заведений; социальные статусы определяются позициями получающего и предоставляющего образовательные услуги (в обыденном понимании это ученик и учитель), а также позициями тех, кто обеспечивает и организует образовательный процесс; социальные установки выражаются в таких категориях, как тяга к знаниям, стремление к личностному росту, намерение сделать карьеру и т.д.; идеологическая основа выражается в провозглашении безусловной ценности знания и познания окружающего мира, а также в провозглашении равных прав на образование для всех, в следовании традиции академических свобод и т.д.; символическая нагрузка получает выражение в исторической миссии, которую принимает на себя сфера образования, в ритуалах посвящения в студенты и получения диплома, в также в атрибутах учебных заведений и в особенностях студенческой жизни; материальной основой служат библиотеки и другие хранилища знания, лекционные залы, учебные классы, лаборатории и т.д.

Институт религии и церкви – социальная общность, по отношению к которой основой социальных норм служат догматы церкви и символ вероисповедания; социальные статусы определяются отношением к позициям пастыря и паствы, где священнослужитель, как правило, выполняет роль посредника; социальные установки выражаются в таких категориях, как искренняя вера и исполнение божьих заповедей; в качестве идеологической основы выступает идея спасения, которая выражается в награде за праведную жизнь и воздаянии за греховность; символическую нагрузку несут культовые символы (иконы, реликвии, священные книги и др.) и ритуалы церковной службы; материальным выражением выступает прежде всего храм, как помещение, в котором отправляется культ, культовые предметы и т.д.

Институт семьи – социальная общность, по отношению к которой социальные нормы выражаются в совокупности ограничений, которые должны принять на себя члены семейного круга; семейные статусы обычно выстроены иерархически, где на вершине – глава семьи и затем следует распределение по нисходящей; социальные установки выражаются в таких категориях, как привязанность, лояльность, чувство уважения и ответственности по отношению друг к другу и т.д.; идеологической основой семьи является союз близких людей, которые составляют семейный круг и расширяют его в потомстве; символом семьи является семейный очаг, который нужно хранить, что и получает выражение в семейных обычаях и традициях, ритуалах и праздниках; материальной основой семьи выступает дом, в широком понимании этого слова, и общее имущество, которое нужно совместно беречь и приумножать.

Институт социальный - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

Институт экономики и хозяйства – социальная общность, по отношению к которой социальные нормы есть выражение рыночных принципов и они регулируют ход состязания и действия его участников в экономической сфере; социальные статусы определяются позициями победителя и побежденного в конкурентной борьбе (winner/looser) и эти позиции может занять любой участник в любой момент времени; социальные установки выражаются в таких категориях, как стремление к прибыли, конкуренция, рентабельность, риск и т.д.; идеологическая основа выражается в провозглашении ценности предпринимательства для хода социального развития, свободы передвижения капитала, права на труд для каждого, в каких бы формах и масштабах он ни выражался, и т.д.; символы получают различные формы выражения в образе делового и состоятельного человека, в его деловой репутации, в статусе, который он приобрел в конкурентной борьбе, в высоком престиже фирмы, торговой марки и т.п.; материальной основой служит производственная база, формы организации производства и сбыта, технологическое оснащение при соответствующем уровне инженерных изысканий.

Институционализация - процесс формирования различных типов социальной практики в качестве социальных институтов. Он получает выражение в замене спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапы которого можно описать следующим образом: 1) В рамках социальной жизни наступает момент осознания определенных потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий большинства членов социума. 2) В ходе стихийного социального взаимодействия по удовлетворению этих потребностей начинает формироваться совокупность предписаний для действий, приводящих к нужному результату. 3) Эти действия становятся социальными нормами и правилами, когда большинство членов социума принимают их к исполнению и вводятся санкции для их поддержания. 4) Социальные нормы, по своей природе, не носят тотального характера, то есть каждая норма может быть обязательной для одних членов социума, желательной – для других и не быть нормой для всех остальных. 5) Разница в отношениях к норме служит основой для формирования системы статусов и ролей при сохранении возможности для каждого члена социума исполнять избранную им роль и достигнуть определенного статуса в рамках конкретного социального института.

Институционализация конфликта - процесс, связанный с урегулированием классовых конфликтов между наемными работниками и работодателями, связанный с отделением и автономией социального и политического конфликтов и с развитием в обществе специализированных институтов для урегулирования этих конфликтов легальными средствами.

Интервью – метод социологического исследования – разновидность опроса, осуществляемая в форме заранее продуманной, целенаправленной беседы с опрашиваемым.

Интернализация - понятие, обозначающее процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на «внутренний» уровень.

Каналы социальной циркуляции – социальные институты, посредством которых обеспечивается социальная мобильность. Среди таковых могут выступать: 1) армия (возможность получения высокого воинского звания), 2) церковь (возможность получения высокого церковного сана), 3) система образования (возможность получить специальность в престижном ВУЗе), 4) брак (возможность породниться с представителями более высокого социального слоя), 5) политические и профессиональные организации (возможность сделать карьеру в одной из них) и др.

Класс социальный - большие группы людей, отличающиеся от других по одному-двум детерминирующим признакам, например, имущественный ценз, уровень дохода, уровень образования, политические права.

Коллективное поведение – действия людей, ориентированные на общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Блумер различал такие его формы, как групповое, институциональное и спонтанное коллективное поведение. По его мнению, спонтанное поведение при определенных условиях может вылиться в новые формы группового и институционального поведения: 1) действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожиданий, не имеет признанного лидера); 2) экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений); 3) масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события); 4) общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).

Конвергенции тезис - утверждение, что процесс индустриализации продуцирует общие и единообразные политические и культурные характеристики в тех обществах, которые до индустриализации могли иметь весьма различающиеся происхождение и социальные структуры.

Конфликт - тип отношения между сторонами социального взаимодействия, в ходе которого фиксируется наличие противоречия между интересами сторон. Такие противоречия характерны для любой социальной структуры, в которой практикуется принцип неравного распределения ресурсов системы. Основными элементами конфликтной ситуации являются участники конфликта и объект конфликта. Объект конфликта это ограниченный ресурс, который приобретает свойство неделимости либо как физический объект, либо в результате притязаний участников конфликта.

Конфликтология – междисциплинарная отрасль научного знания, исследующая возникновение, становление, развитие и разрешение конфликтов и признающая их решающим или очень важным фактором общественного развития. В социальном подходе к социальным конфликтам на первый план выдвигается изучение их места и роли в социальной системе.

Конформность - усвоение и соблюдение социальным агентом определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Конформность это характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению. Конформность может проявляться в изменении мнения и поведения человека в сторону большего соответствия с таковыми, имеющими распространение в группе.

Концепция интерсубъективного мира – разработана Альфредом Шюцем и суть ее состоит в том, что позиции, взгляды на социальные реалии одного индивида и другого несовместимы, каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни - восприятие и понимание мира индивидом предопределено теми представлениями, которыми он пользуется. Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих индивидов интерсубъективного мира, то есть привычного социального мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями (взаимодействиями) между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой социальной группе, которую социолог называл домашней группой.

Концепция межиндивидуального взаимодействия – разработана Джорджем Мидом и основывается на том, что восприятие индивидом окружающей социальной действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов. Символ обозначает предмет или событие, предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих социальных действиях. Символы также обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и социальной среде.

Концепция управления впечатлениями – в этой концепции Ирвинг Гофман рассматривает социальное взаимодействие как спектакль, где люди принимают на себя определенные роли и исполняют свои "партии", создавая тот или иной образ. Концепция отводит индивиду активную роль – он создает свой образ, а его жизнь – процесс производства впечатлений. Во главу угла концепции выдвигается умение управлять впечатлениями и контролировать их, что и позволяет управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример применения этой концепции – это сфера рекламы, создания имиджа и др.

Культура – под это определение подпадает все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием культура. Чтобы стать частью культуры, он должен быть принят членами общества или какой-то их частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям, следующим поколениям. Любой член общества может относиться к элементам культуры как к наследию прошлого и в то же время принимать участие в создании новых культурных элементов.

Культура материальная – к ней относятся результаты производственной деятельности людей, то есть произведенные человеком предметы, которые постоянно изменяются и используются людьми.

Культура нематериальная – к ней относятся понятия, идеи, привычки, обычаи, верования, которые люди создают и поддерживают.

Культурные нормы – это обычаи, нравы, законы, которые образуют нормативную систему культуры, и она, в сою очередь, предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует так поступать.

Культурные универсалии - по определению Мердока, общие черты, свойственные всем культурам. К ним он относит такие, как совместный труд, спорт, образование, наличие ритуалов, системы родства, правила взаимодействия полов, язык и др.

Легитимация – процесс, который реализуется посредством объяснения и оправдания социальной реальности. Роль легитимации, по мнению Бергера, весьма важна, так как для того, чтобы созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжал существовать, его необходимо поддерживать. Эту функцию и выполняет легитимация.

Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете - признании групповых и личностных качеств индивида. Выдвижение лидера обычно связано с функциональной задачей управления групповой жизнью. Управляющие функции лидера малой группы состоят в обеспечении ее целостности и рабочих характеристик по трем направлениям. В отношениях с внешней средой (и объемлющими системами) лидеру необходимо обеспечить совместимость и контакт с ними в такой степени и форме, чтобы избежать изоляции и при этом не нарушить целостность группы. В плане межличностных отношений лидеру необходимо обеспечить 1) включенность участников в группу, их расположение к лидеру и групповым нормам, контроль их поведения, 2) включенность участников в совместную деятельность в такой форме, чтобы никто не находился в изоляции и, в то же время, не терял своей индивидуальности, 3) принятие групповой атмосферы в такой форме, которая достаточна для реализации экспрессивной и поддерживающей функции, но при этом не мешает реализации инструментальной функции и 4) контроль за принятием решений в форме, позволяющей всем участвовать в обсуждении, но не исключающей функцию управления. В плане разрешения конфликтов в группе лидеру необходимо обеспечить достаточный уровень интеграции участников группы, что будет способствовать сплочению группы в случае конфликта. Реализация этих направлений определяет комплиментарную роль лидера, то есть его возможность сделать то, что не может сделать группа.

Личность – понятие, указывающее на неприродную, социальную сущность человека, индивида. Личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. Для анализа возникновения и развития личностных черт принимаются во внимание следующие факторы, влияющие на формирование личности: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт.

Личностные типы - социология выделяет следующие типы личности в соответствии с их ценностными ориентациями: 1) традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания; 2) идеалисты критически настроены к традиционным нормам, главное для них – независимость; 3) фрустрированный тип личности, для которого характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное состояние, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни; 4) реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности; 5) гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на немедленное получение удовольствия, главное для них – удовлетворение потребительских желаний.

Логика индустриализации - закономерность социального развития, в соответствии с которой страны и народы, вступившие на путь индустриализации, неизбежно приобретают схожие социальные характеристики.

Макросоциология – раздел социологического знания, который включает в себя теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества, взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и функциональные процессы.

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими членами группы. Малая группа характеризуется следующими свойствами: (1) постоянство (регулярность) совместного пространственно-временного бытия; (2) осознание своего членства в группе (самоидентификация); (3) признание за этими людьми принадлежности к данной группе со стороны внешнего окружения (идентификация). Состав группы обычно характеризуется ее численностью и общими для большинства членов группы признаками – возрастом, полом, уровнем образования, национальной принадлежностью, вероисповеданием и др. Структура группы обычно описывается через функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, через принятые в этой группе набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения).

Марксистская социология – направление в социологии, основанное на понимании общества как состоящего из социальных классов. Маркс считал, что в современном обществе, где есть классы, существует антагонизм между ними, то есть непримиримое противоречие основных классов, так как один класс всегда эксплуатируется другим. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Методика социологического исследования – совокупность конкретных приемов организации и проведения исследования, сбора, обработки и анализа полученной информации.

Методология - чаще всего под методологией конкретной науки понимают совокупность используемых ею методов получения и подтверждения нового знания. При такой трактовке методология - это корпус специальных, технических приемов, которыми пользуются ученые. В последние три десятилетия возрастает влияние более широкого понимания социологической методологии как исследования используемых социологами методов получения знания, включающего в себя их описание, объяснение, обоснование и оценку.

Методология социологического исследования – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования.

Механистическая модель общества – разработана деятелями эпохи Просвещения, которые рассматривали отдельного человека как независимого от других субъекта, поведение которого направляется в основном его собственными волевыми усилиями. Со временем потеряла свое значение, так как не учитывала сложность человеческих отношений и не указывала путь практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями.

Микросоциология – раздел социологического знания, который включает в себя теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения в процессе возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Мобильность социальная - изменение статуса социального субъекта; переход из одной социальной страты в другую.

Модернизация - совокупность социальных изменений во всех социальных институтах, сопровождающих процесс индустриализации.

Мораль – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д.

Надстройка - совокупность всех общественных отношений - идеологических, политических, религиозных и т.п., - остающихся «за вычетом» производственных.

Норма социальная - предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия.

Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение. Наряду с обычаями и законами они образуют нормативную систему культуры. Это обычаи, приобретающие моральное значение. Что считать нравственным зависит от культуры данного общества. Наказание к нарушителям нравственных устоев предполагается более суровое, чем к нарушением обычаев.

Нуклеарная семья - социальная единица, состоящая из брачной пары (родителей) и их детей, живущих вместе под одной крышей; часто противопоставляется расширенной семье.

Общая социология – система знаний, изучающая основные аспекты общества - разнообразные социальные системы, основные социальные институты, конституционные взаимоотношения и формы реализации принципа стратификации, фиксирующего социальное неравенство.

Общественно-экономическая формация - исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует определенный способ производства.

Наши рекомендации