Сострадание — любовь и симпатия
Сострадание, или некоторое похожее внутреннее выражение, часто остается простой сентиментальностью; нам кого-то жалко, но дальше этой жалости мы не идем. Роберт Гринлиф предупреждает нас об этом утверждая, что: «Заботливое сострадание часто обратно пропорционально установившимся идеалам».
Сострадание - это чувство жалости и беспокойства при виде боли или страдания окружающих. Оно требует осознания, каково было бы нам на их месте, и способности прочувствовать их переживания. В Божьем плане сострадание связано с благодатью, прощением и нежностью28, и на примере Христа, именно сострадание побуждало Его служить нуждам других людей и отвечать на их страдания29. В посланиях Павла оно связано с добротой, смирением, терпением, прощением и милосердием30.
Сострадание также подобно лакмусовой бумажке; показывая, какие эмоции позволительны нам, христианам, а какие — нет. Если в отношении кого-либо мы чувствуем нечто, сравнимое с состраданием, то эти чувства позволительны, но если мы не можем кому-либо сострадать, то мы в неправильном положении. Например, мы можем разозлиться на кого-нибудь, но в то же время чувствовать сострадание к нему; но невозможно переживать в отношении того же самого человека и гнев и сострадание.
Прощение — любовь в ее самом милостивом выражении
Ни одни взаимоотношения не выживут без готовности прощать. Прощение - это отказ обвинять и позволение виновной стороне уйти свободной от осуждения, наказания и возмездия. Прощение - это сторона благодати, потому что прощающий нечто откладывает в сторону, и, делая это, он отказывается от своих притязаний раз и навсегда.
Во взаимоотношениях всегда существует опасность завести в своей памяти черную записную книжку, содержащую в себе неправильные поступки, ошибки и падения людей, всегда готовую для использования во свидетельство против них при случае. Если все это имеется в наличии, то прощения никогда не было. Огромное количество напряженности во взаимоотношениях проистекает из подобного вида непрощения, а также из чувств людей, что их прошлые ошибки все еще используются против них. Божье прощение не записывает наших грехов, о них нам больше не напоминают31, и, подобным же образом, мы должны прощать друг друга.
Выражение любви
Любовь динамична, то есть ей необходимо иметь объект. Вы не можете просто любить или просто иметь любовь, вам нужно любить что-то или кого-то. Таким образом любовь нуждается в выражении. В отношении детей ее необходимо выражать много раз и различными способами, чтобы они поверили в нее. Я потерял счет тем, кто оглядываясь назад, на свое детство, печально говорили: «Я думаю, что мои родители по-своему любили меня, но я никогда этого не почувствовал».
Любовь необходимовысказывать. Слова «я люблю тебя» все еще остаются самыми прекрасными словами из слов, которые мы когда-либо слышали. У моего друга было два сына-подростка, которые доставляли ему всевозможные неприятности. Он сказал: «Я позвал их однажды. Я чувствовал себя немного по-идиотски, потому что они были здоровыми парнями, но я сказал им: "Послушайте, я давно не говорил вам этого, но я просто хочу, чтобы вы оба знали, что я действительно люблю вас"». Его конфликт с сыновьями был исчерпан в тот же вечер.
Любовь также передается несловесным способом, через то, как мы смотрим друг на друга, как мы прикасаемся друг к другу. Один из моих сыновей учился в школе, куда многие дети пришли из разбитых семей. Он рассказывал мне, как на площадке для игр во время обеденного перерыва маленькие дети из младших классов подходили к нему, брали его за руку, не говоря ничего, и просто шли с ним, держа его за руку. Через некоторое время они, довольные, убегали прочь; они получали что-то нужное через контакт с заботливой рукой.
Чем более интимны взаимоотношения, тем более важным становится фактор любви, и эмоциональный аспект более выходит на поверхность.Это особенно вернодля брака и семьи, потому что чем больше люди приближаются к нам, тем больше наши чувства вовлекаются во взаимоотношения.
В этой связи я замечаю, что заповедь любить в Писании дается чаще мужу, чем жене. Для этого, возможно, есть веская причина. Для жен характерна отзывчивость; люби свою жену должным образом, и вряд ли у нее будут трудности с достаточной мерой любви в ответ. Если это так, то ответственность за достаточную меру любви в браке явно ложится на мужа. Павел идет дальше, он говорит, что ответственность, лежащая на муже, заключается, ни много ни мало, в создании совершенной жены. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного...»^. Как муж, я нахожусь под заповедью отдать себя за мою жену, чтобы создать обстановку, в которой она бы полностью выразила себя.
Чем дальше идут взаимоотношения, тем более уменьшается важность чувственных компонентов любви, и тем более важными становятся волевые аспекты. Но это все же любовь. Я могу сказать только из своего собственного опыта, но по правде говоря, я никогда не испытываю чувства восхищения по отношению к себе. Когда утром я смотрю на свое лицо в зеркале ванной, я никогда не млею и не шепчу восхищенно: «Ах, какой красивый мужчина!». Никогда. Тем не менее, я замечаю, что я очень забочусь о себе и забочусь постоянно о своих нуждах, несмотря на недостаток чувств, даже когда я, на самом деле, совсем не испытываю к себе симпатии. Так же я должен любить своего ближнего — как я люблю себя; заботиться о лучшем для него так же постоянно и добросовестно, как я забочусь о себе.
Примечания
1. Второзаконие 6:5
2. Матфея 5:44
3. Второзаконие 6:5; Матфея 22:37
4. Иоанна 3:16
5. 1 Иоанна 4:19
6. 1 Иоанна 4:10
7. 1 Коринфянам 13:4
8. 2 Петра 1:7
9. Луки 6:35
10. Исайя 60:16 11.1 Петра 3:8
12. Михей 6:8
13. Руфь 2:13; Есфирь 2:9
14. Мздфея 11:19
15. Исайя 41:8
16. Исход 33:11
17. Иоанна 15:15
18. Притчи 27:6, 17
19. Иоанна 15:13
20. Римлянам 8:29-30
21. Луки 1:78
22. Ефесянам 4:32
23. Исайя 42:3
24. Исайя 40:1-2
25. Иакова 1:5; Малахия 3:10
26. Римлянам 12:8
27. Притчи 11:25; 2 Коринфянам 9:11
28. Исход 34:6; Даниил 9:9; Филиппинцам 2:2
29. Марк 1:41; Матфей 9:36
30. Колоссянам 3:12
31. Псалом 129:3-4; Иеремия 31:34
32. Ефесянам 4:32
33. Ефесянам 5:25, 27
Глава 4
Доверие — цена посвящения
Доверие необходимо для любой сферы жизни в обществе, так как социальное взаимодействие и социальное общение были бы невозможны в мире, где никому нельзя доверять. Мы нуждаемся в обстановке, которую можно предсказать и на которую можно положиться, чтобы мы могли организовать нашу жизнь с достаточной долей уверенности, поэтому мы ожидаем, что миру и людям в нем можно доверять. Ребенок рождается доверчивым. Подозрению и недоверию он учится позже, и это всегда болезненный процесс. Он превращает невинное доверие детства в настороженный взгляд, который направлен на нас со стольких многих лиц. Но хотя доверие так важно, нельзя сказать, что его сущность и его требования хорошо известны. Мы называем его «верой» и публикуем каждый год сотни книг с целью превознести его достоинство и попытаться объяснить его действия. Тем не менее, стоит внести некоторую ясность, что же это такое на самом деле до того, как мы пойдем дальше в нашем обсуждении его роли в личных взаимоотношениях. Для того, чтобы сделать это, мы должны забыть лозунги, как религиозные, так и другие: «Имейте веру», «Доверься мне», «Только верь», «Ты можешь положиться в жизни на это» и т.д.
Что такое доверие? Каковы его условия? Как строить его? Что делать, когда оно разрушено или потеряно? Это примитивные, но животрепещущие вопросы, ответы на которые мы не можем угадывать или принимать на веру.
Определение доверия
Давайте начнем с попытки вынести простое определение доверия.
Доверие — это условие, в котором вы сознательно ставите себя в зависимость от другого человека в тех или иных делах, а также от некоторых результатов или последствий.
Заметьте себе следующие важные характеристики ситуации, которую мы определили как доверие.