Развитие европейского марксизма на рубеже веков

В то время как многие социологи XIX в. развивали свои теории в оппозиции к Марксу, со стороны ряда марксистов наблюдалась одновременная попытка про­яснить и расширить марксистскую теорию. Примерно между 1875 и 1925 гг. про­изошло некоторое пересечение марксизма и социологии (Вебер в данном случае составляет исключение). Две идейные школы развивались параллельно, между ними почти не происходило взаимообмена.

После смерти Маркса сначала в марксисткой теории доминировали те, кто усматривал в его теории научный и экономический детерминизм. Валлерштайн на­зывает это периодом «ортодоксального марксизма» (1986, р. 1301). Фридрих Эн­гельс, благодетель и соратник Маркса, переживший Маркса, может считаться пер­вым представителем такого учения. Сущность данного подхода заключается в том, что научная теория Маркса вскрыла экономические законы, которые правят капи­талистическим миром. Эти законы указывали на неизбежное крушение капитали­стической системы. Ранние марксисты, такие как Карл Каутский, пытались найти лучшее понимание действия этих законов. В то же время эта точка зрения имела ряд противоречий. С одной стороны, казалось, что она вырабатывает политические дей­ствия, краеугольный камень позиции Маркса. То есть, казалось бы, не было необхо­димости в том, чтобы личности, особенно рабочие, что-либо делали. В системе, кото­рая неизбежно рушилась, все, что им нужно было делать, — это сидеть и ждать ее гибели. С другой стороны, в теории детерминистский марксизм, казалось, выявил диа­лектическую связь между индивидами и крупными социальными структурами.

В начале XX в. такое положение привело к реакции среди теоретиков марксиз­ма и к развитию «гегельянского марксизма». Гегельянские марксисты отказыва­лись сводить марксизм к научной теории, игнорирующей индивидуальную мысль и действие личности. Они назывались гегельянскими марксистами, потому что пы­тались объединить интерес Гегеля к сознанию (который, как считают некоторые, включая автора этих строк, разделял и Маркс) с интересом детерминистов к эко­номическим структурам общества. Гегельянские марксисты были значимы по тео-




[60]

ретическим и практическим причинам. В теории они восстановили важность лич­ности, сознания и отношений между мыслью и действием. В практическом плане они подчеркивали значимость в социальной революции индивидуального дей­ствия.

Главным представителем такой точки зрения был Георг Лукач (Fischer, 1984). По мнению Мартина Джея, Лукач был «отцом-основателем западного марксиз­ма», а его работа «Класс и классовое сознание» «широко признана в качестве ко­декса гегельянского марксизма» (1984, р. 84). Лукач в начале XX в. попытался объединить марксизм с социологией (особенно теории Вебера и Зиммеля). Вско­ре, с развитием критической теории в 20-х и 30-х гг. XX в., это объединение стало более интенсивным.

Резюме

В данной главе приведен обзор истории ранней социологической теории. Первая и более краткая часть посвящена различным социальным факторам развития социологической теории. Хотя таких влияний было много, мы уделяем основное внимание тому, как на социологическую теорию повлияли политическая револю­ция, Промышленная революция, рост капитализма, социализм, урбанизация, ре­лигиозные изменения и развитие науки. Вторая часть главы исследовала влияние интеллектуальных факторов на развитие социологической теории в разных стра­нах. Мы начали с Франции и роли Просвещения, делая акцент на консерватив­ной и романтической реакции на него. Социологическая теория во Франции-развивалась вне этого взаимодействия. В этом контексте мы изучили главных представителей ранних лет французской социологии: Клода Анри Сен-Симона, Огюста Конта и Эмиля Дюркгейма.

Затем мы перешли к Германии и роли Карла Маркса в развитии социологии в этой стране. Мы обсудили параллельное развитие марксисткой теории и социо­логической теории и влияние первой на социологию, как положительное, так и] отрицательное. Мы начали с корней теории Маркса в гегельянстве, материализме и политической экономии. Сама теория Маркса описана кратко. Затем мы обсу­дили корни немецкой социологии. Чтобы показать разные источники немецкой социологии, мы говорили о творчестве Макса Вебера. Обсуждались также неко­торые причины того, почему теория Вебера оказалась более приемлемой для позд-них социологов, чем идеи Маркса. Этот раздел завершился кратким обзором твор-чества Георга Зиммеля.

Далее рассматривалось развитие социологической теории в Британии. Главны­ми источниками британской социологии были политическая экономия, амелио-ризм и социальная эволюция. В этом контексте мы затронули творчество Гербер­та Спенсера, а также полемику, его сопроводавшую.

Первая глава завершается кратким рассмотрением итальянской социологиче­ской теории, в частности творчества Вильфредо Парето, и развития марксистской теории в Европе на рубеже веков, главным образом, экономического детерминизма и гегельянского марксизма.

[61]

Глава 2

Наши рекомендации