Выбор стратегий в конфликтных ситуациях
(переведен и обработан Н.В. Гришиной)
Вопросы
1.a) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. ,
б) Я пытаюсь уладить конфликт с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не обращать внимания на чувства другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я постоянно ищу поддержку у другого.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я стараюсь избегать неприятностей,
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего,
б) Я прежде всего стараюсь определить, какие интересы затронуты и какие вопросы являются спорными.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.а) Я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого, главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. <
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь аргументирование обосновать свою позицию и преимущество своей точки зрения.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого,
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому остаться при своем мнении, если он пойдет
навстречу
19. а) Прежде всего я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. а). Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия,
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих
21.а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным в обращении к другому
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы
22. а.) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.
Б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему на встречу
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте,
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Я зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий
30. а). Я стараюсь не задеть чувств другого,
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли достигнуть успеха.
Опросник можно применять как для группы, так и для отдельных лиц.
Обработка результатов:
№ | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Уклонение | Приспособление |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | А Б А Б А Б Б Б А Б А А | Б А Б А А А А Б А Б Б Б | А А Б Б Б А Б Б А Б А А | А Б А А А Б А Б Б Б А Б А Б | Б Б Б А А А А Б Б А |
q Упражнение
Цель: тренировка способов определения стилей поведения в конфликте.
Участники: Два актера разыгрывающих конфликт, наблюдатели.
Ход упражнения:
1. Участники игры разбиваются по парам, каждая пара вытягивает листок на котором указаны два стиля поведения в конфликте и готовится разыграть конфликтную ситуацию, где оба данных стиля были бы представлены.
2. Каждая пара разыгрывает свой конфликт, остальные участники игры пытаются определить, какой стиль поведения демонстрируют каждый из участников.
Обсуждение конфликта:
Вопросы наблюдателям:
- Какие стили поведения были продемонстрированы?
- По каким признакам можно определить, что представлены именно эти стили поведения?
- Удалось бы участникам конфликта разрешить проблему, действуя в том же направлении?
- Каким образом следовало бы изменить взаимодействие, чтобы приблизиться к разрешению проблемы?
- Какой стиль поведения в данном конфликте вы бы порекомендовали? Почему?
Вопросы актерам:
- Правильно ли определили наблюдатели выбранный вами стиль поведения в конфликте?
- Какие признаки данного стиля поведения Вы хотели донести до наблюдателей?
- Соответствует ли данный стиль поведения Вашему характеру? Было ли Вам комфортно играть данную роль?
- Что бы Вы лично сделали, чтобы разрешить данную ситуацию?
q Прочитайте приведенную ниже конфликтную ситуацию и ответьте на вопросы:
Брат с сестрой приезжают в Новосибирск из другого города и поступают в один из вузов. Родители покупают им однокомнатную квартиру, в которую они благополучно переезжают.
Через пару недель проживания в этой квартире к ним страшно было войти: бардак стоял полный. Вещи обоими бросались где угодно. Убирать за собой они решительно отказывались. Посуда мылась только тогда, когда необходимо было в ней что-либо приготовить. Каждый объяснял, что делает так, потому что другой, не смотря на замечания, не убирает за собой.
Стало нарастать раздражение друг другом, ссоры стали возникать даже из-за оставленной на столе тетради. Поскольку жить отдельно у них возможности не было, они стали стараться как можно меньше замечать друг друга. Общение прекратилось, как обстоят дела друг у друга, они понятия не имеют. Деньги, присылаемые из дома, делятся сразу пополам, после чего, даже на еду, деньги лишь занимаются друг другу.
Это продолжается уже около двух лет.
? Какой этап развития конфликта описан в этой ситуации?