График выполнения и сдачи самостоятельной работы обучающихся
№ | Тема занятия | Задания СРС | Цель и содержание задания | Рекомендуемая литература | Форма контроля | Срок сдачи | Оцен. баллы min/max |
Социология как наука | Реферат | Цель: Изучение значения социологии и социологического знания. Знакомство с объектом и предметом науки социологии, структурой социологии как науки, системой ее основных методов исследования, функциями социологической науки. | Биекенов К.У. и др..- Алматы: Lem, 2010. -380 с. | Письменно | 1 неделя | 2,5 | |
Основные этапы становления и развития социологии | Доклад | Цель:Изучить основные направления в истории социологии Анализ эволюции социологической мысли, идей государственного устройства от античности до современности. | Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.-2-е изд., испр. И доп.- М: НОРМА-ИНФРА, 2012.- 412 с. | Письменно | 2 неделя | 2,5 | |
Современные социологические теории | Реферат | Цель: Дать понятие о современных социологических теориях. Изучить методологию социологических исследований. Развитие эмпирической школы в социологии в США. Основные идеи Чикагской школы. | . Биекенов К.У. и др..- Алматы: Lem, 2010. -380 с. | Письменно | 3 неделя | 2,5 | |
Методология социологического исследования | Реферат | Цель: Изучить методологию социологических исследований. Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности. Социальные факторы и социальная информация. Классификация социологических исследований: фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические исследования. | Биекенов К.У. и др..- Алматы: Lem, 2010. -380 с. | Письменно | 4 неделя | 2,5 | |
Методы сбора социологической информации | конспект | Цель:Исследовать методы сбора соц. информации. Понятие метода социологии. Метод, методика, техника и процедура как составные части социологического исследования. | Биекенов К.У. и др..- Алматы: Lem, 2010. -380 с. | Письменно | 5 неделя | 2,5 | |
Общество и социальные взаимодействия | Доклад | Цель: Изучить общество и социальные взаимодействия. Понятие общества. Виды обществ. Теории общественного развития. | Биекенов К.У. и др..- Алматы: Lem, 2010. -380 с. | Конспект | 6 неделя | 2,5 | |
Социальные группы, организации и институты | Реферат | Цель:Изучить социальные группы, организации и институты. Понятие «социальная группа». Виды социальных групп. Первичные и вторичные группы, референтные группы и другие. | . Биекенов К.У. и др..- Алматы: Lem, 2010. -380 с. | Устно, конспект | 7 неделя | 2,5 | |
Социализация личности | Коллоквиум | Цель:изучить этапы социализации личности Н. Макиавелли «Государь» | Н. Макиавелли «Государь» | Устно, конспект | 8 неделя | 2,5 | |
Промежуточный контроль – 1 min 5.0 / max 10 баллов 8 неделя | |||||||
Социальное неравенство и социальная стратификация | Доклад | Цель:Изучение социального неравенства и социальной стратификации. Понятие «социальное неравенство». Формы социальных неравенств: по полу, возрасту, доходу, этносу и другие. | Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Курс лекций по социологии. Ч.1 –Алмата,1998. – 132 с | Тест | 9 неделя | 2,5 | |
Культура и общество | Реферат | Цель: Изучить культуру и общество. Понятие культуры. Культура и система норм. Понятие «ценности» и «социальные нормы». | Закон РК «О культуре» | конспект | 10 неделя | 2,5 | |
Социология семьи и гендера | Доклады, рефераты | Цель: Изучение структуры семьи Изучить основные проблемы социологии семьи и гендера | Биекенов К.У. и др..- Алматы: Lem, 2010. -380 с. | Доклад | 11 неделя | 2,5 | |
Социология молодежи | Коллоквиум | Цель: Анализ содержания, структуры и функций понятия «социология молодежи». Молодежь, молодежная политика, социология молодежи. | Закон «О молодежной политики РК» | Устно | 12 неделя | 2,5 | |
Социология девиантного поведения | Доклад | Цель:Изучить социологию девиантного поведения. Раскрыть сущность девиантного поведения | Биекенов К.У. и др..- Алматы: Lem, 2010. -380 с. | Устно, конспект | 13 неделя | 2,5 | |
Социология труда и экономической жизни | Реферат | Цель: Изучить социологию труда. Анализ места и роли социологии труда в экономической жизни. | Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.-2-е изд., испр. И доп.- М: НОРМА-ИНФРА, 2009.- 412 с. | Письменно | 14 неделя | 2,5 | |
Образование и средства массовой информации | Доклад | Цель:Изучить образование и средства массовой информации. Раскрыть суть образования и средств массовой информации. | Закон «Об образовании» РК, Закон РК «О СМИ» | Письменно | 15 неделя | 2,5 | |
Промежуточный контроль – 2 min 5.0 / max 10 баллов 15 неделя |
Материалы для РК1 и РК2
РК1
1. Каковы социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки?
2. Почему О. Конта можно назвать родоначальником социологии? В чем его вклад в становление и развитие социологической мысли?
3. Почему М. Вебера считают одним из крупнейших социологов всех времен и народов? Какие теории М. Вебера вам известны?
4. Каково значение социологического творчества Э. Дюркгейма?
5. Охарактеризуйте этапы становления социологической мысли в 19 – начале 20 веков.
6. Почему проблема глобализации стала одной из самых актуальных в современном мире? Как это явление трактуется в социологии?
7. Что такое социальная стратификация? Как соотносится социальная структура и социальная стратификация?
8. Каковы тенденции изменения стратификационной картины в настоящее время?
9. Что такое социальная мобильность? Какие типы социальной мобильности вы знаете?
10. Что представляет собой структура социальной группы?
11. Какие классификации социальных групп чаще всего встречаются в литературе?
12. Формирование социологии как науки.
13. Специфика объекта и предмета социологии.
14. Н. Макиавелли «Государь».
15. Основные социологические категории: социальная группа, социальный институт, социальная организация и другие.
16. Место социологии в системе социальных наук.
17. Взаимосвязь социологии с философией, историей, психологией, экономикой, политологией и другими науками.
18. Социологическая теория и ее основные уровни.
19. Общая теория, специальные и отраслевые социологические теории.
20. Функции социологии.
21. Методологическая, познавательная, описательная, общекультурная и другие функции социологии.
22. Место социологии в обществе.
23. Понятие культуры.
24. Культура и система норм.
25. Понятие «ценности» и «социальные нормы». Социальные санкции.
26. Формы проявления культуры в жизни человека.
27. Этноцентризм и культурные релятивизм.
28. Структура культуры.
29. Субкультура и контркультуры.
30. Культурное многообразие.
31. Формирование социологии как науки.
32. Специфика объекта и предмета социологии.
33. Понятие социального. Основные социологические категории: социальная группа, социальный институт, социальная организация и другие.
34. Место социологии в системе социальных наук.
35. Взаимосвязь социологии с философией, историей, психологией, экономикой, политологией и другими науками.
36. Социологическая теория и ее основные уровни.
37. Общая теория, специальные и отраслевые социологические теории.
38. Функции социологии. Методологическая, познавательная, описательная, общекультурная и другие функции социологии.
39. Место социологии в обществе.
40. Социологическая перспектива.
41. Социологическое воображение.
42. Основные направления современных исследований.
43. Социальные характеристики аграрного общества.
44. Особенности социального взаимодействия в традиционном обществе.
45. Теории индустриального развития общества.
46. Характеристики индустриальных и постиндустриальных обществ.
47. Выборка в социологическом исследовании.
48. Сущность выборочных обследований.
49. Лидерство в группе.
50. Воздействие глобализации на общественное развитие и локальные культуры.
РК2
1.Расскажите о больших и малых первичных и вторичных формальных и неформальных группах.
2. Что такое референтная группа?
3. Охарактеризуйте понятие номинальной группы и покажите ее значение для социологии.
4. Что такое институциональный подход к анализу социальных явлений?
5. Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социологии?
6. Как развивались представление о социальном институте в истории и современной западной социологической мысли?
7. В чем заключается предмет институциональной социологии?
8. Охарактеризуйте основные признаки социального института.
9. Что понимается под институционализацией общества?
10. Какие социальные институты относятся к социальной сфере?
11.Как институты социальной сферы взаимодействуют с экономическими, политическими институтами?
12. В чем состоит специфика социологического изучения духовного производства?
13. Раскройте некоторые современные представления о религии и покажите их сложность и противоречивость.
14. Какие функции института религии вам известны?
15. Как проблема личности раскрывается в философии и социологии?
16. В чем суть соотношения понятий «человек», «индивид», «личность»?
17. Дайте определение личности.
18. Как вы считаете, что такое социальное свойство человека?
19. Какое поведение называется отклоняющиймся?
20. В чем проявляется позитивное и негативное направленность девиации?
21. Как можно отличить девиантное поведение от нормативного?
22. Что такое социальный контроль?
23. Что такое социальное движение?
24. Виды и методы социологического исследования.
25. Социология семьи и гендера.
26.Социальное неравенство и социальная стратификация.
27. Социология девиантного поведения
28. Социальные функции СМИ: информационная, образовательная, воспитательная и другие.
29. Мировой рынок образования и новые возможности подготовки молодежи к труду и жизни. Молодежная культура.
30. Культура и общество.
31. Культура как символическая система.
51. Язык и его роль в обществе.
52. Культурные изменения.
53. Идея прогресса.
54. Социологическое исследование разных форм культуры: этнокультуры, городской и сельской культуры, культура классов и различных социальных групп. Массовое и элитарное в культуре.
55. Социологическая перспектива.
56. Социологическое воображение.
57. Основные направления современных исследований.
58. Понятие социализация личности.
59. Методология социологического исследования.
60. Молодежь в политической сфере общества.
61. Государственная молодежная политика.
62. Казахстан и мировой опыт.
63. Молодежь в экономике. Проблемы занятости и безработицы и пути их разрешения.
64. Конфликтные теории. Теории контроля.
65. Актуальные проблемы девиации в казахстанском обществе преступность, самоубийство, проституция, алкоголизм, наркотизм и другие. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
47. Психоаналитическая теория З. Фрейда.
48. Социальные сети. Интернет как социальная сеть.
49. Понятие метода социологии. Метод, методика, техника и процедура как составные части социологического исследования.
50. Теория нравственного развития Л.Колберга.
6. Список основной и дополнительной литературы:
Основная
1. Әлеуметтау. 2 кітап Жалпы ред. М.М. Тажин.- Алматы 2014.-268 б.
2. Биекенов К.У. Биекенова С.К., Кенжакимова Г.А. Социология: учебник для студентов гуманитарных вузов.-Алматы: Lem, 2011.-380 с.
3. Болатова А.Н., Исмаганмбетова З.Н., Мырзабекова А.Ш. Социология. Караганда. 2011
4. Giddens A. Sociology. 6 edition.-Cambridge: Polity Press, 2009.-1183 p.
5. Карабаев Ш.К. Әлеуметтау негіздері: Оку куралы.-Алматы: Экономика, 2014.-640 б.
6. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие – М. Инстетут социологии РАН. 2011. 1 CD ROM.
7. Пузиков М.Ф. Социология как учебная дисциплина. Учебно-методический комплекс для студентов вузов.-Алматы. 2012.-632с.
8. Садырова М.С. Әлеуметтану: өзекті мәселелер – Алматы: «Эверол». 2011.-284 бет.
9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности – 4-е изд., испр.-Москва: Омега-Л, 2011.-567 с.
10. Харчева В. Основы социологии М. «Логос», 2011 – 302 с.
Дополнительная
1. Абдикерова Г.О. Әлуметтану Алматы. Қазақ университеті. 2011.-192 б
2. Абдирайымова Г.С. Жастар социологиясы . 2-басылым. – Алматы: Қазақ университеті, 2012.-224 б.
3. Әженов М.С., Садырова М.С. Омарова А.Т. Білім социологиясы.Окулык Алматы: «Эверо», 2011.-124 бет.
4. Биекенов К.У., Садырова М.С. Әлеуметтану. Ұғымдар мен балалар. Алматы: «Эверо». 2011. – 400 бет
5. Долгоруков А.М. Практикум по общей социологии. Учебное пособие для вузов. – М.. Высшая школа. 2012.-296 с.
6. Жаназарова З.Ж. Отбасы социологиясы: оку кұралы. – Алматы: Қазақ университеті, 2010.-240б.
7. Казымбетова Д.К. Введение в социологию: учебное пособие.-Алматы, 2011.-121с.
8. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. -СПб. Питер, 2015.-432с.
9. Нартов Н.А., Бельский В.Ю. Социология: Учебник для студентов вузов, - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2013.-511 с.
10. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева.-М. ИНФАРМ-М. 2012.-654 с.
- Контроль знаний и оценка результатов обучения
1 Рубежный контроль (1-8 недели), 2 Рубежный контроль (9-15 недели)
Планируется проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий, контроль качества выполнения СРС; два рубежных контроля в форме коллоквиума и тестирования; промежуточная аттестация в форме устного экзамена.
Текущий контроль – 20%
Контроль СРСП И СРС - 20%
Рубежный контроль:
коллоквиум - 10%
тестирование - 10%
Текущий и рубежные контроли не менее - 60%
Итоговый контроль - 40%
Рубежный контроль проводится на 8 и 15 неделях. Формой итогового контроля по дисциплине является экзамен, проводимый в виде тестирования на ПК.
Итоговые оценки знаний студента оцениваются по балльной системе (смотрите таблицу №1), согласно Рекомендациям по организации учебного процесса и оценке знаний по кредитной системе обучения, утвержденной приказом Центрального Исполнительного органа РК в области образования.
Таблица №1
Схема итоговой оценки знаний студента по дисциплине
Оценка по буквенной системе | Баллы | %-ное содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4.0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3.67 | 90-94 | |
В+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3.0 | 80-84 | |
В- | 2.67 | 75-79 | |
С+ | 2.33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2.0 | 65-69 | |
С- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Не удовлетворительно |