Свами Сатьянанда Сарасвати. Гуру живет в каждом из нас
Роль Гуру
Гуру живет в каждом из нас. Этот гуру известен как Сатгуру, или внутренний гуру. В конечном счете не существует никаких других гуру кроме внутреннего гуру, живущего в сердце каждого. Это факт, но к сожалению между фактами и реальностью существует большая разница. Недостаточно просто верить, что гуру всегда с нами. Это верование всего лишь интеллектуальная концепция, знание, которое представляет очередной паттерн нашего ума. И хотя ум принимает идею о том что гуру всегда с нами, мы не можем видеть его и получать от него наставления.
В любой материи присутствует энергия, но тем не менее, мы не можем прикоснуться к ней и управлять ей. Сначала материю нужно подвергнуть научному процессу, и тогда мы сможем получить эту энергию. После этого мы сможем воспользоваться ей. Как тогда обнаружить внутреннего гуру и дать ему проявиться? С этой целью мы практикуем садхану, благодаря практикам мы создаем ситуации, в которых внутренний гуру может проявить себя. Гуру которого мы видим глазами, и понимаем его речь, это начальный гуру, который указывает нам путь к Сатгуру.
Выбор правильных практик
Важная часть этого процесса это выбор подходящих практик йоги. Мы знаем так много разных практик, что это приводит к путанице, и мы не знаем что лучше пригодится в духовной жизни. Когда вы отправляетесь в магазин, как вы определяете, что нужно купить? Вы видите разнообразие товаров и хотите купить всё сразу. Существуют сотни техник способных открыть ворота к внутренней жизни. И когда мы читаем о них, они все кажутся очень впечатляющими и многообещающими. Поэтому искреннему искателю следует обратиться за помощью к гуру. Только гуру обладает глубоким пониманием всевозможных техник и может определить, что лучше подойдет вам.
Знания гуру позволяют ему адаптировать древние как мир техники для современных условий. Структура ума, интеллекта и эмоций не постоянна, она может изменяться вместе со временем в которое мы живем. Она меняется с каждым веком, с крупными политическими, социальными, географическими и экономическими изменениями. Что было актуально в прошлых веках, может совсем не подходить для современной ситуации. Техники которым учили в прошлом, разрабатывались исходя из культуры, общественных порядков и общей ситуации того времени. Поэтому из поколения в поколение гуру адаптируют и подбирают практики, которые будут соответствовать условиям, в которых живет ученик.
Эмоциональные потребности
Однако влияние гуру не ограничивается только техниками, но проникает в более глубокие области эмоциональных переживаний. Людям постоянно ищут способы удовлетворения своих эмоциональных потребностей, которые могут быть разными в разное время. Эмоциональная удовлетворенность необходима для развития сознания, иначе у нас появляются эмоциональные блоки. Так например, многие заводят детей для того чтобы испытать новые виды эмоциональных и общественных отношений. Эти отношения оказывают сильное влияние на эмоциональную жизнь, и со временем они могут помочь устранить эмоциональные блоки, которые препятствуют вашему духовному развитию.
Отношения с гуру так же являются эмоциональной потребностью . Но эта потребность появляется только на определенной стадии эволюции личности. Пятилетний ребенок не испытывает потребности в сексуальной жизни, поскольку эмоциональные потребности в этом возрасте совсем иные. Но когда он достигает половой зрелости к 18 годам, заложенные природой физические и эмоциональные барьеры исчезают, и он начинает испытывать потребность в новых видах отношений. Подобным образом, в мире живет множество людей которые не испытывают потребности в гуру и даже никогда не задумываются об этом, поскольку таков уровень эволюции на котором они находятся. В ходе дальнейшей эволюции они постепенно придут к осознанию этой потребности. Когда личность вырастает в духовном и психическом плане, она начинает испытывать нужду в гуру, и со временем гуру будет необходим также, как мужчине необходима женщина, а женщине мужчина.
Гуру как проводник
Роль гуру состоит не только в удовлетворении эмоциональных потребностей ученика. В бескрайних просторах внутреннего космоса гуру выступает как проводник. Внутренняя жизнь это дикие просторы. Это бесконечное пространство, в котором не существует ни указателей, ни табличек с названием местности. Там не существует ни востока ни запада, ни права ни лева, ни верха ни низа. Самостоятельный поиск пути в этом пространстве подобен полету на самолете в ночи, без связи с диспетчером на земле. Куда бы не летел самолет, для пилота всё выглядит одинаково. И это касается всех, кто вступил в это внутреннее пространство. Оно бесконечно, и многие люди потерялись в нём.
Вне всякого сомнения, нам очень приятно думать о духовной жизни и сама идея о ней кажется вдохновляющей и заманчивой. Но я должен сказать вам, что духовная жизнь – совсем не такая какой мы её представляем. Люди непринужденно обсуждают пробуждение кундалини, будто это такое же простое дело как покурить марихуаны. Так же очень просто рассуждать о самадхи, однако, в нынешнем состоянии сознания мы понятия не имеем что это на самом деле. Людям которые не вступили на путь, очень тяжело найти его.
Но если вас постоянно окружает свет со всех сторон, вам будет видно куда идти. На определенном уровне своего развития любой духовный искатель ощущает потребность в гуру. И тогда гуру становится проводником для него или её. Гуру указывает на точку света, направление в котором надо двигаться. Без этого наступает шунья, или пустота, вакуум, и дальнейшего развития не происходит.
Гуру передает свои наставления через агья чакру. Что бы понять это, следует сначала понять природу восприятия. Восприятие это внутренний процесс. Если вы видите меня здесь и сейчас, акт восприятия происходит внутри, а не снаружи. Воспринимающий и знающий живут внутри, а не снаружи. Восприятие это не глаза что видят, и не уши, что слышат. Любой акт восприятия и познания происходят внутри. По сути, любое знание и любое восприятие исходят из одной точки, которая находится внутри, и эта точка или центр, называется агья чакра, которая также является командным центром гуру. Агья означает «управлять», «направлять», «контролировать». Любые команды,указания, или наблюдения которые исходят от физического тела или из нашего ума, обязательно проходят через агья чакру. Таким образом гуру может использовать эти свойства агья чакры для передачи команд ученику.
Трансформация способов восприятия
Обычно ученик не осознает этот процесс, поскольку в своем восприятии он привык опираться на привычные пять органов чувств. Но эти органы чувств имеют свои ограничения, и существуют области недоступные им. Мы не можем увидеть истинную форму гуру. Если наше восприятие ограничено органами чувств мы можем видеть только его физическую форму. Но гуру представляет из себя гораздо больше, чем просто физическое тело, он также существует на более высоких планах бытия. И именно через эти планы он передает свои наставления. Чтобы воспринять их, мы должны трансформировать наш привычный способ восприятия. В конечном счете, не так важно физическое тело гуру, гораздо важнее его духовная сторона.
Если дать глупому человеку необработанный бриллиант, что он с ним сделает? Если ему нужны деньги, то он наверно продаст его на рынке драгоценных камней. В этом нет ничего такого, поскольку бриллиант это драгоценный камень и дорого стоит, и этот человек видит в бриллианте только эту сторону. Но если дать этот камень ювелиру, он увидит в нём гораздо больше, он способен оценить качество камня.
Откуда берется эта разница в восприятии? Это происходит, поскольку наши инструменты познания мира имеют разную степень точности. И мы видим только то что позволяют нам увидеть наши инструменты восприятия. Если эти инструменты неточны, тогда знание полученное с помощью них будет неверным. Если инструменты точны, то и знание будет истинным. Это работает и в отношении гуру. Поэтому, самое важное, что вы должны сделать – это подготовить ваши инструменты восприятия. Когда вы сделаете это, вы сможете открыть новые способы восприятия, которые не ограничены физическими органами чувств, и тогда вы обнаружите, что гуру существует на разных уровнях бытия, а не только на физическом. После этого, гуру сможет учить вас практикам йоги, и всё ваше существо будет очищаться и трансформироваться, что в итоге приведет к реализации Сат Гуру.
Два типа отношений
Прежде чем гуру сможет передать свои наставления, вы должны установить с ним связь, и со временем эта связь должна стать глубже. Каждая личность обладает определенными духовными качествами. Но эти качества очень сложно применить в отношении других людей, или реализовать каким-либо иным способом.
Связь между гуру и учеником это полноценный тип отношений. Все другие виды отношений имеют свои ограничения и недостатки, но отношения ученика и гуру всеобъемлющи и многогранны. Когда связь установлена, осознание гуру будет пропитывать всё ваше существо. Если вы закроете глаза, ваш гуру будет с вами, когда вы их откроете, гуру по-прежнему будет с вами.
Существует два типа отношений, которые можно поддерживать с гуру, первый тип это отношения преданности, второй тип – недружелюбные. В отношениях преданности вы испытываете положительные чувства к гуру. В недружелюбных отношениях вы постоянно будете искать в гуру разные недостатки. У меня есть ученики, с которыми у меня сложились недружелюбные отношения, и что характерно, такие ученики достигают большего прогресса в духовной жизни, поскольку их сознание устойчиво, однонаправлено и постоянно. Поток чувств испытываемых в отношении к гуру, хоть и носит негативный окрас, но зато это стабильные и сильные чувства. Я знаю людей которые живут со мной пять, десять и двадцать лет, хотя при этом я не нравлюсь им, но их преданность имеет внутреннюю а не внешнюю природу. Такие недружественные отношения очень необычны и их тяжело практиковать. Гораздо чаще встречаются ситуации, в которых мы испытываем положительные чувства в отношении гуру. Эти чувства бывают очень горячими, теплыми или и вовсе холодными. Но независимо от того какой тип отношений вам более близок, их следует закрепить и сделать центром вашего бытия.
Настройка эго
Когда связь будет установлена, отношения начинают работать. И так мы приходим к вопросу о эго. Если между вами и мной стоит железная стена, то никакая йога не сможет помочь вам, отношения не будут развиваться. У вас не может быть гуру, если у вас есть эго. Проблема заключается в том, что эго есть у каждого; иногда оно проявляет себя в тонкой форме, иногда в грубой.
Почему у нас есть эго? Потому что мы не хотим потерять себя. Мы хотим сохранить индивидуальность. Мы хотим быть собой, а не другими людьми. У каждого человека есть подобные чувства; они являются признаком незащищенности и страха за выживание. Когда вы путешествуете самолетом или поездом, вы покупаете билет только у того кому доверяете, поскольку боитесь потерять ваши деньги. Так человек не хочет расставаться со своим эго, поскольку чувствует себя незащищенным.
Но что парадоксально, в тот момент когда мы отпускаем это чувство незащищенности, оно исчезает и мы обретаем бесстрашие. А когда мы бесстрашны, отсутствие эго становится естественным состоянием. Существуют два пути, которые ведут к этому состоянию. Первый, это когда мы в начале отпускаем эго и затем становимся бесстрашными и защищенными. Второй путь, это когда сначала мы практикуем бесстрашие и защищенность. Тогда в скором времени мы обнаружим, что влияние эго пошло на спад.
В Индии, когда ученик приходит к гуру, он приносит ему кокос, цветок, сладости, и денежную банкноту. Эти вещи символизируют эго, и различные способы его проявления. Так, кокосовый орех символизирует вашу голову, цветок – сердце, сладость – желания, и банкнота символизирует привязанность к материальному богатству. Если вы решили принять гуру, тогда необходимо отбросить эго. Если этого не сделать, тогда между вами постоянно будут разногласия, какие бывают между мужем и женой. Два эго не могут жить вместе, поэтому позвольте остаться лишь одному. После этого в жизни духовного искателя происходит очень важное событие: он теряет свое эго и становится проводником энергии гуру, его послания и миссии. Подытоживая всё сказанное можно отметить, что в начале гуру делает ученика беззащитным . Второй шаг, это направить ученка в верном направлении и передать наставления по практикам йоги. И третий финальный этап, это дать ученику чувство глубокой защищенности и бесстрашия, поскольку человеку постоянно приходится сражаться за выживание. Личность создается для выживания, религия для выживания, правительство для выживания, армии и оружие создаются для выживания. Как показывает история, человек постоянно чувствует себя незащищенным. Но только когда человек обретает бесстрашие он способен понять истинную суть жизни. И это то к чему стремятся гуру и ученики в своих духовных поисках.
Вопросы и ответы
Каковы глубинные аспеткты отношений между гуру и учеником?
Мать и ребенок, отец и сын, брат и сестра, муж и жена – это социальные роли, которыми связаны люди. Благодаря этим отношениям мы ценим кого-либо или что-либо, муж ценит жену, жена ценит детей, вы цените деньги и прочие вещи. Отношения между гуру и учеником имеют наиболее интимный характер, но при этом они лишены плотской стороны. Такие отношения не строятся на основе физической и эмоциональной привязанности. Это не кровная связь, и не мирская любовь. Гуру и ученик связаны духовно.
Если между учеником и гуру установилась глубокая духовная связь, гуру может ассимилировать многие кармы ученика. Гуру находится на высокой стадии эволюции и поэтому не страдает от карм ученика, он способен просто выкинуть их. Однако, это возможно только если между гуру и учеником существует полное понимание на духовном плане, не на физическом или эмоциональном. Это означает, что когда вы садитесь медитировать и закрываете глаза, весь мир перестает существовать для вас, за исключением образа гуру, который вы ясно видите перед собой. Когда я закрываю глаза, я вижу своего гуру. Если вы сможете достигнуть такой глубины отношений с гуру, тогда для вас не будет ничего невозможного, вы можете получить от него всё что угодно. Возможно, вы даже станете лучше вашего гуру, но это непросто. Существует множество барьеров, которые отделяют “меня” от гуру, “меня” от бога, и эти барьеры настолько высоки и сильны, что ученик не может преодолеть их. Поэтому ученик и гуру действуют по отдельности, существует двойственность. У вас есть свой характер, свои страсти, ограничения, гордость и глупость. Вы также не до конца уверены в своем гуру и в ваших отношениях с ним. Возможно, он не так уж и развит. Вы понимаете цель и значение отношений с гуру, но вас терзают многие сомнения. Что в таком случае происходит? На интеллектуальном уровне вы понимаете смысл и пользу отношений, но на практике, понимание и единство с гуру не устанавливается.
Где происходит единство гуру и ученика? Не на физическом, ментальном или эмоциональном уровне; они становятся одним целым в полной тьме, глубоко внутри, где ничего больше не осталось, где всё вымерло. Там не слышно звуков и не возникает никаких форм и видений. Вы осознаете только гуру, сияющего приятным светом. Так гуру и ученик должны общаться друг с другом. Если у вас есть гуру, не обязательно говорить всем о том, как он хорош, какой он волшебный. Вы и гуру едины. Восхваление подходит для мирских людей, но не для нас. Отношения с гуру глубоко личные и должны держаться в секрете. Без гуру ученик может сбиться с пути и так же гуру может потеряться без ученика.
Как гуру управляет умом ученика?
Долг любого гуру – это направление ума и духа ученика в верном направлении. Прежде чем ученик утвердится на духовном пути, ему следует хорошо поработать над своей личностью. Основная проблема состоит в том, что ученик слишком подвержен влияниям своего ума. Если ученик не очень развит, он не до конца осознает свою ментальную активность. Но если ученик осознан и внимателен, он способен наблюдать всё, что происходит в его уме и со временем это поможет ему. Так многие ученики пребывают в состоянии ментальной паники.
Это очень деликатная проблема. Если вы попытаетесь заглушить свой ум, вы потеряете ментальные способности. Следует обращаться с умом крайне осторожно. Если ум ученика подключен к гуру, тогда ученику не придется часто сталкиваться со своим умом. Так отношения с гуру служат как убежище, до тех пор, пока умственные колебания полностью не успокоятся.