Тема: Социология организации. Социология управления. Экономическая социология

ПЛАН:

1. Понятие социального института:

- основные подходы к определению социального института.

2. Структура и функции социальных институтов.

3. Культура как фактор социальных изменений:

- специфика социологического анализа культуры как социальной системы;

- структурные компоненты культуры;

- составные части и модели культуры.

4. Основные стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Управление социальным конфликтом, последствия социального конфликта.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Социальная организация

1. Организация как социальная система

Организация - одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - организационный эффект. Суть этого эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.

Аспекты определения организации

Термин организация применительно к соц. объектам подразумевает:

Некий инструментальный объект, искусственное объединение, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенных функций.

Некую деятельность, управление, включая распределение функций, координацию и контроль, т.е. целенаправленное воздействие на объект.

Состояние упорядоченности или характеристику упорядоченности какого-то объекта.

С учетом всех этих аспектов организацию можно определить как целевую, иерархичную, структурированную и управляемую общность.

2. Социальные свойства организаций. Их признаки.

Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.



Свойства Признаки Общественный инструмент Человеческая общность Безличная структура
Цель цели-задания (например, заказ на специалистов) цели-ориентации (связаны с интересами участников коллектива) системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации
Иерархия централизация (связана с координацией и интеграцией усилий) личная зависимость власть = подчинение определенным формальными правилам
Управление целенаправленное воздействие на объект (через приказ, задание, стимулирование) Самоорганизация (спонтанное регулирование) Организационный порядок

Иерархия - разноуровневое распределение частей в связи с их функциональными назначениями.

Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший ее признак - договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.

Формализация - важнейшее средство преодоления организационной сложности. Она связана с сужением диапазона выбора поведения и ограничением субъективной воли участников. Пределы формализации порождаются системой неформальных связей, которые возникают в ходе общения и взаимодействия сотрудников.

Развитие организаций пронизано внутренними противоречиями. Они возникают в связи с возможными рассогласованиями целей, в связи с проблемами организованного строения, в связи с пределами управляемости организаций.

3. Типология организаций

Организационные формы:

Деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач). В этих организациях цели наемных работников не всегда совпадают с целями владельцев или государства. Членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, связанный с принципами единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности.

Общественные союзы, цели которых вырабатываются изнутри и являются обобщением индивидуальных целей участников. Регулирование производится совместно принятым уставом, оно основано на принципе выборности. Членство в организации связано с удовлетворением разнообразных потребностей.

Промежуточные формы, сочетающие признаки союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т.п.)

Опрос - как метод исследования в социологии

Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

Виды опросов

- письменные (анкеты, тесты)

- устные (интервью)

- очные

· - заочные

Специфика опросов

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

психологическое состояние респондента в момент опроса;

ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)

Различают вопросы:

- открытые

- закрытые (с перечнем вариантов ответов)

- прямые, личные

- косвенные, безличные

проблема достоверности информации.

качество работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.

Социальная и социологическая роль опросов

Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

1. Характеристики малой группы

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав группы

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

2. Виды и функции малых групп

По роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

По способу возникновения

формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)

неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени развития межличностных отношений

От дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида

группы членства (все люди в группе)

референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

3. Групповая динамика

Групповая динамика включает следующие процессы:

сплочение или разобщение групп;

процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

целеполагание (в т.ч. принятие решений)

координацию совместных действий

контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.

Принимая во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим

Направление действий лидера:

Направление Обеспечить
1. Внешняя среда Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы)
2. Межличностные отношения Включенность, расположение, контроль. Включенность в совместные действия, достаточную, чтобы никто не чувствовал себя в изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто не терял индивидуальности. Расположение, достаточное для экспрессивной и поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не мешать реализации инструментальной функции. Контроль за принятием решений, достаточный, чтобы все участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему все наоборот...)
3. Разрешение конфликтов Интеграция точек зрения (сплочение группы против конфликта).

Реализация этих направлений иллюстрирует комплиментарную функцию лидера (лидер должен делать то, чего не может сделать группа).

Задача управления постоянна, а способы ее реализации зависят от характеристик группы, а так же от ситуации, в которой действует группа.

Модели (стили) управления

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Анархический

Различия этих моделей можно установить:

по характеру отношений между управляющими и управляемыми

Доминирование управляющих

Конструктивное равноправие сторон

Доминирование управляемых

по способу принятия решений

Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.

Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.

Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято

по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.

по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели

Например, экстремальные ситуации оправдывают применение авторитарной модели, а в ситуации сплочения группы лучше демократический стиль.

4. Изучение малых групп

1. Эксперимент

Это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами.

Схема эксперимента:

выдвижение гипотез

выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта)

определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта.

подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

Пример:

Хоторнские эксперименты (1927-1932)

Тема: Повышение производительности труда.

Условия труда - фактор производительности.

Факторная характеристика - освещенность рабочего места,

нейтральная - содержание труда,

контрольная - производительность труда.

Организация труда

Факторная характеристика - продолжительность и частота перерывов, дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.

Производительность труда не снизилась и после отмены этих условий.

Социологи обратились к наблюдениям за рабочими и администрацией, к массовым опросам рабочих и беседам с администрацией. Им нужна была новая гипотеза. Они заметили факт группового поведения рабочих. Группы, которые имеют неформальных лидеров, группы, которые задают темп труда, способные контролировать трудовое и досуговое поведение своих членов. Было выявлено, что большое значение имеет характер взаимоотношений между рабочими и администрацией.

Гипотеза: характер взаимоотношений в группах -- главный фактор производительности труда.

Оказалось, групповые нормы - главный фактор производительности труда.

Выводы из эксперимента:

Они стали известны благодаря трудам Э. Мэйо. Эти выводы легли в основу управленческой доктрины человеческих отношений.

Суть доктрины:

Индивидуальное вознаграждение труда должно быть дополнено вознаграждением групповым

Экономическое вознаграждение должно быть дополнено вознаграждением социально-психологическим. Это повышает удовлетворенность трудом.

Администрация должна склонять рабочих к сотрудничеству, используя некоторую демократизацию управления, манипулируя системой экономических и моральных поощрений.

Еще один метод для изучения малых групп:

2. Метод социометрии (Я. Морено)

Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы.

Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.

Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей.

С т.з. Морено социометрия не только метод изучения, но и народная социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта Морено: в проекте Морено "само человечество становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников". Социометрия в современной социологии - это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает спец. вопрос - социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты.

1. Определение конфликта и конфликтной ситуации

Конфликт можно определить как отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Это противоречие коренится в социальной структуре и связано с неравным распределением ресурсов.

Элементы конфликтной ситуации

участники конфликта

объект конфликта

Объект конфликта - это неравный ресурс, который приобретает свойство неделимости либо как физический объект, либо в результате притязаний участников конфликта. Среди участников конфликта выделяют оппонентов (т.е. непосредственно противостоящих субъектов), вовлеченные группы и заинтересованные группы (которые косвенно влияют на ход конфликта).

2. Динамика конфликта

Этапы протекания конфликта

Скрытая стадия. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Существует лишь явное или неявное недовольство ситуацией.

Формирование конфликта. На этой стадии происходит формирование противоречий, выдвижение требований (формальные лидеры, конфликтная группа).

Инцидент. Событие, активизирующее действия участников конфликта.

Активные действия сторон.

Завершение конфликта. Это процесс, результат которого зависит от усилий всех участников конфликта. Возможными моделями завершения конфликта являются:

выигрыш - проигрыш

выигрыш - выигрыш

проигрыш - проигрыш

3. Характеристики и факторы протекания конфликтов

Характеристики конфликта

насильственность

интенсивность (определяется степенью вовлеченности в конфликт, это связано со значимостью исхода конфликта для участников)

Факторы конфликта

Связаны с состоянием социальных систем, в которых он разворачивается (стабильностью семьи и т.д.)

Условия организации конфликтных групп

Условия манифестации. Чем более выявлен конфликт, тем менее он интенсивен. Насильственность конфликта может возрастать, если затруднена организация конфликтных групп.

Социальная мобильность. Чем выше мобильность, тем менее интенсивен конфликт, чем сильнее связь с социальной позицией, тем сильнее конфликт.

Социальный плюрализм. Разделение или концентрация центров власти в социальных системах.

Информационная стабильность. Наличие или отсутствие информации о реальных ресурсах участников конфликта.

На завершение конфликта влияет:

готовность обеих сторон принять некоторое соглашение;

четкость формулировок, ограниченность целей

Т.о. завершение конфликта зависит как от объективной ситуации, так и от особенностей восприятия ее участниками.

4. Стратегии отношения к конфликтам

Различают следующие стратегии:

Уход (попытки отклониться от конфликта)

Отмена (попытка ликвидировать противоречия, вызывающие конфликт)

Подавление (ликвидация оппонента)

Данные стратегии обычно характеризуют как нерациональные, т.к. их реализация не ведет развитию социальных систем, как правило, провоцирует разрушение социального взаимодействия. Рациональной стратегией называют регулирование. Оно подразумевает осознание неизбежности и возможной плодотворности конфликтов. Регулирование ориентируется на управление конфликтом.

Этапами регулирования выступают:

обнаружение конфликта

организация конфликтных групп

создание правил

Формами регулирования выступают различные варианты переговоров.

Список дитературы

Основная литература:

1. Аитов Н.А. Биекенов К.У. Социология. А. Казак унив., 2002.

2.Аженов М.С. Бейсенбаев Д.Э. Социальная стратификация в Республике Казахстан. Алматы. Б!л!м. 1997.

3.Аженов М.С. Биекенов К.У., Пузиков М.Ф. Экономическая социология. Уч. пос. А., Казак универ. 2002.

4.Аитов Н.А. Социология Образования. А., Минобраз., 2000.

5.Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

6. Бергер П. Приглашение в социологию. М., Аспект-Пресс., 1996.

7.Биекенов К.У. Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. Алматы., 2001.

Дополнительная литература:

1.Аженов М.С., Утешов С.К., Жаназарова З.Ж. Общая социология. Альбомы схем. Алматы., 2001.

2. Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. Алматы., 2002.

3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

ЛЕКЦИЯ №6

Наши рекомендации