Множество возможных брачных партнеров 10 страница
Другими словами, у кого выше потребность в детях и степень ее неудовлетворенности наличным числом детей, у тех и выше частота коитус: среди желающих еще детей коитус 4 раза в неделю отметили 27 % и ежедневно — 15,5 %, тогда как не желающие детей соответственно 17 и 11 %; один раз в месяц — 1,7 % среди желающих детей и 6,9 % среди не желающих их. Репродуктивные установки на среднедетность и многодетность, следовательно, ведут к большей частоте сексуальных контактов в браке, так как у женщин испытывающих потребность в трех и более детях нет боязни «нежеланной» беременности.
В 2004-2006 гг. кафедрой социологии семьи и демографии МГУ было проведено межрегиональное исследование влияния религиозности.
Было получено из 1500 анкет 1084 (в основном, не было возврата в мусульманских селах Волгоградской области, по-видимому, из-за того, что в анкетах имелись вопросы об исходах беременности и частоте коитус). В обработке находятся 533 анкеты христиан. 238 мусульман, 178 — иудеев и 135 внеконфессиональных респондентов, которые иногда посещают по разным причинам церкви, синагог и мечети.
Больше всего однодетных (48%) и бездетных (20%), женщин среди иудеев у них же меньше всего двухдетных и с тремя и более детьми (5%), у христиан бездетных (10%) и столько же двух 㑯䆰밾䱹镎쀢階蕪礩൫㉯桭⼪ﺥ値讇囊쉋䡧ॠꭠ뉄Ⲍ뀷늓剛助銉鼡⺲義뤃緌⬱䁋톴ꍔ觲刿Ⅺ䍲냮꽘阞뢭Ჴ훁᮵駫᪪馓荤䏨꘥ⵋ௸贵鎰ᬓ뺂䆜榆䪗四ⰷᦷ⦴ꎉ뤞ܯ噳㽱♒흒搝퉌ẵ䴼죁狦➞⫌쥬쫗풡촦⫨炍䓱晓昭鰄լᑾ蔷⍵ᴿᠴ덝剗納ᅺ㷾㗋Þ䚔臾ꍹ쀼鱅氲灨ﮨᯔ媳㴈爒똧ధ洜瀔ꃵ㱮鵬刃ꇢ⏃楦䎺㣙璽謼棡읻⯿헢㋴亟Ƃ﹤唢IJ⼁깙븑抧袮薽ﯕ➜ꕁ쀏韋ﯰぷ吖䨾圕ꦿ飇聆稥憀巰䕚ܼ㣵듋Ƅ㯍ݨﱓ놑竴䛂뿳᳕渕䀡购똲풀嚨眞쑔攐蟓쨠定첶魺ꊮ鏳꿔㱰呏ѿ銌퇶䔱뻑纁鷾䮷吾鍰销楐狄缕ᢇꓭ閝ӟȎꈻ燣矡痿顋旃뻝柔兔嚊ឥ爿蹸瀊㬾婓䌉톭▼輭纃ꏌ郆蹠靷혃Ꙍᤄ櫢鲙ۦӃ쑧ৠ떧兀슑샮囂潂闃盜⪀眄昮ᮋ㴌泋䘓媤ﻎ㋇ຐ쥊랾㗢茑씭䘞얳轝⊆苸綒杶賨ꇓשׂⰭ❞ᡯ婤₈ㆴ㑋訚Ớ븒啠活ᵩ댟뉠㢵埈锇ჼ₇ᢜ蘋唢।߾ᩘᶹ⯬蛿け⛧эﹷ饖ᔪ酩ꙮ㨇Ļ꼧⼃氭⢽ంㅜ䉴暾ꗀ嫍æ糬堵ᱱ辁䄼授伻쁴븸攂᥉킼Ꜳ㮩禮Қꄨ⎼浳䎻㣜璻輯棧읲⯾햕㋳井ǹ喙唢ļ⼍깛븜抩袮藈陸⎂ꅙ쁶鎩ﯸ。吕丫匋ꦸ飉ﶦ繩憧巽䅄ܻ㣾뒽Ƅ㮶ܵﱓ뇭竱䚿뿽Ფ橺䀩贡뉵풁劽睭쐩愋螦쨥宜쳂鬁ꛎ鏹꿘㡢吶ѱ鋷톌䔲뻔纆駭꫟寍倣錏镴楞狉ዦ罡Ლꓧ醈ӞȎꉇ諺䠪痷顈懝뻻枵啉嚋ឤ牃蹲琘㼪婞䍾헌◎譆纈ꎸ郄蹮靷툙ᤎ檟颌ڟ¥쑢৫놽允싢샥劮潍闃盔⫽眆戾ᮆ㵰沲䉲媬㚧ຖ줽뿋㗬茙씡䙯Ệ쒻轒⊍蛯緡會賤ꆤﬢⰭ⎴ᰍ帗⒕ㆼ㐼蹼Ớ먌啬洸ᵬ랑뉠㢹垲酫ჿ艣唥४߹ᩖᶰ⿲蛸㑎⛦ц︊鴶ᄲ长ꉳ㩤Ļ꽔⽻汞⣊ࡢㅟ䉳暰ꗌ媰í磸杲堹ᡥ迾䄹果䬫쀋빊攅ᤴ탈ꜿ㮠秐қꄪ⎷椐䎿㢡璻輮棩읻⯳헢㛮亟Ƃ﹤儷Ŋ⽽깙븜抩貳薾律➐ꅟ쀎韋ﯺぼ吙䨰匋꧍鳛聆繄䗨姠䅅ܶ㣻뒴Ə㯍͚떌竹䚶뿰᳑湤䁓财눪퓸劽眖쐮慲螥쨬實좯齮ꊯ韭꿐㡮吼Њ鋶퇶䄯뺪纁鷶ꪮ䮳倦霑镲椩狁ዣ缟ᢇ꒘閝ӟɼꙛ胕鏸觵ꠜ‶ⶁ۳⾋ꟊ입ퟖଵ蝒䘣匉畔맭ૉ燑ҏ⪝ⱻ於唞鸲祙ᑗ송䈧䐱⸤僷눛阝嬕⌓쨪뽧ኽ뺭㊢ﬖ碟諾录ﮚ秦쫥獼罒㙀뢂ꢒ챜ﳗﮠ륷゛섶蚖4俓윹ඍ孛슛珿觋ぼ紊㲥濿ᒐ믹⫆〼侈퍸䠣鱇ꩆ䜆辕䘌欳攈䌁뗔࠽ꚩ䶝轌뚞梨Ḅﶟ젶疎ᯣꑓ〦鴴ࡤ띷ꬴꍂ鄗萚赙΅态ᷙ䩃叙㡎ꄚ♵枹⓹錞䁰篭ﱹ쫷螐ꎠꄵꌱ놎빐羰䙅⌝찆摀冒㍃럝ᡢ䱫䝒ᚡᴴ鼷㜰뒲咀ﭥ縗ꭞ锩좴哹潙畅ꙧ岿㊪㿎ꞗꮬ쁼ᨘŌᥫ峋띣ㅙክ䅕袩鱱➔⃩庉綈럊㴹譈철ἥ뙿ꊙ셪幖퇋壄虀줱娋蚎曲嵼ꟗ雄ሧ䟋ʦ쒬模ണ꿝ᅮ㡐싻퇏폰欐㾅✜퀑툌ﺽ셤獤隼翵਼赆ꐆ鞸ꑺ䋭蠉篁ဘ氋韴ㅱ䊼₈鷠ȕ녴簃迫抄廙輻햤簌ޗ塗ㅯ켥쳽籄ȏ⒪औ燢碴真醜避꾊윬ᦶ뽭괙巚릊胪綘쫥獹缬㈢볮겼찫ﲭᅩ륺ﳲ㓪씤芏侢썛彍슝矦跛べ絽㳟濿サ뾒⫑㐨䮖휙䠎鱙䜈辟䘃欳攌䝪뇆ࡂꚫ䷡轉뛦ત뷼ḁﶔ졂疆ᮟꁆ〯鴱ࡪ덢꼡ꍩ鄜萘赔ϲ搙ᧇ亯台㡅ꄝ☇掭⓼鍡䁽篦ﰎ컠蟡๑ꎨꅇ꜡뗷먥築䋌⌝찉摅喏㜢럎ᱫ䡶䌪ኽᄥ鼸㝌뒳哲ﬔ稂꽆锫죎哼潗畍ꘞ峌㚲㿍Ꞝꮥ쁼ḆŌᥫ峏댋ㅞእ䕏袢鰂⏤⓱廿綄랳㵁譀ꫵ㼁뛶节앐婄퇋墾虍쥇娀蛷括嵵ꞥ隳ሯ䟏꼞ڳ쒢樦ೂो꾨ᅱ㰱햯ퟲ漈㮄⌇푻홮셫睱隴翴๚贰ꐏ鏞ꑻꢹ뛲ꊂ諭ထ民Y鎕ㅳ䊽⒇馏Ȑ땠籴过抍廕︒砙⦕Ί尫㕺쬵쳱줬籆Ȏ₮ൻ燧墌真間鑸ꮙ쌧ᶭ뭵ꤋ姏뷫蒋秭컰獹缤㉕벗것륻ﳧ㓻씤蛡0侤읆ආ彀슟珸跞ぴ絽㣊毡钐믲⻖〿侍팅䰳鱅ꩀ䜈讇䈞歌敷䍴뗔ࡄꊼ䶓譙뚘裡ṷﶟ젶疀ᾂꑘ〢鵈࠙덩꼡ꍡ鄜耈赞Ͼ搔ᶦ䩈埌㠺ꅯꘂ掬⓽錜䁲篦ﱼ쫸螘ꜿꄶꍍ놄븭篜䉅✝좀恜冒㌱돉ᡩ䡺䌪እᤥ鬬㍒듉咋ﭠ稂ꭟ鄴좱僧潗甶ꘝ峈㚲㯑ꞕꯞ쀃ᨓŋᴀ岺덶ㄩዜ慓袤頒➄⓬床綂뎡㴷譅ἵ늖蚇셇幝헖峄虀襂娀蚃抐奨难ቖ䏒꼞ʮ쒥橓ಲृ꾭ᅯ㠯싶톿폸欙㾎❦퐜퉺섖睺隷翵ਸ资ꑿ鞴ꑱ쬖响Əၯ栄韺㕼䚠馏؈녵⩿簂辻抍庯砓⦐Ϸ展㕱쬲죡砿Ȃ⒬॥痿峢獿閞鐋ꮓ쌦ᷔ뭰꤇姊맷蓲綍컽睭缤㉕뢂ꢔ찪ﲥﮢ봕ﳾ㓻성芃9俓읆嬢싪矦跙〃絺㳔毮ᒟ뮆⻛〶來휗䰱鰸ꩍ䜁迤䈐漫攢䍷뇄࠻ꚤ䷣譕늇થ﷼ḋﶜ져疀ᮖꑓた鵂ఋ덭꼡ꍤ酣萚赑Έ搔ᷜ䩈发㱛ꄜ♲揘⓷錙䁸篯쪃蟠๚ꎦꄵꍀ뗥븪翉䘵⌝찆摈喋㜢독ᱼ䰙䝒ᚯᴷ鼼㝏듄傞ﭪ稏ꭑ锩죈僧潕畏ꘟ岾㚼㿄ꎅ꿋쀄ᨖńᴀ岶띣ㅙᚰ慓袬鰈⎚⓵廽緸랼㵏譄ᬤ단۷셀婈岣蘻쵐娍蛵抗奨ꏗ銰ᘲ䏗˝蒤橛ಶु꾭㠩싰톺펇漄㾍✗푾퉽ﻇ섛睹隼篭贽ꀚ霳ꑵ쭦嶝⬅⑀ᐉ氃鎅ㇹ䊱Ҡ馏Ȁ땸⩿硤讧拹嫁︔硤⦓·塌ㅯ쬞죥硎舂⒩छ痺墀獾闫鑳ꮒ썘ᷔ뭺꤀巚맺蓴禖캉猅缡㉝볣ꃡ찥ﲥᅩ봑ユ섺蛡;俚썛字싫珰跓〉祤㣊毠ᓡ믇⻚あ俼팅䰸鱍ꩅ䜀迠䙻漫攁䍱놻ꚢ䷧轌뚚理ᨗ黎찫疁ᯢꑓ〫鴼࠙댘꼡ꍮ鄜萗贩ϲ态ᶦ䩁叒㠺ꅬ☋掬⃩錔䁽篦ﰆ쫸蚜๚ꏕꄰꜬ뇱븮篑䙁𓂲⌐찎摍喏㌼돎ᡢ䡺䜣ᚪᴵ鼺❌뒷咀ﭧ穴ꬡ锬좿僧潕电ꘞ岼㛈㾺ꎅ꿋쀁ᩦŀᥧ岳덽ㄪዒ慗貼鱲⎑⓽庄綂뎭㥑譅᭕닣蛵셈幐햤岣蘹쥌婻蚌择嵸ꏂ隰ሪ䟅꼝ڳ䓗歘ೃश꾪㡐싱톳펉歪㮙⌋푾퉰ﺴ섙睿隴羊贸ꐀ鎠ꃫ쩚Ⲏꎪလ桶韺㕾䞤₂鶛ٶ땠籼边抋廟确⧠·屚ㅯ쬸쳱硎ؖ⒣ङ痿峫猃閖遭ꮙ쌧ᦶ뭶ꥳ姏맶蓰禘쫥獺缭㉞볢ꢝ찥ﳙﮣ륷ﳲャ섰蚘=保읂ঘ孖슘現觋ﰙ㑢紋㣊毠ᒔ믶⻔ぃ俶휗䠲顔깋䌅讫䈖歌攀䍶뗔ࡍꚧ䶙轏뚒ໆ罹ᨗ戀찻熒ᾂꐤ〨餩ࡠ댑꼡Ᵹ鄜蒝赔ϰ搑两叔㱉ꔂ∋枪⃩鍠䑠篤ﰃ쫾蟠ฯꏑﴱꔨꌳ뇻먵翏䘱𓂵⌖챷摍喌㌾뎾ᱼ䱥䜬ᚪᴻ鼾㝇뒵咆縗轲鄴쳂僫歐煕ꘙ墧㊦㯆ꎙ꿇쐞᨞՞岰띣ㄨኤ慑袮頬⎟⓴床綈랿㴱譈᭔는蚏섴幝헑壂蘻쥀娋蚁拯崃难ᘲ䟌꽢ʭ쓘橘ಾऻ꿒㠩웤ퟥ漖㮜⌗푬홢ﻇ씚獨ﰞ銼篯赎ꐁ鎭ꑶ空魕毘လ桵韾㕼䛐₊鶞녽籿讧技廜硬⧪Ά尩ㅯ쳱籐٣ⓖ८痶岝猊閗遭ꮘ썟ᶣ뭵ꤏ姏뷫蒋禘컿猌罚㉐벙꣯찪ﲫﮭ봕㓷섧蚟>俘읅ඌ孕싮玃觋ぶ絶㳘毤ᒔ믰⻔〶俳匂䰾鱅ꩆ䝼迩䙲漫攀䌄뗔࠻ꛟ䷣輵늇李ḇ젷疋ᮗꁊ㐽鴼ఋ댚ꬴꍡ鄟萛赗Ͼ搔ᶥ䨹厧㱕ꔎ☧掭⓴錓䁺寨쫲蟫ฬꎡꄷꍌ뇽븧翅䙏⍬챷恐喆㌲돀ᡡ䰑䜧ᴻ鬩㝃뒶咅穿ꭓ锭쳐咀漤男ꘟ峅㊪㿋ꞗꯓ쁼ᩥĿᴀ岼띣ㄪእ慓裐鱼⏡⃡庉禚랰㵏譆ᬩ뛶蛰섴幓헕墿艘쥄娅蚏嵱ꏂ难ᘼ䏒꽡ʦ쒤橓ಱळ꿟ᅱ㠪슈톲폻漈㮐✛큠퉴ﻂ윋眅隼翺ৡ褯ꐈ鏓ꑵ춤䳿䝘婯ၦ栏鞉㕼䚢₊鶛넂簊農暘廗硥⦖ϰ塎ㅯ쬿좑硈ؘⓕऔ燢岑猁閕鑸ꮓ윹ᴮ뭵ꥷ姏맶蒋禕컷獰罒≙렂꣢찢ﲯﮭ륻ﳲ゜세蚟>俘읅ඌ孕町싮珳觇み絽㣊毠ᓡ뮊⻒〸俽퍵䠣鱍ꩄ䝾讋䙿欰攍䌂뇎ࡂꚠ䦁轈뚙戀ṿ붟젵熞ᮕꑛ〭鴼ࠓ댖ꬴꍩ鄙耈赝ϴ摠ᶥ䨼叚㡆ꄖ♶枹⓿錛䁷篫ﱴ쫽螝๚ꎧ藍ꔨꌽ뇾븥翏䙈⍮챼摈嗽㔬럝ᡀ䱤䜤ᚬᴻ鬩㝍듈咋ﭨ稈ꭘ锯죎哱漧甹ꈁ岵㛋㿃ꯜ쀆ḆĿᴀ峃댁ㅓኬ畃貼鱴⏦⓿嫨綅랿㵃謶ᬨ닦蛸셂幕헛壄虀쥌娎蚌抐崄ꏂ鋇ሧ䟈꽡ʣ쒫模ಾऽ꿜ᄀ㠩웤퇌ퟥ欘㾀✜큠퉶ﻊ섖眏銩美ৣਁ贺ꑸ鏙ꁫенсаторной реакцией на их менее интенсивную, но более компульсивную сексуальность, находящуюся под прессом страха «контрацептивной осечки».
Разумеется, репродуктивные ориентации многодетных женщин выше, чем малодетных. В исследовании «Россия-2000» были вопросы о числе детей, которое респонденты «посоветовали бы иметь своим сыновьям и дочерям». Как именно поведут себя малодетные и среднедетные респонденты — посоветуют ли они своим детям повторить собственный семейный опыт или среагируют на действующие в быту социальные нормы, где поощряется малодетность и осуждается многодетность? Налицо ориентация на малодетность. С годами у опрошенных изменился уровень приемлемого («нормального») образа жизни и 20 лет спустя, исходя из новых реалий стиля жизни и престижа, респонденты переоценивают собственное поведение — это скорее не советы даже, а как они сами повели бы себя сейчас. Таким образом, в ходе семейной социализации на формирование репродуктивных ориентации детей и подростков влияет образ жизни родительской семьи и «советы» родителей, разумеется, обусловленные социокультурными нормами малодетности.
Репродуктивные ориентации детей и подростков. Самый точный прогноз будущей рождаемости можно составить вовсе не по анализу репродуктивных установок нынешних супругов и сожителей в основном уже родивших столько детей, сколько хотелось), а по ориентациям на брак и семью холостой молодежи, а еще точнее — по ориентациям подростков и детей на то число детей, которое они собираются ИМеть в своей будущей семье. Проводившиеся, хотя и крайне редко, в нашей стране и за рубежом такого рода опросы, показали, во-первых, наличие даже у младших школьников подобных представлений, и, во-вторых, снижение уровня репродуктивных ожиданий подростков в сравнении с соответствующими установками их матерей.
Анализ межпоколенной динамики репродуктивных ориентации по году рождения респондентов, возрасту вступления в брак, по возрасту матери при рождении первых и последующих детей, хорошо раскрывает процесс снижения установок детности в младших когортах и, тем самым, постепенного ослабления потребности личности и семьи в детях2, но является как бы косвенной характеристикой. Конечно, сопоставление установок к числу детей в репродуктивных когортах, различающихся по декадам, дает представление об изменении установок следующих друг за другом брачных поколений и возрастных контингентов. Но это не является прямым изучением ориентации родителей и детей, когда специально производятся измерения мнений отдельно подростков и отдельно — их матерей и отцов. Тем более чрезвычайно редко (из-за трудоемкости и дороговизны) проводятся одновременные опросы всех членов одной и той же семьи, когда осуществляется посемейный анализ в строгом смысле слова.
К числу последних как раз и относится исследование, проведенное в 20 областях РФ под руководством проф. А. И. Антонова в 2004 г. сотрудниками Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО и кафедры социологии семьи и демографии МГУ. В трех анкетах (матери, отца и подростка) были вопросы не только о Репродуктивных ориентациях каждого, но и о догадках респондентов относительно репродуктивных намерений других членов семьи. Степень согласованности самих ориентации и догадок позволила получить информацию о собственно потребности семьи в детях, а не только о потребности отдельных членов семьи. С точки зрения анализа исторического ослабления потребности в детях, т. е. уменьшения средних значений установок детности до 1,0, а также ослабления мотивов вступления в брак и рождения ребенка. представляет интерес сопоставление репродуктивных ориентаций матерей и отцов с ориентациями их несовершеннолетних детей.
Репродуктивные ориентации родителей (матерей/отцов): идеальное число — лучше всего иметь в семье двоих детей — 58,4%. У троих— 27,2 %, 4-х и более — 2,5 %, одного — 12,0 % Прежде всего, привлекает внимание превышение ориентации матерей над отцовскими по всем индексам. Этот факт противоречит стереотипу, будто все мужчины (в том числе и холостые и женатые без детей) больше заинтересованы в рождении детей, чем женщины. По крайне мере в отношении сельских отцов это не так.
Интересно, что догадки подростков об ожидаемом числе родителей выше средних значений и матери, и тем более отца, но важнее другое — сами они собираются (когда станут взрослыми) иметь меньше того, что они приписывают своим родителя. Вместе с тем, несовпадение собственных намерений подростков с родительскими связано с некоторой некорректной этого сопоставления, так как подростки еще не вступили в брак, а родители находятся уже в конце репродуктивного периода и поэтому и ожидаемые числа близки к уже имеющемуся в семье числу детей. Те не менее если по ожидаемому числу (которое в среднем всегда меньщ других индексов) намерения подростков нельзя назвать реалистическими, то по идеальному и желаемому числу тем более следует предположить завышение этих индексов в сравнении с родительскими На самом деле наблюдается противоположная картина, — идеальное число составило 2,20 (у родителей 2,24), а желаемое — 2,30 (2,42). Различия небольшие, но тут обнаруживает себя преодолевающая склонность подростков к завышению предпочтений, глубинная тенденция спада репродуктивных ориентации младших семейных поколений.
По ожидаемому числу, где зафиксированы завышенные склонности подростков, при рассмотрении ориентации девушек и юношей выясняется, что грешат этим больше всего представители мужского пола. Ответы 599 юношей и 873 девушек соответственно дали следующие распределения: собираются иметь одного ребенка 5,7 % и 9 %, двоих детей — 65,7 % и 65,4 %, троих — 21,9 % и 19,2 %, четверых 3,2 % и 4,9 %, 5 и более — 3,5 % и 1,4 % (если сложить ориентации н трех и более детей, то получится 28,6 % у юношей и 25,5 % у девушек разумеется, ориентации на малодетность у первых меньше).
Интересный момент возник при сопоставлении желаемого числа при необходимых условиях (т. е. когда условно как бы совпадают реальный и желаемый доход семьи) со степенью расхождения между реальным и желаемым доходом. Если реальный доход составляет до 20 % от желаемого — независимо от уровня дохода — (т. е. имеется большой разрыв между ними) желаемое число оказывается наименьшим - 2,28 (17,7 % опрошенных), при 20-30 % - 2,34 (23,4 % опрошенных), при 30-40 % - 2,56 (25,5 % опрошенных), при 40-50 % -2,31 (18,7 % опрошенных), при 50-100 % (когда реальный доход почти совпадает с желаемым) - 2,29 (14,8 % опрошенных).
Другими словами, когда у четверти опрошенных на селе мужей реальный доход составляет примерно треть от желаемого, то наивысшим оказывается индекс детности и это значит, что именно троекратное увеличение семейного дохода и есть тот самый таинственный уровень «всех необходимых условий», который способен увеличить лишь на 0,19 среднее желаемое по выборке число детей 2,37. Следовательно, троекратный рост семейного дохода (на который пока не приходится рассчитывать реально, так как к этому не готово правительство, обещая стабилизировать население в стране) в состоянии повысить желаемое число всего на 0,19 — до 2,56! А это та самая величина, которая в лучшем случае даст более полную, чем сейчас, Реализацию имеющейся пока у большинства населения потребности в двух детях (повысив долю двухдетных семей с нынешнего уровня до когнитивного диссонанса это ничего не вызывает и потому редуцируется, занижается желаемое число до 2,28. Если же разрыв будет меньше в два раза, или же расхождение исчезнет совсем (видимо из-за нищенски убогого уровня притязаний), то желаемое число все равно занижается под влиянием стереотипа «помех» к рождению, и жизненных трудностей. Во всяком случае, предстоит в дальнейщи разработках массива сопоставить величины разрыва с конкретньц уровнями притязаний и достижений по доходу.