Занятий по социологии для студентов специальности «Психология». Срок обучения – 4 года, 2 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Колич. часов | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Типы обществ | |||||||
Специальные социологические теории | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Социальная роль и социальный статус | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации | |||||||
Социальные институты | |||||||
Социальные движения | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация | |||||||
Социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
Экзамен | |||||||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий по социологии для студентов специальности «Менеджмент» и «Экономика» Срок обучения – 5 лет, 6 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | В том числе | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации и социальные институты | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация и социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
экзамен | |||||||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий по социологии для студентов
Специальности «Психология»
Срок обучения – 4 года, 2 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | В том числе | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Типы обществ | |||||||
Специальные социологические теории | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Социальная роль и социальный статус | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации | |||||||
Социальные институты | |||||||
Социальные движения | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация | |||||||
Социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
Экзамен | |||||||
ИТОГО |
1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий для студентов направления обучения «Психология»
Срок обучения – 3 года, 6 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | В том числе | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации и социальные институты | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация и социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
Экзамен | |||||||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий по социологии для студентов специальности «Психология». Срок обучения – 5лет, 6 семестр
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | В том числе | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии | |||||||
Социология как наука | |||||||
Общество как целостная система | |||||||
Раздел II. Культура и личность | |||||||
Культура и общество | |||||||
Личность и общество | |||||||
Раздел III. Социальные институты | |||||||
Социальные взаимодействия | |||||||
Социальные организации и социальные институты | |||||||
Раздел IV. Динамика современного общества | |||||||
Социодинамика современного общества | |||||||
Социальная стратификация и социальная мобильность | |||||||
Мировая система. Основные мировые процессы | |||||||
Экзамен | |||||||
ИТОГО |
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Тематическим планом учебной дисциплины предусмотрено проведение семинарских занятий, которые служат как целям текущего контроля подготовки студентов, так и углубления знаний предмета, закрепления изученного материала, развития умений, навыков, подготовки сообщений, приобретения опыта устных выступлений, ведения дискуссий, аргументации и защиты высказанных взглядов и положений. Помощь в этом должны оказать учебно-методические указания по дисциплине, задания на самостоятельную подготовку, перечень вопросов для подготовки реферативных сообщений и контрольных вопросов для самопроверки студентов, а также рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков формирования и изложения основных положений рассматриваемых тем предусматривается проводить индивидуальные собеседования, знакомство с конспектами, материалами подготовки студентов к занятиям.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем. Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.
Контрольные вопросы к темам для самостоятельной проверки
Контрольные вопросы к теме 1
1. В чем заключается специфика предмета социологии?
2. Каковы социальные, политические, экономические и культурные предпосылки возникновения социологии?
3. Чем социология отличается от истории, философии, психологии и других гуманитарных наук, изучающих общество?
4. Что такое социологическая парадигма?
5. Какие социальные парадигмы вы знаете?
6. Какие уровни социологического знания выделяют?
7. Какие основные функции выполняет социология?
Контрольные вопросы к теме 2
1. Что отличает общество от простой совокупности индивидов?
2. Что понимается под социальной реальностью? Обоснуйте ответ.
3. Что отличает общество от природы?
4. Почему можно утверждать, что общество является целостной системой? Обоснуйте ответ.
5. В чем различие в рассмотрении общества в теориях функционального структурализма (Парсонс) и символического интеракционизма?
6. Раскройте содержание различных подходов в трактовке отношений «индивид» - «общество».
7. Почему общество можно назвать нелинейной системой?
8. Какие элементы составляют структуру общества?
9. Правомерно ли утверждать, что состояние социального хаоса наиболее продуктивно для развития общества?
10. Что такое «социальный детерминизм»?
Контрольные вопросы к теме 3
1. Почему существует более 500 определений культуры?
2. В чем отличие подходов к культуре в социологии и философии?
3. Назовите виды и типы культур.
4. Каковы конкретные формы бытия культуры?
5. Какую роль в обществе играют культурные ценности? Что можно отнести к культурным ценностям?
6. Каково отношение между традициями и новациями в культуре
7. Что такое культурная универсалия?
8. Как соотносятся друг с другом доминирующая культура, субкультура?
9. Какие виды молодежных субкультур вам знакомы?
10. Какие явления можно отнести к культурным отклонениям?
Контрольные вопросы к теме 4
1. В чем отличие социологического понимания личности от философского и психологического?
2. Какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, социальное окружение, самовоспитание и самообразование?
3. Какие типы личности выделил Р. Линтон в своей теории ролей?
4. Какие особенности имеет этническая социализация?
5. Почему возрастная социализация чаще всего протекает болезненно?
6. Какие формы научения можно выделить в процессе социализации?
7. Существует ли разница в процессе социализации представителей разных полов?
8. Что такое габитус и какие типы габитуса различают?
9. На основе каких структур осуществляется процесс социализации?
10. Назовите основных агентов социализации.
Контрольные вопросы к теме 5
1. Как понимал М. Вебер социальное действие? Какими характеристиками обладает социальное действие?
2. Кто является субъектом социального действия?
3. Какова структура социального действия?
4. Что такое «социальная интеракция»?
5. Какие типы коммуникаций существуют в современном обществе?
6. Какие особенности имеет вербальная и невербальная коммуникация?
7. Какую роль играет социальная коммуникация в процессе социализации личности?
8. В чем состоят особенности воздействия первичных и вторичных групп на поведение индивида?
9. Что дает изучение социальных групп для познания личности? Аргументируйте свой ответ.
Контрольные вопросы к теме 6
1. Охарактеризуйте четыре уровня социальной организации.
2. По каким критериям можно определить наличие социальной организации?
3. О чем говорит сложность организационной структуры организации – о ее развитости или о несовершенстве и громоздкости управления?
4. Дайте характеристику бюрократии и определите ее положительные и отрицательные стороны.
5. Возможна ли в перспективе такая организация общества, в котором отсутствует бюрократия?
6. Назовите известные вам социальные институты.
7. Какова процедура возникновения социального института?
8. Какие связи существуют между социальными институтами общества?
9. Как связаны социальный статус и социальная роль?
10. Какие причины могут вызвать ролевой конфликт?
Контрольные вопросы к теме 7
1. Как соотносятся понятия «социальное изменение», «социальное развитие» и «социальный прогресс»?
2. Может ли общество изменяться по тем же законам, что и биологическое образование?
3. Играют ли революции действительно позитивную роль в истории или это социальные катастрофы с массовыми жертвами, которых следует избегать?
4. Охарактеризуйте основные факторы социальных изменений.
5. Что представляет собой модернизация как социальный процесс? Совпадает ли понятие социального прогресса с понятием технико-технологического и научного прогресса?
6. В чем заключается различие между революционными и реформистскими движениями?
7. Какие социальные и психологические причины вызывают к жизни новые социальные движения?
8. На протяжении последнего столетия одни движения сменяли другие. Отражает ли рост или спад популярности тех или иных движений какие-либо объективные процессы, происходящие в обществе, или социальные движения развиваются и сменяют друг друга по каким-то собственным законам?
9. Какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях? Какие психологические качества для этого нужны?
Контрольные вопросы к теме 8
1. Как связана социальная дифференциация и социальная стратификация?
2. Какие теории социальной стратификации вы знаете? Какие из них, с вашей точки зрения, в большей степени отражают реальность?
3. Как проявляется экономическое измерение стратификации?
4. Как проявляется статусная стратификация?
5. Какие формы стратификации существуют в закрытых системах?
6. Какие факторы лежат в основе социального неравенства?
7. Какие «капиталы» влияют на социальный статус индивида?
8. По каким каналам может осуществляться социальная мобильность?
9. Какие виды социальной мобильности выделил
П. Сорокин?
10. Какие особенности можно отметить в процессах социальной мобильности в постиндустриальном обществе?
Контрольные вопросы к теме 9
1. Охарактеризуйте современное мировое сообщество.
2. В чем состоит содержание процесса модернизации?
3. Дайте характеристику процесса глобализации.
4. Каковы отрицательные и положительные последствия процесса глобализации?
6. Назовите основные черты постиндустриального, информационного общества.
7. Назовите основные проблемы современного социального развития России. Аргументируйте свою точку зрения.
8. Чем определяется объективная необходимость модернизации в России?
9. Дайте характеристику культуры постиндустриального, информационного общества.
10. Какие основные изменения происходят в социальных институтах России?
11. Назовите основные требования к личности современного работника.