Негативные последствия дачного строительства
Дачи и садовые участки в советское время в первую очередь выдавали ветеранам и передовикам производства, орденоносцам, пенсионерам, начальству. Молодежи в таких списках не было. Естественно, что участок, полученный на одного человека, обрабатывался всей семьей, дача расстраивалась и пристраивалась с учетом детей и внуков, а затем передавалась по наследству. Право собственности на участок часто становилось предметом спора и конфликтов между членами семьи, особенно при его наследовании. Тем не менее эстафета поколений не прерывалась: участки и домики передавались детям и внукам, использовались для пополнения домашнего рациона и летнего отдыха. Социально-временной вектор принимал следующую форму: садовый участок получали старики, поддерживали его в рабочем состоянии, строились на нем члены семьи среднего возраста, а предназначен он был для их детей. Ради них, их здоровья и отдыха, все затевалось и облагораживалось. Ради детей и сегодня взрослые приобретают дачи или снимают их на лето, откладывают деньги и т.п.
В советское время колхозы, совхозы, лесхозы охотно уступали горожанам земли, неудобные и невыгодные для обработки. Особенно быстро растут в длину дачные поселки под высоковольтными линиями электропередачи, наглухо перегораживая лес многокилометровыми улицами.
В результате дачно-коттеджной экспансии в пригородных зонах (вокруг Москвы в радиусе до 150 км) деградировали или погибли некоторые редкие виды лесов, болот, лугов; обычные прежде растения и животные «записались» в Красную книгу; во многих местах вырублены водоохранные леса; исчезли красивые пейзажи, вдохновлявшие художников; поделены, застроены, зажаты в тиски, заслонены коттеджами бывшие помещичьи усадьбы, парки, «памятники архитектуры»; уничтожена или затерялась среди дач традиционная деревня2".
После вырубки высоких деревьев, которые высасывали много влаги из почвы и испаряли ее через листья и хвою, грунтовые воды выступают на поверхность; приходится прокладывать дренажные канавы, но в них дачники сливают помои. Стихийными заповедниками, последними убежищами диких растений и животных в сильно распаханной и застроенной местности стали овраги, опушки, болота, крутые склоны... и сельские кладбища. Топкие места и низины засыпают мусором, из которого вымываются и попада-
-" Родоман Б. Великое приземление // Отечественные записки. 2002. № 6.
ют в почву вредные вещества. Некоторые садовые участки размещены прямо на влажных лесных полянах и болотцах, где еле приметными ручейками зарождаются реки. Не имея легальных свалок, дачники засоряют лес и придорожные полосы, стволы и ветки идут на жерди и топливо. Географ В. Ка-ганский подсчитал, что при размещении в лесах дачные поселки портят в 5— 6 раз больше площади, чем сами занимают21.
Немало делянок для рабочих нарезано в черте промышленных городов, на берегах зловонных речек и канав, в карьерах и грязных ямах между дорожными насыпями и городскими заборами, утоплено в выхлопных газах, обильно посыпано пылью и сажей. Это можно видеть и в Тольятти около волжской плотины, и на южной окраине Ярославля, где санитарную буферную зону, призванную поглощать вредные выбросы и изолировать жилье от заводов, заняли садовыми участками. А к северу от Ярославля дачники разместились на бывшей свалке отходов ртути и мышьяка.
В результате садовый участок, призванный выполнять функцию не только подсобного хозяйства, но и центра рекреации (отдых, восстановление сил, смена занятий, трудовые упражнения на свежем воздухе) превращается в дополнительный источник опасности для здоровья человека.
При экспансии застройки на пригородные ландшафты и одновременном насыщении территории элементами инженерной инфраструктуры сохраняется тенденция к сокращению площадей озеленения вследствие изъятия земель под застройку. Одновременно происходит деградация зеленых массивов из-за нерегулируемого потока рекреантов в пригородные леса, парки, ухудшаются их санитарное состояние и эстетические характеристики.
Врезка
Б. Родоман
Великое приземление
Сады и огороды, мелкий домашний скот и птица — важное подспорье для жителей рабочих поселков, малых и средних городов, облегчающее выживание без легальной занятости и зарплаты. Чем меньше город, тем ближе огород с сараями к основному жилищу, тем легче постройки на садовом участке и больше его роль в обеспечении семьи продовольствием. В провинциальных городах — центрах областей, краев, республик — многих жителей в советское время переселили из снесенных деревянных домов в новые бетонные многоэтажки, вокруг которых выросли не предусмотренные архитекторами гаражи, сараи, огороды; люди просто продолжали заниматься своим привычным хозяйством, приспособили его к новому виду расселения. Однако на землю рванулись и жители столиц, родившиеся и выросшие в многоэтажных домах, — при том, что на первом плане у них не огород, а дача, нередко расположенная даже в соседней административной области. В возделывании дачных и приусадебных участков по всей России огромную роль играет бесплатное
пользование транспортом и другой техникой своего предприятия, краденые нефтепродукты и стройматериалы. Москвичи и петербуржцы пользуются удаленными на десятки и сотню километров дачными участками благодаря удобной, густой транспортной сети и практически бесплатному для большинства пассажиров проезду на общественном транспорте, который дотируется государством за счет невозобновляемых природных ресурсов (прежде всего газа и нефти). Большинство постоянных пассажиров электричек и автобусов — льготники, зайцы и полузайцы, в худшем случае отделывающиеся от контролеров компромиссными штрафами-взятками. Продукты, выращенные на даче, кажутся недорогими и потому, что наши огородники не привыкли высоко ценить свой труд. Практически никто из владельцев садовых участков и дешевых дач в теплое время года не отводит конец недели развлечениям, спорту, туризму, экскурсиям, но не пребывает и в полной праздности, а предается горячечной суете. Повседневная озабоченность горожан огородно-дачными делами способствует разворовыванию государственных и получастных (акционирован-
21 Родоман Б. Великое приземление // Отечественные записки. 2002. № 6.