Место коммуникации в обществе

Социоло́гия коммуника́ций — отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которая она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с изучением процессов передачи информации между социальными группами, а не межличностным общением, которым преимущественно занимается психология, поэтому вместо термина социология коммуникаций часто используется термин «социология массовых коммуникаций».

Существует, в основном, три фактора, влияющих на развитие социологии коммуникаций:

1. Социальные изменения — влияют на тему исследований.

2. Техника — появление новых средств массовой коммуникации.

3. Новые методы исследований — стимулируют появление новых исследований.

На практике она привлекла специалистов многих научных дисциплин, внесших в нее разнообразие теоретических подходов. Главной теоретической проблемой является осмысление отношений между средствами массовой информации и обществом путем исследования массовой коммуникации, власти и влияния, средств массовой информации как институтов, профессиональной культуры и практики работников таких организаций, аудитории массовых коммуникаций, роли средств массовой информации во всеобщем воспроизводстве культуры. Изучение проводилось тремя общими подходами. Первый был сформирован прежде всего социальной психологией и сосредоточился на процессах и воздействии массовых коммуникаций (например Реклама); второй сконцентрировался на институтах массовых коммуникаций как на организациях и на их широком социальном контексте; на третий оказал влияние структуралистский подход, разработанный в 1960-е гг. и концентрирующийся на анализе сообщений, образов и значений, передаваемых средствами массовой информации.

Это отрасль социологии, изучающая структуру, закономерности и эффективность деятельности систем массовой коммуникации (МК). Предмет исследования С. м. к. – функционирование систем МК, ее содержание, ее аудитории и каналы (печать, радио, телевидение, кино и др.), используемые для достижения определ. социальных целей через пропагандистское, просветительное или рекламное воздействие.

Социология коммуникаций исследует отд. элементы системы МК, зависимость достигаемых результатов от воздействия различных факторов, рассматривает формирование или изменение установок, стереотипов и мнений в аудиториях. С. м. к. изучает признаки и роль коммуникатора в этом процессе; с помощью т.н. "контентного анализа" выявляет закономерности взаимодействия источника коммуникации с аудиторией в зависимости от передаваемого содержания, его классовых, идеологич. характеристик, а также способа изложения информации, интенсивности знаков и их значений, частотности повторения и т.д.; исследует аудиторию – выясняет ее ценностные ориентации и интересы, признаки непосредств. получателей информации – т.н. "лидеров мнения" – и их мотивы для дальнейшего распространения воспринятого содержания МК в малых группах; принципы, отбора аудитории в процессе МК в зависимости от надежд индивидов найти в ее содержании подтверждение своих ожиданий, мнений или сомнений, поощрение своего поведения; анализирует процессы восприятия содержания, его дальнейшей умств. переработки, запоминания и, наконец, принятия или непринятия коммуникационного воздействия; изучает оптимальные пути получения искомых результатов и причины "эффекта бумеранга" – т.е. достижения результатов, противоположных искомому.

Социология массовой коммуникаций возникла в 1-й четв. 20 в. в США. Важную роль в ее развитии сыграли работы социологов Б. Берелсона, X. Кэнтрила, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, Р. Мертона, Т. Ньюкома, Г. Олпорта, К. Ховленда, М. Шерифа, У. Шрамма, создавших школы гл. обр. в США, Англии и Франции.

В СССР в 20-х гг. были проведены исследования В. Кузьмичевым, Д. Лебедевым, Н. Рубакиным, Я. Шафиром, изучавшими главным образом эффективность воздействия печати. В 60-х гг. возник ряд центров по изучению проблематики.

2 Социальные изменения.Компьютерная революция: применение компьютеров, связь между знаниями и их применением, доступность информации, техника и работа, модернизация современного общества. Социальные показатели государств. Теории мировой системы. Глобализация производства. Глобализация культуры. Социология глобальной системы.

Факторы трансформации мировой экономики:

-революция в области производства и потребления, связанных с широким распространением информационных технологий;

-глобализация экономического пространства под влиянием либерализации международного движения капиталов;

- появление новых полюсов экономического роста, расположенных главным образом в странах Дальнего Востока.

Перераспределение мировых торговых потоков, промышленная культура, ТНК, финансовые рынки, международные экономические организации, производительность труда.

Вопросы для самоконтроля:

1) Казахстанские СМИ

2) Роль государства в развитии СМИ

3) Российские СМИ

Литература:

1. Белановский С.А.. Глубокое интервью.: Учеб.пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001.- 320 с.

2. Маркович Д.Ж. Общая социология. : Учебник. -3-е изд., перераб. и доп. / Пер. с сербс. – М.: ВЛАДОС, 1998.- 432 с.

3. Белановский С.А. Метод фокус-групп. Учеб.пособие.- М.: Никколо-Медиа, 2001. – 280 с.

Наши рекомендации