Тема 11. Общественное мнение как институт гражданского общества

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.[1]

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Общественное мнение

(public opinion). Общие взгляды членов общества на текущие вопросы.

Политика (POLITICS)

Средства, с помощью которых власть оказывает влияние на сущность и содержание правительственной деятельности. Сфера политики включает действия не только тех, кто осуществляет непосредственное правление, но и многих других групп индивидов. Существуют различные способы, с помощью которых люди, не входящие в аппарат управления, могут оказывать влияние на политику.

Политическая партия

(political party). Организация, созданная с целью достижения государственной власти и использования этой власти для реализации определенной программы.

Тема 12. Личность как социальный тип

Личность- система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства.

Пути становления личностью: освоение социальных ролей, соответствующей ценностно-нормативной системы, обретение социальной идентичности, прохождение социализации.

Личность есть продукт и субъект социальных систем, их изменения и развития. Помимо общесоциальных черт личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям – классовым, этническим, профессиональным и т.п.

Общая историческая направленность изменения положения личности в социальной системе заключается в переходе от неиндивидуализированного существования человека в традиционном обществе и его личной зависимости в семье, касте, сословии и т.д., с преимущественно аскриптивным характером социального статуса и ограниченными возможностями социальной мобильности – к личному индивидуализированному существованию индивида, освобожденного от всех форм личной зависимости в обществе модерна. Черты личности современного общества - преимущественно достижительский социальный статус, социальная мобильность, "триумф индивидуальности".

Социологические концепции личности

Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. К этим теориям относятся:
- теория зеркального "Я";

- ролевая теория;

- отдельные ветви необихевиоризма в социологии;

- теории референтной группы, установки и некоторые другие.

Социальная роль (SOCIAL ROLE)

Поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенную социальную позицию. Идея социальной роли изначально ассоциируется с ролью актера, исполняемой на сцене театра. В любом обществе индивид исполняет различные социальные роли, связанные с различными сферами своей деятельности.

Статус (STATUS)

Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни — способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными. Так, к статусной группе “париев” большинство населения относится с презрением и обращается с ними как с изгоями.

Социальный статус -положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Совокупность социальных статусов называется статусным набором.

Социальный набор — введено американским социологом Робертом Мертоном. В социальный набор входят социальный статус и статусный набор.

Типы статусов: прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия; приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост); предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Статусная несовместимость. Причины возникновения: индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий; когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Идентификация и идентичность социальная- процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом.
Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т.п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. В концепции З.Фрейда, к примеру, решающую роль в формировании личности ребенка играет его идентификация с родителем того же пола, которая ведет к усвоению нравственных ценностей родителей и формированию "сверх-я" (Суперэго) как внутреннего механизма самоконтроля. Каждый индивид обладает несколькими различными идентичностями, что порождает проблему личностной интеграции. Если личности не удается решить эту проблему, возникает ситуация, получившая название кризиса идентичности. В различных типах общественных систем идентификация личности происходит по-разному. Для традиционных обществ характерна локальная, малогрупповая идентификация (в семье, общине, касте и т.п.). В модерном обществе уровень идентичности повышается - до классового, национального и гражданского. Современная ситуация отличается кризисом характерных для индустриального модерного общества механизмов и оснований идентичности, ко гда люди не могут соотнести себя с такими социальными общностями, как государство, нация, класс, профессиональная группа и даже пол. В российском обществе кризис идентичности конца 80-х-начала 90-х гг., связанный с распадом Советского Союза и привычной гражданской идентичностью, а также с распадом советской ценностно-нормативной системы, постепенно преодолевается. Однако пока доминирующими остаются локальные идентичности ( моя семья, друзья, близкие и т.п.), далеко оттесняя российскую гражданскую идентичность.

Маргинальность( от лат. мargo – край ) – "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р.Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп. Это понятие появилось в американской социологии в 20-е годы ХХ века для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Однако маргинализация далеко не всегда приводит к "оседанию на дно". Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности. Обычно всплеск предпринимательства оказывается проявлением кризиса. Исследования в США показали, что около четверти основателей новых фирм были безработными. "Новая предпринимательская волна" в России также может быть объяснена подобными причинами.

Наши рекомендации