Особенности взаимоотношений
Межличностные отношения в старших классах
Общение с близкими сверстниками играет большую роль в становлении жизненного мира и в будущей жизни. От её развития, как подчёркивал Э. Эриксон, зависит способность и неспособность будущего взрослого человека к глубоким, доверительным отношениям с другими людьми. От развития общения со сверстниками в старших классах школы, обычно определяет будущие отношения и в собственной семье, и с друзьями, и в производственных и неформальных группах. Старшеклассники делятся на 2 группы по типам направленности личности (совокупность устойчивых мотивов, характеризующаяся интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности): духовно-нравственный и эгоистический.
Духовно-нравственный тип
В сфере общения для старшеклассников с духовно-нравственной направленностью личности характерны привязанность к близким взрослым, отношения глубокой преданной дружбы с кем-либо (иногда – с несколькими) из сверстников, чувство общности с группами сверстников (одноклассников, товарищей по интересам и т.д.)
Стремление к духовной близости отличает этих старшеклассников и при возникновении влюбленности. Первая любовь (влюбленность) очень редко становится чувством, соединяющим сутью, т.е. собственно любовью, однако субъективно она переживается как духовная связь. Непосредственной любви в таких случаях нет, поэтому она заменяется верой. Если вера оправдывается, влюбленность переходит в любовь. Как правило, однако, развитие отношений приводит к утрате веры: влюбленность проходит. Тем не менее, как было отмечено выше, этот опыт духовного единения в любви чрезвычайно важен в будущем.
Эгоистический тип
Доминирование эгоистических мотивов накладывает отпечаток на отношения со сверстниками и взрослыми. Привязанности к близким родственникам менее характерны, чем при духовно-нравственной направленности личности. В отношениях со сверстниками также преобладают не духовно-нравственные принципы, а мотивы самоутверждения, доминирования, престижа и т.п. Это касается как дружбы, так и романтических отношений, в которых мотив победы обычно более важен, чем духовная близость. По сравнению со старшеклассниками с духовно-нравственной направленностью личности круг жизненных отношений значительно сужен.
Особенности взаимоотношений
Предметом тестирования являются учащиеся 11 «б» класса школы № 4 города Сыктывкар, объектами – их межличностные отношения. В этом социологическом исследовании приняло участие 26 человек возраста 16-17 лет.
1. Типы общения людей в старших классах
Тест устанавливает тип общения, к какому из них относятся старшеклассники. Он поможет взглянуть им на себя «со стороны» и узнать, достаточно ли они корректны в отношениях со сверстниками (см. Приложение 1).
Вопрос 1 – Большая часть старшеклассников могут искать пути к примирению после очередного школьного конфликта, что подтверждает честолюбие и доброжелательность многих юношей.
Вопрос 2 – Критическая ситуация в поведении старшеклассников разделилась на 3 вида: на внутреннее кипение, на сохранение полного спокойствия и на потерю самообладания. Такое разделение обуславливает разные характеры и интересы старшеклассников.
Вопрос 3 – Почти все старшеклассники считают себя дружелюбным в глазах одноклассников, что может быть вызвано чрезмерным самолюбием.
Вопрос 4 – На принятие ответственной должности мнения разделились на группы: на принятие с некоторыми опасениями и на резкий отказ, ради собственного спокойствия.
Вопрос 5 – Большинство старшеклассников на самом деле являются доброжелательными, и это подтверждается этим вопросом. Они спросят своего одноклассника, взявший без спросу его вещь, нужно ли ему еще что-нибудь.
Вопрос 6 – Взгляды на жизнь у старшеклассников с их точки зрения являются сбалансированными, что определено их взрослостью и собственной самооценкой. Но юноши недооценивают, что их жизненные взгляды легкомысленны.
Вопрос 7 – При жизненных неудачах старшеклассники смиряются с трудностями, но большинство учатся на своих ошибках и становятся осторожнее.
Вопрос 8 – Все старшеклассники, как и все люди, при просмотре страшных фильмов испытывают страх, но есть и юноши, испытывающие искреннее удовольствие.
Вопрос 9 – В этом вопросе мнения о себе у старшеклассников разделились на то, что они средние или самоуверенные люди.
Вопрос 10 – Тигр, домашняя кошка или медведь? На этот вопрос у многих юношей вызвал вопрос и недоумение. Но, выбрав какое-либо животное, он охарактеризовал себя в плане отношения к другим старшеклассникам. Большинство выбрали тигра, тем самым, сказав о себе, что являются людьми, уверенными в своих силах и способными на жертвы ради своих друзей.
Подводя итоги можно сказать, что:
У 62% старшеклассников сопутствует успех в жизни. У них достаточно «здоровое честолюбие», они умеренно агрессивны, к критике относятся доброжелательно, если она деловая и без претензий.
27% излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бывают чрезмерно жестокими по отношению к другим. Старшеклассники этого типа надеются дойти до управленческих «верхов», рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, могут пожертвовать интересами окружающих. К критике относятся двойственно: критику «сверху» принимают, а критику «снизу» воспринимают болезненно и пренебрежительно.
Остальные же 11% чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. К критике «снизу» относятся доброжелательно, но побаиваются критики «сверху».