Религия как предмет социологического исследования
На рубеже ХIХ–ХХ вв. начинает развертываться многоплановая критика контовского позитивизма. Один из важнейших упреков, исходивший из рядов неокантианцев (Виндельбанд, Риккерт) (см. 17.10), касался принципиальной некорректности распространения на изучение социальных явлений методов естествознания, прежде всего в силу принципиальной неповторимости и уникальности любых событий в жизни общества. С другой стороны, представители философии жизни, прежде всего В.Дильтей, разрабатывали учение о фундаментальной онтологической разнородности «наук о природе» и «наук о духе». Если первые имеют дело с внешними познающему субъекту явлениями материального мира, то в области вторых индивид обращается к исследованию принципиально однородной его разуму духовной реальности. Соответственно, в отличие от господствовавшего в естествознании метода наблюдения, в «науках о духе» основным должен стать принцип «вчувствования в эпоху», ее «понимания» и т.д. Под влиянием подобных идей складывалась веберовская концепция «понимающей социологии». Соответственно, формируется и новая методология, ориентирующаяся не на открытие неких всеобщих законов социальной жизни, а на изучение социальных причин, совокупное действие которых приводит к возникновению какого-либо значимого социального явления.
В русле этого направления и Вебер сформулировал концепцию западного капитализма, которая, в отличие от концепции капитализма, выдвинутой Марксом, рассматривалась им не в качестве универсального явления, с необходимостью возникающего во всех культурах на определенном этапе их исторического развития, а в качестве сугубо локального явления, сформировавшегося в силу действия уникальным образом совпавших причин. Важнейшей, хотя отнюдь не единственной такой причиной, Вебер считал распространение на Западе Европы протестантского (прежде всего, кальвинистского) учения. Наиболее подробно эта проблема рассматривается им в работе «Протестантская этика и дух капитализма».
Таким образом, в отличие от Дюркгейма, который стремился раскрыть всеобщую, универсальную природу религии, определить функции, выполняемые ей во всех обществах, Вебер, напротив, рассматривал роль конкретных религий в формировании принципиально новых и уникальных экономических феноменов.
23.5.2. Сущность веберовского определения западного капитализма и его особенностей
Капитализм вообще рассматривается Вебером как явление универсальное, в определенных своих проявлениях (т.н. «авантюристический» капитализм) существовавшее и в Индии, и в Вавилоне, и в Китае. Напротив, западный капитализм представляет для него совершенно особое, локальное явление, для возникновения которого потребовалось совпадение различных, друг с другом не связанных культурно-исторических обстоятельств. Основное отличие этого капитализма состоит в том, что средством получения прибыли здесь становится не грабеж, завоевания и проч. авантюры, а рациональная организация производства и всей социальной жизни вообще. Таким образом, этот капитализм вносит рациональное обуздание в иррациональное стремление человека к максимальной прибыли. В частности, рационализация жизни проявляется в новой роли бюрократии и науки в жизни всего общества.
Сущность бюрократа: выполнение им профессиональных функций совершенно не связано с ним как с личностью; в своей профессиональной деятельности он абсолютно обезличен. Бюрократия не есть исключительное порождение западного капитализма – это явление было известно и в Египте, и в Риме. Однако лишь в западной Европе с присущим ей духом рациональности бюрократ, согласно Веберу, стал неотъемлемой частью производства.
Наука также существовала и до капитализма, однако лишь в его рамках она превратилась в неотъемлемую часть экономической жизни и жизни общества вообще. Наука ориентирована на рациональность, поэтому она органична капитализму. Одно развивает другое. Именно в капиталистических обществах наука завершает рациональное «расколдовывание» мира. Все это в совокупности порождает и стимулирует технический прогресс.
Рассматривая причины возникновения западного капитализма, Вебер проводит жесткое различие между законами возникновения и законами функционирования систем. Так, когда капитализм уже сформирован, он имеет достаточно сил и возможностей самовоспроизводиться без опоры на многие из породивших его внешних факторов, в частности на факторы религиозно-нравственные. Однако для его становления было просто необходимо наличие подобного рода предпосылок в духовной атмосфере общества.
23.5.3. Гипотеза Вебера и факты, дающие ей косвенное подтверждение
Одной из основных предпосылок, сформировавшей рационально ориентированное мировоззрение и породившей совершенно особое отношение к труду, явилось, согласно гипотезе Вебера, распространение в Западной Европе протестантизма (кальвинизма), с присущим ему весьма специфическим этическим мировоззрением. Косвенно этот вывод подтверждают проанализированные им статистические данные: в районах совместного проживания католиков и протестантов доля преуспевающих бизнесменов среди протестантов в три раза выше, чем среди католиков.
23.5.4. Основные черты протестантского мировоззрения
Вебер выделяет следующие черты этого мировоззрения.
Во-первых, Бог создал мир, но причины и мотивы его действий недоступны пониманию человека. Во-вторых, Бог, в силу своего всемогущества и всеведенья, заранее предопределил каждого человека на вечные муки или на спасение, и люди бессильны что-либо изменить в божественных решениях своими делами или молитвами (в данном пункте кальвинисты во многом следовали разработанной Августином «концепции предопределения»). В-третьих, Бог создал мир во славу себе. В-четвертых, человек, которого Бог предопределил к спасению, должен трудиться на преумножение Божьей славы и стремиться к успеху.
Согласно Веберу, все эти элементы по отдельности существуют и в других религиях, но лишь в протестантизме они соединились вместе, и последствия этого соединения были весьма значительны.
23.5.5. Духовные последствия распространения кальвинистского мировоззрения и его роль в возникновении западного капитализма:
– такое мировоззрение исключает мистицизм, возможность непосредственного общения с Богом;
– исчезает ритуальность; настоящий пуританин даже возле гроба близких отказывается от основанных на суеверии церемоний;
– снятие магического элемента создает благоприятные условия для формирования рациональной культуры, в рамках которой завершается «расколдовывание мира», и, соответственно, начинают развиваться науки (см. 17.3, 17.6);
– разделяющий такое мировоззрение человек оказывается в итоге в страшном психическом состоянии: он одинок перед не слышащим его Богом, он не может ничего изменить в своей посмертной судьбе, и он угнетен лишь одной мыслью: избран ли я?
– вполне естественно, что в окружающем мире и в собственной душе этот человек стремится найти признаки своей избранности. Сам Кальвин считал это невозможным, но в массовом сознании его последователей сформировалось иное представление: признаком избранности человека является, во-первых, его уверенность в этом, во-вторых, – самозабвенный труд во имя Бога, в-третьих, жизненный успех,в-четвертых, аскетический, соответствующий идеалу праведника, образ жизни.
Вебер приходит к выводу, что именно кальвинистское мировоззрение создает духовные предпосылки для формирования двух основных факторов капитализма: а) рационального отношения к миру; б) особого отношения к труду, когда целью усилий капиталиста является извлечение прибыли, идущей не на потребление, а на создание в будущем еще большей прибыли.
23.5.6. Взаимосвязь характера экономических отношений и общемировоззренческих принципов в других культурах
Вебер не ограничился изучением влияния протестантского мировоззрения на возникновение западного капитализма и рассмотрел проблему взаимосвязи религиозных представлений и экономических отношений в других культурах. Данной проблеме посвящен цикл его работ, объединенных в сборник «Собрание сочинений по социологии религии».
Что касается китайского мировоззрения, то его основу составляет представление о Космосе как о строго организованной системе, где все взаимосвязано, подчинено незыблемым законам и имеет свою меру. Это тоже рациональный взгляд на мир, однако в этой культуре отсутствует необходимое для капитализма отношение к труду. Напротив, рационализация здесь приводит к тому, что человек трудится ровно столько, сколько ему необходимо для удовлетворения привычных, традиционных потребностей. Никто и ничто не должно переступать свою меру, поэтому в случае увеличения производительности труда человек будет не больше производить, а меньше работать. Таким образом, Вебер лишний раз доказывает, что для возникновения капитализма западного типа необходимо было появление не одной причины (например, рационального мировоззрения), а их совокупности.
Основу индийской религии составляет учение о переселении душ (реинкарнации), что находится в органической взаимосвязи с кастовой системой. Согласно господствующему в этой культуре мировоззрению, человек, претерпевший несправедливость в этой жизни, получает надежду на ее компенсацию в другой. Естественно, что в обществе, где каждый навсегда привязан к определенной касте и не имеет возможности перейти в другую, капитализм западного типа в принципе не может возникнуть.