Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 17 страница
муникационную ситуацию, для которой характерно постоянно меняющиеся разнообразие новых культур, а это ведет к раздроблению процессов идентификации индивидов и групп на множество миниидентификаций и возникновению множества разнообразных вееров коммуникационных взаимодействий.
Пятую коммуникационную модель— аутопойетическую — разработал выдающийся немецкий социолог Никлас Луман. Что такое аутопойетическая система в его понимании? Это — система, отличающаяся оперативной закрытостью и состоящая из множества коммуникативных элементов, каковыми являются потоки информации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования информации, сообщения и понимания, социальная система приобретает свои специфические свойства: 1) способность к самоограничению, т.е. к различению самой себя и окружающей среды; 2) способность самовоспроизводства; 3) самоорганизацию; и, 4) самореференцию, т.е. самопредставление. Если психическая система (например, личность) самоорганизует и самореференцирует себя, т.е. приходит к самопониманию посредством сознания, то социальная система (общество), согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс посредством коммуникации.
Поскольку социальная система состоит из самовоспроизводящихся и самореференцирующихся элементов коммуникации, считает Н. Луман, постольку «общество является всеобъемлющей системой всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойети-чески, в то время как она производит все новые (и все время - другие) коммуникации» (5; 34). А это означает, что понятие коммуникации становится решающим фактором для определения понятия «общество». «Лишь с помощью понятия коммуникации, — подчеркивает немецкий социолог, - социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, которая состоит из элементов, а именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя посредством сети именно этих элементов, посредством сети коммуникаций» (5; 31).
Важное значение имеет типологизация коммукационных взаимодействий. Она может производиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания этих процессов они подразделяются на:
1) информативные, имеющие целью передачу некоего сообщения, информации от коммуникатора к реципиенту;
2) управленческие, ориентированные на передачу управляю
щей системой (руководителем) указаний, распоряжений, приказов
управляемой подсистеме (подчиненным лицам, организациям и
т.д.) с целью выполнения управленческих решений;
3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие ре
ципиентом информационных потоков, поступающих от коммуни
катора, путем звуковой речи, распространения радиосигналов, ау
диозаписей и т.п., и на получение аудиальных реакций на звуко
вые сигналы;
4) оптические, ориентированные на визуально-зрительное
восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реци
пиенту и соответствующее чувственное, мыслительное, волевое и
т.п. реагирование последнего;
5) тактильные, включающие в себя передачу и восприятие
информации коммуникаторами и реципиентами путем воздействия
на тактильную чувствительность индивидов, коррелирую иду ю с
ощущениями прикосновения, давления, поглаживания, а также с
явлениями вибрации;
6) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов,
взаимодействующих в процессах коммуникации, эмоциональных
переживаний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способ
ных воплощаться в различные формы активности, в том числе на
правленные на реализацию и удовлетворение интересов, потреб
ностей, желаний и стремлений индивидов.
По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и их направленности они различаются следующим образом:
1) сообщение побудительно-информативного порядка: све
дения, просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция;
2) экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакции ин
дивидов на чувственно-эмоциональные переживания; поведенче
ские акты, направленные на установление и поддержание контактов.
По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:
1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи;
2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражае
мые в произведениях изобразительного искусства, в скульптуре,
архитектуре;
3) паралингвистические, передаваемые посредством жестов,
мимики, пантомимики;
4) гиппосуггестивпые - процессы влияния - воздействия коммуникатора на психическую сферу реципиента, связанные с сужением сферы сознания, с отключением дискурсивного осмысления внушаемой информации и ее логических оценок, с ассоциативностью с прошлой эмпирической действительностью.
В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникацию подразделяют на следующие типы: традиционная, функционально-ролевая, межличностная, групповая и массовая.
1. Традиционная коммуникация осуществляется главным об
разом в локальной сельской среде, где все, более или менее, знают
друг друга; роль каждого человека в этом сообществе определяет
ся возрастом и образом жизни, а нормы общения известны всем с
детства или, по крайней мере, в течение многих лет. Общение от
личается постоянством, стабильностью ожиданий, первичностью
коммукативных связей; оно не требует специальных знаний и
инициативы.
2. Фунщионалъпо-ролевой тип коммуникации развивается в
городской среде, в условиях значительной дифференциации видов
деятельности и образа жизни. Он является специализированным и
безличным. Правила коммуникации, в общем, соответствуют роли,
которую человек выполняет в данной системе, прежде всего в
профессиональном плане, что соответствует его статусу и сло
жившейся социальной иерархии в этой системе. Устные, а еще бо
лее письменные, контакты часто формализованы. Горожане обыч
но не вступают в общение на улице или в городском транспорте,
ибо в такой функциональной среде возникают правила знакомства
и представления.
3. Мелешчностная коммуникация— такой тип коммуника
ционного взаимодействия, при котором в роли как отправителя,
гак и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для
него характерны: непосредственный контакт между субъектами
общения, чем определяется ряд особенностей данного типа ком
муникации, и, в частности, 1есная обратная связь, регулирующая
процесс общения; множество используемых средств - не только
вербальных, но и невербальных: мимики, жестов и т.п.; двусто
ронний обмен информацией, происходящий чаще всего в виде
диалога. По характеру взаимодействия между партнерами разли
чают личностную и ролевую межиндивидную коммуникацию. Со
держание и форма личностной коммуникации не связаны строги
ми правилами, а имеют индивидуализированный неформальный
характер. Большое значение здесь придается самовыражению «Я» каждого из субъектов коммуникационного взаимодействия, поэтому оно насыщено экспрессивными элементами - чувствами, эмоциями, переживаниями. Ролевая разновидность межличностной коммуникации более формализована, ее содержание и форма определяются ролевыми отношениями партнеров, а процесс передачи информации ориентирован на достижение определенного результата, например, на выполнение задания, которое поручает руководитель подчиненному или преподаватель студенту
А. Групповая коммупикаг/ия представляет собой такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого общение происходит между двумя или большим количеством членов определенной социальной группы (территориальной, этнической, профессиональной, религиозной и т.п.) в целях организации взаимозависимых действий. Она может выступать как в форме двух и более межличностных коммуникаций личностной либо ролевой направленности, так и в форме взаимной коммуникации всех членов группы. Совокупность коммуникационных взаимодействий может способствовать динамизму структуры, сплоченности группы, ее срабатываемости или, напротив, приводить к возникновению и возрастанию конфликтной напряженности между членами данной группы, подталкивать к внутригрупповому конфликту. В случае малой группы (семья, компания сверстников) такая коммуникация насыщена непосредственными контактами, экспресивны-ми элементами, неформальными взаимоотношениями, хотя некоторые ее компоненты могут быть и формализованы. Но значительно большее значение, чем в межличностной коммуникации, здесь имеют ролевые отношения: между руководителями и подчиненными, лидерами и аутсайдерами и т.п. Групповая коммуникация составляет основу коммуникационных взаимодействий в социальных организациях
Групповые коммуникации включает в себя два, три и более субъектов. Если схематично изобразить активных участников (субъектов) коммуникации соответственно символами d, Ci ..., то получим структурную схему межличностной и групповой коммуникации, изображенную на рис. 47.
5. Межгрупповая коммуникация - это такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого потоки информации циркулируют между двумя или большим количеством социальных групп, в целях осуществления совместной деятельности
6. Массовая коммуникация - это такой тип коммуникационных процессов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают большие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них выступают средства массовой информации (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение). Главная особенность массовой коммуникации заключается в соединении институционально организованного производства информации с ее рассредоточением, массовым распространением и потреблением. Вследствие этого СМИ стали в последние годы одним из наиболее эффективных способов формирования общественного мнения и организации массового контроля над массовым поведением Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: 1) информирование о происходящих событиях; 2) передача знаний об обществе от одного поколения к другому через социализацию и обучение; 3)целенаправленное влияние на формирование определенных стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) развлечения (рис. 48).
Итак, средства массовой информации оказывают мощное целенаправленное влияние на людей, на их предпочтения и жизненные позиции. Однако было бы упрощением представлять дело таким образом, будто читатель, слушатель, зритель в этом массовом коммуникационном процессе предстает только в роли пассивного объекта. Проведенные американскими, финскими, российскими, белорусскими социологами исследования показали, что воздействие массовой коммуникации на индивидов и социальные группы чаще всего носит не непосредственный, а опосредованный (некоторыми промежуточными социальными переменными) характер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент; селективность, т.е. способность и стремление человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями, мнениями и позициями. Поэтому в процессах массовой коммуникации многие реципиенты, как установил в середине 70-х годов американский социолог Дж. Блумер, выступают не в качестве пассивного получателя информации, а в качестве активного фильтра. Они осуществляют отбор определенных видов сообщений средств массовой информации, чтобы удовлетворить те или иные свои потребности.
Разумеется, массовая коммуникация оказывает и позитивное воздействие на человека. Она способствует повышению любознательности, осведомленности, эрудиции, росту политической культуры, соблюдению социальных норм и правил. Такое воздействие существенно возрастает, когда средства массовой информации активно и целенаправленно используют коммуникативную функцию культуры.
Коммуникативная функция культуры в концентрированном виде воплощается в том, что в художественных произведениях, в научных трактатах, в философских доктринах, в нравственных нормах и религиозных проповедях происходит композиционно замкнутое (на идее или образе, созданном автором) и одновременно разомкнутое, ориентированное на многих других людей, общение человека с человеком. Заключая автора в контексте философской книги, художественного романа, в ритме мелодии, - массовое коммуникативное взаимодействие вместе с тем делает возможным наиболее глубокое и насущное взаимопонимание между многими различными людьми: между автором и читателем, автором и зрителем, автором и слушателем, — т.е. между различными слушателями, зрителями и т.п., т.е. в постоянном расхождении и схождении, взаимопроникновении двух различных «полюсов» культурной коммуникации. Именно в коммуникативной функции отчетливее и полнее всего проявляется диалоговая сущность культуры. Только благодаря коммуникативной функции происходит диалог различных эпох, различных культур, различных людей в лоне одной культуры, в результате чего «Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» Шекспира, Дмитрий Карамазов Достоевского оказываются в своеобразной культурной одновременности и диалогичности, диалогической «дополнительности». А это приводит к тому, что трагедия Эдипа четче и глубже воспринимается через соотнесение с трагедиями Гамлета и Дмитрия Карамазова. Вследствие именно этой функции духовный мир писателя, художника, композитора, что отделен от него, транслирован в произведение и способен существовать как бы обособленно, самостоятельно даже после физической смерти творца, оказывается включенным в иной мир, в жизнь людей последующих эпох и других устремлений, собеседуя с этими современниками. Поэтому культура предстает особой формой коммуникации и одновременно бытия людей прошлых, настоящих и будущих культур, а также их совместного бытия в пределах одной и той же культуры. Именно благодаря коммуникации возможен диалог культур, а Шекспир, Гомер и Пушкин говорят с нами как наши современники.
1.
2. 3. 4. 5. 6.
7.
Вопросы для самоконтроля и повторения
Как можно определить термин «коммуникация»? Какова структура коммуникационного процесса? Каковы основные задачи коммуникации? Какие модели коммуникации Вы знаете? Каковы основные типы коммуникации?
Каковы особенности, задачи, позитивные и негативные черты массовой коммуникации? Какую коммуникативную роль играет в обществе культура?
Литература
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.
2. Боголюбова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.
3. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация //Социоло
гия /Под ред. Г.В. Осипова. Гл. IX. М, 1996.
4. Луман Н. Понятие общества //Проблемы теоретической социологии.
СПб., 1994.
5. Луман Н. Почему необходима «системная теория»? //Проблемы тео
ретической социологии. СПб., 1994.
6. Моль А. Социодинамика культуры. М, 1984.
7. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дей
ствия: культура, личность и место социальных систем //Амери
канская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.
8. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.
9. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой
коммуникации//Социологические исследования. 1997, № 11.
10. Тоффлер О. Раса, власть и культура //Новая технологическая волна
на Западе. М., 1986.
11. Шибутани Т. Коммуникация и социальный контроль //Социальная
психология. М., 1969.
Глава 28. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Обычно под поведением понимается присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней двигательной активностью, а также внутренними потребностями. Таким образом, поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных,
поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является, по своему существу, социальным.
Поведение представляет собой совокупность извне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества. В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы; формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к самому себе.
Социология исследует и интерпретирует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. В поведении человека выясняется, что он ценит не только кусок хлеба или деньги в своем кармане. Он испытывает потребность в общении и совместной деятельности с другими людьми, он хочет быть любимым, уважаемым, справедливо оцениваемым и вознагражденным за свои поступки. Более того, в своем поведении люди взаимодействуют друг с другом, оценивают друг друга и стремятся влиять на своих партнеров по общению.
Микросоциология ищет причины и устанавливает особенности человеческого поведения во взаимодействии между личностью и другими людьми прежде всего в малых группах— семья, трудовой коллектив, группа сверстников и т.д. Макросоциология исследует поведение главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей: этносов, наций, государств, социальных институтов и т.п. Однако в конкретном социальном контексте взаимодействия нередко сочетаются элементы обоих этих уровней социологического анализа поведения. Так, например, повседневное поведение и взаимодействие между членами семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья, как специфическая социальная общность является социальным институтом, изучаемым на макроуровне, поскольку она связана с системой социальных взаимодействий между классами и слоями общества, с рынком рабочей силы, с системой социальной политики, с образованием,здравоохранением,культурой.
В рамках микросоциологического и психологического анализа поведения наибольшую известность приобрел бихевиорист-
скип подход (наиболее крупные представители - Э. Торндайк Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Его исходной предпосыл-кой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour- по ведение) человека и событий, происходящих в его окружении; свя зи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на поведение непредвиденных обстоятельств. Здесь широкс используется понятие вероятности для описания связи между изучаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Счи тается, что поведение базируется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Они таковы:
1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах
и эмоциях;
2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании
и размышлении;
3) прямое открытое реагирование по механизму: стимул -
реакция.
Знание особенностей действия каждого звена этой трехком-понентной структуры, считает Б. Скинер, дает возможность сделать поведение человека предсказуемым, поскольку именно эти звенья представляют собой социально-психологические механизмы влияния социального окружения на поведенческие акты. Именно такой подход, пишет он, дает возможность понять, что «личность ответственна за свое поведение не только в том смысле, что она может быть осуждена или наказана в случае, если ведет себя дурно, но также и в том смысле, что ей можно доверять и восхищаться ее достижениями» (7; 41). При таком подходе раскрывается решающая «избирательная роль окружения в оформлении и поддержании поведения индивида, а это дает возможность смоделировать поведение человека в определенных условиях, т.е. разработать и применить на практике технологию поведения» (7; 44).
В теоретической части бихевиористских исследований поведения основное внимание сосредоточено на признании того, что внешние переменные, т.е. поведенческие реакции, определяемые и контролируемые влиянием социального окружения, имеют приоритет над внутриличностными процессами - мыслями, чувствами и аффектами. Бихевиористы уделяют первоочередное внимание определению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение желаемых результатов. Анализ сосредоточен на конкретных видах поведения в реальной жизненной обстановке - в семье, в классе, вагоне метро, купе поезда и т.п. - и
функциях, органически связанных с факторами окружения, ко-эрые изучаются по изменениям, наблюдаемым до и после реали-ации действия. В своем прикладном аспекте бихевиористские исследования зарекомендовали себя в разработке методик управления поведением учеников в классе; совершенствования способностей индивидов, отстающих в развитии, а также в лечении приступов депрессии, тревожности, гнева и др. Бихевиористы считают, что символические процессы - подражание, косвенное усвоение и предвосхищение последствий, - являются существенными компонентами процесса социального обучения.
Большое внимание исследованию социального поведения уделяется в социологической теории обмена, одним из основных авторов которой является американский социолог и социальный психолог Дж. Хоманс. Исходной единицей социологического анализа Хоманс считает «элементарное социальное поведение», т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между двумя, тремя и т.д. индивидами. Описывая социальное поведение как универсальный обмен, он формулирует четыре принципа межиндивидуального взаимодействия. Первый из них гласит: чем чаще и больше вознаграждается определенный тип поведения, тем охотнее и чаще он повторяется индивидами - будь это в бизнесе, спорте или рыбной ловле. Согласно второму принципу, если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия. В соответствии с третьим принципом, когда вознаграждение за определенное поведение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. И, наконец, четвертый принцип утверждает: когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.
Таким образом, в хомановской концепции социальное поведение и взаимодействие индивидов предстает системой обмена поведенческими актами, посредством которых «они санкционируют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого» (10; 58). Такая система действительно нередко реализуется во взаимодействиях людей друг с другом, и, в частности, в области бизнеса. Но в целом поведение людей более многогранно, чем предполагает теория обмена. В области исследовательской деятельности, художественного творчества, в отношениях дружбы, любви и т.д. — поведение людей отнюдь не сводится к уравновешиванию затрат и вознаграждений, ибо все это (и многое другое) в
человеческой жизни не имеет стоимостного характера, определ. мого обменом товаров и услуг на другие товары и услуги.
Значительный вклад в социологическое изучение поведения людей внесла теория символического взаимодействия, развитая главным образом в трудах американских социологов Ч. Кули и Дж. Мида.
Ч. Кули ввел в социологию различение первичных групп (сам этот термин был введен в социологию именно им) и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, компания сверстников, соседство, местная община), считал он, являются основными социальными ячейками, в которых происходит формирование личности, ее социализация, а поведение индивидов характеризуется тесными интимными, личностными, неформальными связями и взаимодействиями. «Первичные группы, - отмечал он, -первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого постоянно рождаются эти последние» (2; 330). Кули предложил специфический термин «зеркальное Я», согласно которому в процессе поведения, особенно во взаимодействии с другими, люди смотрят на себя как бы со стороны, глазами другого человека, т.е. «смотрят на себя в зеркало». В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.
Дж. Мид продвинул предложенный Ч. Кули поведенческий анализ социального взаимодействия значительно дальше. Он отрицал, что поведение людей - это пассивная реакция на вознаграждение и наказание, и рассматривал человеческие поступки как социальное поведение, основанное на коммуникации. По его утверждению, человек реагирует не только на поступки других людей, но и на их намерения. Он разгадывает значение поступка дру-j гого человека прежде, чем ответить на него. Но чтобы сделать это. говорит Мид, необходимо поставить себя на место собеседник; или партнера, «принять роль другого». Когда же мы придаем зн. чение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, оценк; действие или предмет в нашем взаимодействии с другими людьм символизируют или выражают смысл другого действия, другой предмета или понятия. Поднятая рука может символизироват]
I
приветствие, просьбу остановить автомобиль или намерение нанести удар другому человеку. Только поняв значение данного жес-га, его смысл, мы можем правильно на него реагировать: пожать руку другому человеку, остановить автомобиль, уклониться от удара или нанести ответный удар.
Итак, чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы. Исходя из этого, Мид выделил два основных компонента поведенческого взаимодействия у людей в процессе их социализации: ум (мнение) и Я сам. Чтобы стать самими собой, т.е. социализироваться как личности, и научиться правильно взаимодействовать с другими людьми, мы должны научиться понимать символы и уметь использовать символы в своем поведении. Через долгий опыт наблюдения за реакцией других на то, что мы делаем, мы получаем не только понятие о том, что мы собой представляем, но и научаемся ставить себя на место другого.
Мид отмечал, что пока дети не способны «принять роль другого», они не могут принять эффективного участия в большинстве игр. Чтобы научиться играть в мяч, например, в футболе, ребенок должен ставить себя «во все роли, участвующие в игре, и совершать свои действия в согласии с другими». Когда вы проходите мимо футбольного поля, где играют маленькие дети, обратите внимание, что они стараются толпиться вокруг мяча. Каждый ребенок стремится получить мяч и никто не хочет передать его другому или получить передачу. Детям необходимо время, чтобы научиться брать на себя роль другого - понять, что когда Том получит мяч, я приму передачу, а Джордж перебежит на другую сторону поля, и я передам ему мяч и т.д., что только в таком случае получится настоящая игра. Следовательно, каждый ребенок, участвующий в игре, должен знать, что собирается делать любой другой игрок, чтобы выполнить свою собственную роль. Он должен принять на себя все эти роли. Сама же игра организована так, чтобы «установки одного индивида вызвали соответствующие установки другого» (5; 224).
Согласно концепции Мида, мы развиваем себя и свое поведение через взаимодействие с другими, но мы не превратимся в умелых во взаимодействии, пока не разовьем самих себя. От процесса взаимодействия друг с другом мы переходим к модели многократных взаимодействий с определенными группами людей.
Благодаря этому каждый из нас приспосабливает свои поступки, свое поведение к ожиданиям и действиям других людей в сооизет-ствии с их значениями для нас. Исходя из того, что поведение человека во взаимодействии с другими людьми представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают посредством понимания символов намерения друг друга, один из учеников и последователей Дж. Мида, Г. Блумер, назвал в 1969 г. рассматриваемую социологическую концепцию поведения символическим интеракционизлюм
Серьезное внимание социологическому анализу социального поведения уделяют П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарен-дорф и другие известные социологи. П.Сорокин, в частности, сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим поведением действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними идеями, художественными образами, волевыми импульсами и т.д. Нельзя себе представить повседневное поведение людей, считал он, без взаимного обмена чувствами. Поведение каждого из нас представляет собой непрерывный процесс взаимодействия между нами и другими людьми на основе дружбы, любви, сострадания, вражды, ненависти и т.п. Без этого не бывает поведения ни в коммерции, ни в хозяйственной, ни в научной, ни в благотворительной, ни в какой иной сфере деятельности.