Глава 4 Характеристика гуру
Гуру ОДИН
В «Науке самоосознания» приведена лекция Шрилы Прабхупады, в которой он говорит о том, что существует только один гуру:
«Веды обязывают нас искать гуру, а точнее утверждают, что нужно искать вполне определенного гуру, а не просто какого-то гуру.
Гуру один, так как принадлежит к цепи ученической преемственности. Сегодня мы учим тому же, чему пять тысяч лет назад учили Вьясадева и Кришна. Между этими двумя учениями нет разницы. Сотни и тысячи ачарьев приходили и уходили, но послание оставалось неизменным. Не может быть двух истинных гуру, так как, то, что говорит истинный гуру, не отличается от того, что говорили его предшественники. Некоторые духовные учителя говорят: «На мой взгляд, вы должны делать то-то», но это не гуру. Такие, с позволения сказать, гуру - просто негодяи. У истинного гуру только одно мнение, и оно всегда совпадает с мнением Кришны, Вьясадевы, Нарады, Арджуны, Шри Чайтаньи Махапрабху и Госвами. Следует принять гуру, духовного учителя, который получил знание от другого совершенного духовного учителя. Я могу быть несовершенным, но из-за того, что я получаю знание от совершенной личности, мое знание тоже совершенно. Это называется системой парампары».
«Если Абсолютная Истина одна, относительно чего нет двух мнений, не может быть также и двух гуру. Ачарья
не является гуру сектантской общины или одним из многих противоречащих друг другу толкователей истины.
«Следует понять, что духовный учитель практически равен Мне. Никто не должен завидовать духовному учителю или считать его обыкновенным человеком, так как духовный учитель - это все полубоги вместе взятые». (ШБ, 11.17.27). То есть ачарью отождествляют с самим Богом. Он не имеет ничего общего с деятельностью этого материального мира. Он нисходит сюда не для того, чтобы вмешиваться в дела, связанные с временными нуждами, а чтобы освобождать падшие обусловленные души. Он является нам, чтобы открыть свет Вед и даровать нам безграничную свободу, к которой мы должны страстно стремиться на каждом шагу своего странствия по жизни».
«Истинный гуру не искажает слов Кришны, а передает их в точности, как они были сказаны. Если мы посылаем телеграмму, разносчик телеграмм не имеет права вносить в нее исправления, редактировать ее и добавлять что-то от себя. Он просто вручает ее. Так же поступает и гуру. Люди могут быть разными, но послание остается прежним, поэтому говорится, что гуру один».
«Мы видим, что все учителя, стоящие в цепи ученической преемственности, повторяют одно и то же. Нет никакой разницы в том, чему учат истинные гуру. Мы не интерпретируем слов Кришны. Истинный гуру просто учит тому, что высший гуру, Бог, говорит в подлинном священном писании. Гуру не может изменять послание, передаваемое по цепи ученической преемственности. Истинного гуру можно определить с помощью следующего теста: он передает послание Кришны таким, как оно есть, без какой-либо фальсификации, т.е. он не разбавляет и не фальсифицирует послание Кришны ради того, чтобы представить самого себя, свою личность. Он просто представляет послание Кришны таким, как оно есть. Тогда
он - истинный духовный учитель. «Гуру-садху-шастры».
(НС, раздел 2).
Итак в своих наставлениях Шрила Прабхупада ыделяет две характеристики истинных гуру. Одна – это то, что они получили знание о Кришне от предшествующего гуру в цепи ученической преемственности. А вторая - что под руководством этих предшественников они передают учение Кришны таким, как оно есть, и действуют ради Его блага. Истинный духовный учитель - это тот, кто представляет Кришну.
Гуру - один, так как суть послания - одна; если и есть какие-то расхождения в указаниях духовных учителей, то они затрагивают только детали (СВ).
Мы можем прийти к заключению, что любой, кто искренне проповедует послание Кришны и строго следует процессу преданного служения, полученному по цепи ученической преемственности, является истинным представителем Господа Кришны.
Вопросы:
1. По каким критериям можно судить об истинности гуру!
2. Объясните выражение «гуру - один, не может быть двух истинных гуру».
3. Как можно назвать гуру, который имеет свое личное мнение, отличное от мнения других ачарьев?
Прочитайте и подумайте:
«В абсолютном мире нет такого различия как "мне" или "он" или "я". Кришна и Его представитель - одно и то же. Подобно тому, как Кришна может одновременно присутствовать в миллионах мест, так и духовный учитель может присутствовать там, где его хочет видеть ученик. Духовный учитель - это принцип, а не тело. Так же как
мы можем видеть телевидение в тысячах мест - по принципу трансляции по каналам» (Шикшамрита, письмо к Малати, 28 мая, 1968).
В мире мудрых мыслей:
1. «Я также очень благодарен тебе за высокую оценку моих книг и писем, и моих бесед при встречах. Это не мои слова, и я снова повторяю тебе, что я просто являюсь носителем послания Господа Чайтаньи, передаваемое по цепи ученической преемственности, и я ничего не добавляю и не отнимаю» (Шикшамрита, письмо к Бхагавану дасу, 10 янв. 1970).
2. «Я являюсь истинным учителем до тех пор, пока следую наставлениям своего духовного учителя. Это единственная квалификация для того, чтобы стать учителем. Как только кто-то отклоняется от этого принципа, он перестает быть учителем» (Шикшамрита, из письма к Нандарани, 29 окт. 1967).
Попытайтесь поспорить:
«Шрила Прабхупада назначил многих последователей своими преемниками, но истинный гуру - только один из них. В книгах Шрилы Прабхупады говорится, что если человек искренен, то Кришна посылает ему истинного гуру. Значит, мне надо подумать, который же из всех гуру ИСККОН этот единственный». Какую ошибку совершает преданный, который думает так?
Ссылки: НС, раздел 2, стр. 79-80, 96-97; БГ, 4.2-3; Шикшамрита, т.З.
Гуру - сакшад-хари
«Согласно нашему методу, мы сначала предаемся представителю Кришны и только затем - Кришне. Поэтому говорится сакшад-дхаритвена самаста-шастрайр - «Гуру практически равен Богу». Оказывая почтение гуру, мы оказываем почтение Богу. Поскольку мы пытаемся стать сознающими Бога, нам необходимо научиться оказывать почтение Богу через Его представителя. Во всех шастрах говорится, что гуру практически равен Богу, но гуру никогда не говорит «Я Бог». Долг ученика почитать гуру как Бога. Гуру является самым доверенным слугой Господа, поэтому его почитают наравне с Господом. Но Бог - всегда Бог, а гуру - всегда гуру. С точки зрения этикета Бог - это тот, кому поклоняются, а гуру - это поклоняющийся Бог (севака бхагаван). Поэтому гуру называют прабхупадой. Слово прабху означает «Господь», а пада - «положение». Таким образом, прабхупада означает «тот, кто занимает положение Господа» (НС., раздел 2, стр. 82).
Ученик поклоняется своему духовному учителю и приравнивает учителя к Богу, потому что получает от него трансцендентное знание. Каждое утро на мангала-арати мы поем замечательный стих сакшад-дхаритвена самаста-шастрайр, объяснение которого дает Шрила Прабхупада: «Гуру означает Кришна, а Кришна означает гуру- Это не майявада. Гуру означает тот, кто следует Кришне, поэтому гуру есть Сам Бог, сакшад-хари. Сакшад значит «непосредственно».
Кришна и гуру не отличны друг от друга. Это называется сакшад-хари. Человек может достичь уровня Бога, потому что он следует и живет в соответствии с наставлениями Кришны.
Существует множество цитат, в которых Шрила Прабхупада указывает на то, что ученик всегда должен считать своего духовного учителя равным Самому Богу, невзирая на кажущиеся недостатки в его поведении или качествах характера. Таким образом, Шрила Прабхупада разбивает часто возникающую у некоторых преданных ложную концепцию, что поклонения «на одном уровне с Богом» достойны лишь самые возвышенные преданные.
Шрила Прабхупада говорит: «Думать о гуру, что он обыкновенный человек запрещено. Почему его нужно считать сакшад-дхаритвена самаста шастрайр, в точности подобным Верховной Личности Бога? Эта причина раскрывается здесь. Она заключается в том, что от него исходит знание о Кришне; стало быть, в этом смысле он фактически равен Самому Кришне. Хотя члены его семьи или друзья могут думать: «Надо же, он стал гуру», все равно его нужно почитать как Верховную Личность Бога. Это также объясняется здесь: даже Кришну принимали за обыкновенного человека, но разве это означает, что Он был им на самом деле? Подобным образом... может лишь показаться, что наше движение ничем не отличается от любых других, но поскольку оно дает людям Кришну, это движение не отлично от Него Самого» (беседа в Гонолулу, 3 мая 1976 г.).
Хотя люди со стороны или даже духовные братья могут счесть духовного учителя обыкновенным человеком, ученик видит его совершенно в ином свете. Шрила Прабхупада объяснял, что все люди воспримут это по-разному: «Взаимоотношения с духовным учителем должны всегда оставаться исполненными глубокого почтения и благоговения; никогда не стоит забывать о его возвышенном положении. Это подобно отношениям между отцом и сыном» (письмо, 26 января 1969 г.).
Пример отца и сына в данном случае очень уместен. Со стороны может показаться, что человек, находящийся в толпе людей, ничем особенным не выделяется среди Стальных, но для своего сына он отец, единственный на всем белом свете. Продолжая развивать дальше ту же мысль, можно предположить, что в мире существует множество людей, которые значительно могущественнее отца, однако для своего сына он всегда остается самым замечательным из всех. Почему? Такова природа их взаимоотношений. Точно так же, благодаря своим взаимоотношениям с гуру, на которых ученик буквально взращивается молоком трансцендентного знания, понимание превосходства другого вайшнава никогда не преуменьшает славы собственного духовного учителя.
И даже в тех случаях, когда духовный учитель проявляет мирские качества, ученик продолжает боготворить его как свое Божество. «Предписание Вед гласит, что Духовного Учителя никогда нельзя считать обыкновенным человеком, даже если он ведет себя подобно обычным людям. Обязанность ученика - принимать Духовного Учителя как Сверхчеловека» (письмо, 31 июля 1970 г.).
Ученик никогда не должен считать духовного учителя равным обычному человеку, и ни при каких обстоятельствах не должен пытаться критиковать его, даже если он видит, как гуру заходит в винный магазин. Ученик не должен критиковать или обсуждать поведение и поступки гуру с помощью своих несовершенных чувств, даже если кажется, что они противоречат указаниям шастр. Нельзя считать, что гуру пал только на этом основании. Не следует даже пытаться имитировать таких возвышенных преданных (например, Господа Шиву, который выпил океан яда, Иисуса Христа). Бхактисиддханта Сарасвати говорил: вы должны следовать моим наставлениям, а не
4.
4*
подражать мне, иначе вы падете. Вот в этом и заключаете, разница между следованием по стопам великих ачарьев \ глупой имитацией их действий.
Однако если наставления гуру противоречат настав лениям писаний, то в этом случае просто не стоц следовать им, или смиренно обратиться к гуру •$ разъяснениями.
Изучая бесчисленные наставления Шрилы Прабхупады о положения духовного учителя, можно обнаружить, что он твердо придерживается данного принципа: год необходимо поклоняться на одном уровне с Богом. Дала если гуру занимает положение ниже уровня утталщ. адхикари. «Тот, кто рассеивает адэюпапу, тьму. Если темноту кто-то приносит светильник, джпапа-тимирапдхасйа джпанаджа,:а-шалакайа... Джпана-рупа. факел - это и есть гуру». Гуру могут находиться на разных уровнях, но каждый, кто открывает духовное видение, является духовным учителем. Уровень значения не имеет В действительности, если гуру учит тому, как сознавать Кришну, пусть даже он не достиг высот духовной жизни его, тем не менее, принимают духовным учителем. О том, чтобы отвергнуть его, не может быть и речи.
Духовному учителю всегда поклоняются на одном уровне с Богом, но уровень этого поклонения пропорционален степени духовного могущества преданного.
Вопросы:
1. В чем разница и что общего между поклонением Богу и поклонением гуру?
2. Объясните термин «сакшад-хари».
3. Каким должно быть отношение ученика к духовному учителю? Какой пример приводит Шрила Прабхупада в этой связи?
Почему опасно считать гуру обыкновенным
человеком:
Задание:
Изучите Приложение 8 (Сакшад-хари - на одном
уровне с Богом) и объясните, как ученик должен относиться к тому гуру, который не является маха-бхагаватой. Ответ аргу: цитируйте.
Прочитайте и подумайте:
«Я и Отец - суть одно.
А если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Евангелие. От Иоанна. Святое благовествование, гл.10, 30, 37-38).
В мире мудрых мыслей:
1. «Дамодара Пандит дерзко сказал Господу: «Все говорят, что Ты великий учитель, потому что Ты даешь наставления другим, но сейчас мы поймем, что Ты за учитель». Комментарий
Дамодара Пандит был великим преданным Шри Чайтаньи Махапрабху. Однако иногда человек в таком положении становится дерзким, попав под влияние внешней энергии и по материальным соображениям. Таким образом, преданный ошибочно смеет критиковать деятельность духовного учителя или Верховную Личность Бога. Невзирая на логику, что «жена Цезаря должна находиться вне всякого подозрения», преданного не должна беспокоить деятельность его духовного учителя, и ему не следует пытаться критиковать его. Преданному следует утвердиться в том, что духовный учитель не
может быть объектом критики, и никогда не следует считать его равным обычному человеку. Если даже кажется, что существует какое-то расхождение или противоречие согласно несовершенной оценке преданного, то преданному следует быть убежденным в том, что даже если духовный учитель идет в винный магазин, то не потому, что он пьяница, а, скорее всего, у него должна быть какая-то цель, чтобы пойти туда. Как говорится в бенгальской поэме:
йадйапи питйананда сура-бади папа татхапйо хайа питйапапда-райа
«Если даже я увижу, что Господь Нитьянанда заходит в винную лавку, я не отступлю от моего заключения, что Нитьянанда Рая является Верховной Личностью Бога». (Ч.Ч., Антья-лила, 3.11).
2. «Хотя я знаю, что мой духовный учитель является слугой Господа Чайтаньи, мне также известно, что он -полное проявление Господа» (Ч.Ч., Ади-лила, 1.44).
Попытайтесь поспорить:
Сакшад-хари относится только к утталш-адхикари. Если какой-то гуру падает, то, значит, он никогда не был сакшад-хари. Он просто был обманщиком.
Ссылки: НС., раздел 2, стр. 82.; ЧЧ., Антья-лила, 3.11.
Глава 5 Вани и вапух