Алкоголизм — это болезнь
Вся эта книга и вся философия лечения, которой я твердо придерживаюсь, основаны на одном предположении. Я принимаю как данное, что алкоголизм является полноправной болезнью, а не симптомом некоторой глубинной эмоциональной проблемы. Я верю в концепцию болезни алкоголизма по двум причинам:
1. Я видела, что при лечении, основанном на этой концепции, множество людей поправляются и находят качество жизни, недостижимое для многих не алкоголиков.
2. В последние десять лет я работала с тысячами алкоголиков из всех слоев общества и с различными типами личности. Я не устаю поражаться схожести и повторяемости симптомов алкоголизма у каждого индивидуума. Некоторые из них описаны в конце этой главы.
Я должна признать, что несколько цинична по натуре. Мне потребовались годы работы в этой области, чтобы убедиться, что это действительно болезнь, а не просто поведенческая проблема. Я полагаю, многие читатели столкнутся с той же проблемой. Другие найдут некоторое облегчение, сопоставив известные им факты с характеристиками болезни, описанной в этой главе.
Как и в случае, например, рака, менингита или других сложных заболеваний, несмотря на тысячи фунтов стерлингов, потраченных на исследования, мы не постигли полнос-
— 29 —
тью причины, которые заставляют одного человека стать алкоголиком, тогда как большинство пьющих ими не становятся. Имеется все больше свидетельств, указывающих на генетическую предрасположенность. Некоторые специалисты и исследователи полагают, что потенциальные алкоголики, очевидно, имеютнесколько иную биохимическую реакцию мозга на алкоголь. Однако этот вывод пока не окончателен.
Я твердо знаю, что алкоголик с большей вероятностью выздоровеет от этой болезни, если фактически сможет признать, что он болен, что способен выздороветь, чем тот, кто, в соответствии с общим мнением, считает себя никудышным или просто морально слабым человеком, который должен стать хорошим.
Алкоголизм — это постоянная,
Прогрессирующая, смертельная
Болезнь
Если алкоголизм не остановить, он становится все тяжелее. Иногда пьющий алкоголик достигает периода ремиссии, когда пьяное поведение остается неизменным в течение месяцев или даже лет. Однакосо временем неизбежно серьезное обострение. Болезнь затрагивает физические, умственные и духовные свойства личности. Часто считают, что алкоголик должен опуститься до «скального дна»,
– 30 –
прежде чем его можно успешно лечить. Это не так. Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Если болезнь не остановлена, неизбежный результат — смерть алкоголика.
Став алкоголиком, человек остается им навсегда. Это не значит, что индивидуум должен постоянно пить или демонстрировать алкогольное поведение. Он может научиться жить нормальной жизнью, воздерживаясь от алкоголя. Однако важно понимать, что болезнь сохраняется, даже если алкоголик не пьет долгое время. Имеется множество сообщений об алкоголиках, которые возобновили пьянство после периодов воздержания в 5, 10, 15 или большее количество лет. Близкие такого человека часто отмечают, что ухудшение в поведении алкоголика наступает быстро и явно. И после длительного воздержания пьянство становится еще более тяжким.
Алкоголизм — это часто
Игнорируемая болезнь
Наблюдая пьяницу, страдающего синдромом отмены, галлюцинациями или желтухой, вызванной алкогольным поражением печени, никто, я полагаю, не усомнится, что страдалец болен. Кроме того, думаю, некоторые в этот момент готовы признать, что болезнь, вероятно, вызвана длительной зависимостью от алкоголя. Не исключено, что они могли бы даже использовать «ругательное» слово «алкоголизм», чтобы описать наблюдаемые
— 31 —
симптомы. Действительно, на этой критической стадии многие признали бы, что больному необходимо воздержаться от алкоголя.
К сожалению, когда пьющий достигает такого опасного физического состояния, он находится на последних стадиях смертельной болезни — болезни, которая в течение многих лет медленно и коварно прогрессировала нераспознанной или непризнанной самим алкоголиком, врачами и другими людьми, в том числе его близкими родственниками. Болезни, которая нанесла тяжкий ущерб его семье, друзьям, работе, не говоря уже о финансах и здоровье.
Сам пьющий или его семья, возможно, консультировались со специалистами. Однако из-за отказа человека признать себя алкоголиком, недостаточных знаний профессионалов и сильного общественного предубеждения против рассмотрения человека в качестве алкоголика вплоть до последних стадий болезни помощь была минимальна и неэффективна. Доктора, возможно, советовали сократить потребление алкоголя, предписывали транквилизаторы, которые вредны для алкоголиков не меньше виски или джина. Работники социальной службы или консультанты по семейной психотерапии, возможно, предлагали пути улучшения семейных отношений, игнорируя тот факт, что пьянство является главной проблемой в семейных отношениях.
Непреложный факт, что многие алкоголики умирают прежде, чем достигают этих заключительных стадий. Они гибнут в автомобильных катастрофах, вызванных пьянством за рулем; от переломов шеи из-за паде-
— 32 —
ния с лестницы в состоянии опьянения; от случайной передозировки алкоголя в комбинации с другим наркотиком; от пожаров из-за непогашенной сигареты. Они умирают от заболеваний сердца или кровоточащей язвы, которая была растревожена выпитым алкоголем. Они умирают потому, что каждый дожидается заключительных стадий болезни и лишь тогда готов подтвердить, что его настоящая проблема — алкоголизм. Это один из наиболее игнорируемых видов наркомании в нашем обществе.