Тема 20. Направленность личности
Потребности и мотивы человека. Потребности как источник активности и развития личности. Иерархия потребностей человека. Мотив как предмет потребности, ее непосредственное психологическое проявление. Виды мотивов и их классификация. Соподчинение мотивов. Жизненные смыслы. Психология деятельности. Виды человеческой деятельности. Труд как деятельность. Учение и его особенности. Общение, игра как виды деятельности. Строение деятельности, понятия действия и операции. Основные закономерности выработки навыка. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь. Понятие ведущего типа деятельности.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний
1. Предмет и задачи психологии.
2. Методы психологии.
3. Развитие психики (по А. Н. Леонтьеву).
4. Человек как субъект деятельности.
5. Потребности и мотивы. Функции мотивов.
6. Роль ощущений в жизни человека.
7. Общая характеристика человеческого восприятия.
8. Внимание как высшая когнитивная функция.
9. Основные свойства внимания.
10. Память. Классификация видов памяти.
11. Основные процессы и механизмы памяти.
12. Виды мышления и их характеристика.
13. Общие и специальные способности.
14. Мышление, язык и речь.
15. Виды и функции речи.
16. Внутренняя речь человека.
17. Виды активного воображения.
18. Виды эмоциональных состояний.
19. Волевая регуляция поведения.
20. Способности и задатки.
21. Характер. Типология характера.
22. Темперамент. Эволюция учений о темпераменте.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РАЗДЕЛ I. Методологическое введение в психологию развития
Тема 1. Принцип развития в психологии.
Принцип развития как методологический принцип психологии. Философия истории Г.Гегеля. “Этюды по истории поведения” Л.Выготского и А.Лурия. “Развитие памяти” А.Леонтьева. П.Зинченко, А.Запорожец и их исследования развития действий. «Проблемы развития психики» А.Н. Леонтьева
Интерпретации понятия «развитие» в различных направлениях психологии. Ассоцианизм и увеличение внутреннего опыта. Научение в бихевиоризме. Развитие личности в психоанализе. Генезис структур психического действия.
Развитие и его возрастные кризисы. Психологическая интерпретация понятия: “кризисы возрастного развития”. Психологическая реализация принципа развития в концепции периодизации детского развития Д. Эльконина.
Тема 2. Детская психология в программе построения предметов современной психологии.
Психическое развитие ребенка как предмет детской психологии. Программы изучения психического развития. Биогенетические теории. Социогенетические концепции в детской психологии. Направления исследования психогенеза. Теории двух факторов детского развития.
Движущие силы, направления и механизмы психического развития человека в его онтогенезе. Понятие сензитивных периодов детского развития.
Тема 3. Детство как социо-культурный феномен.
Детство как предмет психологической науки. Культурно-исторический характер определения границ детского развития. Понятие психологических норм развития ребенка. Социокультурный статус детства в современном гражданском обществе.
Тема 4. Методы исследований в психологии развития и возрастной психологии.
Лонгитюдинальный метод и метод поперечных срезов. Наблюдение в детской психологии. Экспериментальные исследования психического развития. Формирующий эксперимент в возрастной психологии. Психодиагностика детского развития. Квалификационный анализ в психологии развития.
РАЗДЕЛ II. Психология развития личности, сознания и деятельности
Тема 5. Законы развития личности.
Категория личности в психологии развития. Пространство развития личности ребенка. Становление и актуализация личности в развитии. Индивид-личность-индивидуальность. Понятие поступка в психологии личности. Свобода, самостоятельность, ответственность как базовые свойства поступков личности. Законы развития личности: закон гармонического развития; закон соответствия в развитии базовых свойств; закон опережения личностного статуса воспитателя.
Тема 6. Развитие мотивационной сферы.
Поведенческие проявления энергии субъективности. Потребности как источник развития. Побуждения, мотивы, желания, вожделения, страсти. Эмоции ребенка и развитие эмоциональности. Аффекты в природе личностных конфликтов. Закон связывания энергии сознанием. Высшие чувства человека, интересы и стремления. Стремления к добру, правде и красоте и развитие духовности человека.
Тема 7. Возрастные этапы развития поступков.
Поступок как целостное проявление личности в системе социальных отношений. Интимность общения младенца, непосредственность ребенка, произвольность игровой активности, самосознание личности школьника, личностное самоопределение юности как этапы развития поступков.
Девиации личностного развития. Аномалии в развитии поступков. Акцентуации характера, девиантное поведение, личность преступника. развитии.