Наджм уд-Дин Баммат Концепция пространства в исламе

Приписывать мечети то же значение, что и цер­кви, равносильно смешению двух разных форм культуры. Церковь является священным местом, где вершатся религиозные таинства. Даже ее план напоминает крест. Ее наружная отделка и внутреннее убранство полны глубокой символи­ки. Соборы иногда даже называют воплощен­ным в камне евангелием. Памятником же исла­му является коран. Исламская культура в своей основе трансцендентальная. Бога нельзя пред­ставить в образе. Поэтому в мечети отсутству­ют те символические образы и формы, какими обладает церковь. Мечеть — место повседнев­ного общения людей. Оси всех мечетей указы­вают одно и то же направление — к символу мусульманской религии. Именно к нему обраще­ны взгляды и молитвы верующих, как бы сходя­щиеся в одной точке. Это, пожалуй, самый вну­шительный пример использования простран­ственной ориентации в религиозных целях. Различие между земледельческой культурой, чьи ценности передаются в виде наследия из по­коления в поколение, и кочевой культурой мож­но проследить на примере. В истории об осно­вании Рима речь идет о материальном присво­ении пространства. Плуг, врезаясь в землю, отмечает пределы частной собственности, уча-

стка, на котором обосновался земледелец. В ис­тории основания мечети в Куфе воин пускает стрелу на восток и отмечает место, где нужно построить мечеть. Это пространственное ори­ентирование, а не местоопределение. Любой мусульманин, где бы он ни находился, повора­чивается в сторону одинакового для всех ори­ентира — в сторону Мекки. Эти устремленные к

Наджм уд-Дин Баммат Концепция пространства в исламе - student2.ru

одной точке взгляды, руки у висков должны оли­цетворять единение всех мусульман, давать ощущение принадлежности к одной общине. Конечно, исламская цивилизация впитала в себя культурные черты разных народов. Однако ислам — это не территория. Ислам — это мировоззрение. Сокращено по источнику: Наджм уд-Дин Баммат. Концепция пространства в исламском мире // Куль­туры — диалог народов мира. 1983. № 1. С. 40-53.

24 Писарев А.А. Эволюция восточных обществ: синтез современности и традиций // Народы Азии и Африки. 1987. № 2. С. 147.

вокруг главной площади, на которой находился либо дворец правителя, либо городская ратуша, бывшая центром гражданской власти. Со временем город пересекли проспекты. Открытые улицы западного города не похожи на из­вилистые, тесные улочки с неожиданными поворотами и закоулками, создан­ные, например, исламской культурой.

Внешний вид улицы западного города оживляет не только толпа, но и архитектурное разнообразие застройки: дома, фасады и большие, выходящие на улицу окна. На Западе фасад дома — это зрелище само по себе. Он словно эмблема, символ, обозначающий человека, живущего в нем. По материалу и украшению фасада начиная с расположения окон и карнизов, пилястров и колонок, пришедших из Италии, до розеток и антаблементов дворцов мож­но судить о социальном ранге владельца.

Напротив, для исламской культуры нет ничего более чуждого, чем поня­тие фасада. Чаше всего своими архитектурными достоинствами дома развер­нуты внутрь — на хозяев, а не на гостей и зевак. Внутренний дворик — сре-доточение культурной жизни и мечети, и жилого дома. Двор традиционной мечети, представляющей собой замкнутое и одновременно открытое сверху пространство, является образцом общественной площади в исламе. Чаще всего это самая обширная и незастроенная территория в городе. Этот двор, окруженный крытыми колоннадами или аркадами, хорошо освещен и в то же время дает тень; здесь совершаются молитвы, находят приют странники, собираются горожане, чтобы обсудить свои повседневные заботы25.

Ранние мечети имитировали жилой дом, боковые помещения которого предназначались для жилья, а центральную часть занимал внутренний дво­рик, небольшой сад, часто с фонтаном посередине. Все многообразие заклю­чено не вне, а внутри таких домов. Поэтому площади и парки нехарактерны для исламской культуры. Со временем двор мечети стал местом, где опове­щают о происшедших событиях, принятых законах, в связи с чем он начал ассоциироваться с официальной властью; это также место обучения, боль­ница и убежище. Поскольку центральный двор мечети выполняет и религи­озные, и политические функции, он служит тем же целям, что и греческая агора, и римский форум. Это место общения и сплочения людей, место, где находятся власти и вершится суд, отдаются приказы и организуются торже­ственные церемонии.

Однообразен и вид мусульманского дома. Вместо фасада у него слепая сте­на, а сами дома как бы повернуты лицом внутрь. В мусульманской культуре ничто не выдает степень зажиточности владельца дома. Роскошь и богатство здесь не выставляются напоказ. Более того, дома богатых и бедных располо­жены вперемежку. Только в последнее время стали говорить о разных типах жилища для тех и других, что служит одним из признаков модернизации26.

Из архитектурных украшений — единственное окно наверху, но и там ус­тановлена решетка. Позже на его месте стали делать слегка выступающие бал­кончики, закрытые решеткой с таким расположением деревянных планок, которое позволяло наблюдать, что происходит на улице, оставаясь незаме­ченным. Сама улица, зажатая между постройками, является неким подоби-

25 Наджм уд-Дин Баммат. Концепция пространства в исламском мире // Культуры — диалог народовмира. 1983. № 1. С. 40.

26 Там же. С. 40-53.

ем внутреннего коридора, ведущего от одной точки кдругой,ане местом для прогулок, общения или деловых встреч. Для торговли отведена специальная часть города — базар. Улица никогда не бывает прямой.

Внутри дома количество мебели минимально. Здесь нет нагромождения вещей и их строгой расстановки: подушки, ковры, циновки и подносы легко переносятся с места на место. Иностранцев поражает пустота, а порой не­ухоженность мусульманских жилищ. Причина в следовании мусульман определенным ценностным принципам, главный из которых запрещает на­капливать предметы и проявлять к ним сентиментальную привязанность. Все, что окружает человека, так же случайно и непостоянно, как и сама жизнь. Возможно, отсутствие привязанности к вещам и гибкое использо­вание пространства свидетельствуют о чертах прошлого кочевого образа жизни.

В исламском городе религиозное и светское пространства не разграни­чены: рыночная площадь, базар начинается прямо у дверей мечети. Ремес­ленники и торговцы расположены на рыночной площади в строгом поряд­ке, который уравнивает шансы всех. Главный принцип восточного разде­ления труда — исключить конкуренцию и привилегии, дать всем равные возможности продемонстрировать покупателю свой товар, свести к мини­муму роль посредников. Традиционное размещение торговцев и ремеслен­ников (ближе всех к мечети книги и благовония, затем ткани и кожевен­ные изделия) позволяет не только делать покупки, но и общаться. У каж­дой лавки свои покупатели. Завязывается разговор, покупатель торгуется. Здесь нет твердых цен, все зависит от того, как сговорятся продавец и по­купатель. Так устанавливаются не только деловые контакты, но и дружес­кие отношения27.

Европейская городская жизнь с ее открытостью, чередованиями празд­неств и зрелищ, частных занятий, городских собраний, общественных работ и войн создавала условия для возникновения особого типа солидарности, основанной на индивидуальной свободе и чувстве гражданского достоинства. Газеты, книги становятся в городе достоянием масс. Широкое духовное об­щение создает интеллигенцию. Фольклорная культура сельского общества в городе сменяется письменной культурой. Книга служит источником знаний и духовного прогресса.

Мусульманский город, по мысли А. Быстрицкого28, основывается на ме­ханическом сожительстве различных племен. Каждый квартал изолирован от других и является своеобразным ареалом обитания отдельного племени или рода. Это замкнутое на себя поселение. При таком территориальном члене­нии горожане принадлежат сначала своему кварталу, а уж потом городу. Внут­ренние перегородки, жесткая иерархия, опосредованность связи горожанина с городом как с единым социокультурным организмом — характерные черты не только мусульманского Востока, но, например, и Китая. Конечно, и евро­пейский средневековый город являл собой своеобразный конгломерат ремес­ленных цехов — целых улиц, населенных исключительно медниками, кожев­никами, оружейниками. Но это было деление по профессиональному прин­ципу, а мобильность и территориальные перемещения внутри городского

27 Наджм уд-Дин Баммат. Указ. соч. С. 40—53.

Быстрицким A. URBS ET ORBIS. Городская цивилизация в России // Новый мир. 1994. № 12.

пространства никто не ограничивал. Степень свободы при перемене профес­сии, а вслед за тем и места жительства здесь выше, чем при перемене своего рода или племени (на Востоке это практически невозможно, за исключением специально оговоренных случаев — брак, изгнание, продажа в рабство).

Наджм уд-Дин Баммат Концепция пространства в исламе - student2.ru

Рис. 26. В исламском городе религиозное и светское пространства не разграничены: рыночная площадь начинается у дверей мечети

Совсем иначе выглядят африканские города, испытавшие перекрестное экономическое, культурное и политическое влияние как Запада, так и Вос­тока. Почти все они возникли под воздействием внешних причин — коло­низации, политики централизации новых государств, проникновения рыноч­ной экономики. По мнению М. Пере29, их концепция ориентирована на За­пад и мало подчинена традициям аграрного общества. Теперь города навязывают свои образ жизни и формы поведения остальному обществу, ко­торое по существу остается еще традиционным. Африканский город — мес­то средоточения власти, богатства и культуры, но в то же время — разорения, страдания и неудач. Выступая фактором прогресса и модернизации, город од­новременно представляет собой инструмент социальной деградации.

29 Перре М. Базар в Абби-Адди: эфиопские крестьяне и город // Культуры — диалог народов мира. 1983. № 1.С. 95.

Наджм уд-Дин Баммат Концепция пространства в исламе - student2.ru

Наши рекомендации