Наджм уд-Дин Баммат Концепция пространства в исламе
Приписывать мечети то же значение, что и церкви, равносильно смешению двух разных форм культуры. Церковь является священным местом, где вершатся религиозные таинства. Даже ее план напоминает крест. Ее наружная отделка и внутреннее убранство полны глубокой символики. Соборы иногда даже называют воплощенным в камне евангелием. Памятником же исламу является коран. Исламская культура в своей основе трансцендентальная. Бога нельзя представить в образе. Поэтому в мечети отсутствуют те символические образы и формы, какими обладает церковь. Мечеть — место повседневного общения людей. Оси всех мечетей указывают одно и то же направление — к символу мусульманской религии. Именно к нему обращены взгляды и молитвы верующих, как бы сходящиеся в одной точке. Это, пожалуй, самый внушительный пример использования пространственной ориентации в религиозных целях. Различие между земледельческой культурой, чьи ценности передаются в виде наследия из поколения в поколение, и кочевой культурой можно проследить на примере. В истории об основании Рима речь идет о материальном присвоении пространства. Плуг, врезаясь в землю, отмечает пределы частной собственности, уча-
стка, на котором обосновался земледелец. В истории основания мечети в Куфе воин пускает стрелу на восток и отмечает место, где нужно построить мечеть. Это пространственное ориентирование, а не местоопределение. Любой мусульманин, где бы он ни находился, поворачивается в сторону одинакового для всех ориентира — в сторону Мекки. Эти устремленные к
одной точке взгляды, руки у висков должны олицетворять единение всех мусульман, давать ощущение принадлежности к одной общине. Конечно, исламская цивилизация впитала в себя культурные черты разных народов. Однако ислам — это не территория. Ислам — это мировоззрение. Сокращено по источнику: Наджм уд-Дин Баммат. Концепция пространства в исламском мире // Культуры — диалог народов мира. 1983. № 1. С. 40-53.
24 Писарев А.А. Эволюция восточных обществ: синтез современности и традиций // Народы Азии и Африки. 1987. № 2. С. 147.
вокруг главной площади, на которой находился либо дворец правителя, либо городская ратуша, бывшая центром гражданской власти. Со временем город пересекли проспекты. Открытые улицы западного города не похожи на извилистые, тесные улочки с неожиданными поворотами и закоулками, созданные, например, исламской культурой.
Внешний вид улицы западного города оживляет не только толпа, но и архитектурное разнообразие застройки: дома, фасады и большие, выходящие на улицу окна. На Западе фасад дома — это зрелище само по себе. Он словно эмблема, символ, обозначающий человека, живущего в нем. По материалу и украшению фасада начиная с расположения окон и карнизов, пилястров и колонок, пришедших из Италии, до розеток и антаблементов дворцов можно судить о социальном ранге владельца.
Напротив, для исламской культуры нет ничего более чуждого, чем понятие фасада. Чаше всего своими архитектурными достоинствами дома развернуты внутрь — на хозяев, а не на гостей и зевак. Внутренний дворик — сре-доточение культурной жизни и мечети, и жилого дома. Двор традиционной мечети, представляющей собой замкнутое и одновременно открытое сверху пространство, является образцом общественной площади в исламе. Чаще всего это самая обширная и незастроенная территория в городе. Этот двор, окруженный крытыми колоннадами или аркадами, хорошо освещен и в то же время дает тень; здесь совершаются молитвы, находят приют странники, собираются горожане, чтобы обсудить свои повседневные заботы25.
Ранние мечети имитировали жилой дом, боковые помещения которого предназначались для жилья, а центральную часть занимал внутренний дворик, небольшой сад, часто с фонтаном посередине. Все многообразие заключено не вне, а внутри таких домов. Поэтому площади и парки нехарактерны для исламской культуры. Со временем двор мечети стал местом, где оповещают о происшедших событиях, принятых законах, в связи с чем он начал ассоциироваться с официальной властью; это также место обучения, больница и убежище. Поскольку центральный двор мечети выполняет и религиозные, и политические функции, он служит тем же целям, что и греческая агора, и римский форум. Это место общения и сплочения людей, место, где находятся власти и вершится суд, отдаются приказы и организуются торжественные церемонии.
Однообразен и вид мусульманского дома. Вместо фасада у него слепая стена, а сами дома как бы повернуты лицом внутрь. В мусульманской культуре ничто не выдает степень зажиточности владельца дома. Роскошь и богатство здесь не выставляются напоказ. Более того, дома богатых и бедных расположены вперемежку. Только в последнее время стали говорить о разных типах жилища для тех и других, что служит одним из признаков модернизации26.
Из архитектурных украшений — единственное окно наверху, но и там установлена решетка. Позже на его месте стали делать слегка выступающие балкончики, закрытые решеткой с таким расположением деревянных планок, которое позволяло наблюдать, что происходит на улице, оставаясь незамеченным. Сама улица, зажатая между постройками, является неким подоби-
25 Наджм уд-Дин Баммат. Концепция пространства в исламском мире // Культуры — диалог народовмира. 1983. № 1. С. 40.
26 Там же. С. 40-53.
ем внутреннего коридора, ведущего от одной точки кдругой,ане местом для прогулок, общения или деловых встреч. Для торговли отведена специальная часть города — базар. Улица никогда не бывает прямой.
Внутри дома количество мебели минимально. Здесь нет нагромождения вещей и их строгой расстановки: подушки, ковры, циновки и подносы легко переносятся с места на место. Иностранцев поражает пустота, а порой неухоженность мусульманских жилищ. Причина в следовании мусульман определенным ценностным принципам, главный из которых запрещает накапливать предметы и проявлять к ним сентиментальную привязанность. Все, что окружает человека, так же случайно и непостоянно, как и сама жизнь. Возможно, отсутствие привязанности к вещам и гибкое использование пространства свидетельствуют о чертах прошлого кочевого образа жизни.
В исламском городе религиозное и светское пространства не разграничены: рыночная площадь, базар начинается прямо у дверей мечети. Ремесленники и торговцы расположены на рыночной площади в строгом порядке, который уравнивает шансы всех. Главный принцип восточного разделения труда — исключить конкуренцию и привилегии, дать всем равные возможности продемонстрировать покупателю свой товар, свести к минимуму роль посредников. Традиционное размещение торговцев и ремесленников (ближе всех к мечети книги и благовония, затем ткани и кожевенные изделия) позволяет не только делать покупки, но и общаться. У каждой лавки свои покупатели. Завязывается разговор, покупатель торгуется. Здесь нет твердых цен, все зависит от того, как сговорятся продавец и покупатель. Так устанавливаются не только деловые контакты, но и дружеские отношения27.
Европейская городская жизнь с ее открытостью, чередованиями празднеств и зрелищ, частных занятий, городских собраний, общественных работ и войн создавала условия для возникновения особого типа солидарности, основанной на индивидуальной свободе и чувстве гражданского достоинства. Газеты, книги становятся в городе достоянием масс. Широкое духовное общение создает интеллигенцию. Фольклорная культура сельского общества в городе сменяется письменной культурой. Книга служит источником знаний и духовного прогресса.
Мусульманский город, по мысли А. Быстрицкого28, основывается на механическом сожительстве различных племен. Каждый квартал изолирован от других и является своеобразным ареалом обитания отдельного племени или рода. Это замкнутое на себя поселение. При таком территориальном членении горожане принадлежат сначала своему кварталу, а уж потом городу. Внутренние перегородки, жесткая иерархия, опосредованность связи горожанина с городом как с единым социокультурным организмом — характерные черты не только мусульманского Востока, но, например, и Китая. Конечно, и европейский средневековый город являл собой своеобразный конгломерат ремесленных цехов — целых улиц, населенных исключительно медниками, кожевниками, оружейниками. Но это было деление по профессиональному принципу, а мобильность и территориальные перемещения внутри городского
27 Наджм уд-Дин Баммат. Указ. соч. С. 40—53.
2Х Быстрицким A. URBS ET ORBIS. Городская цивилизация в России // Новый мир. 1994. № 12.
пространства никто не ограничивал. Степень свободы при перемене профессии, а вслед за тем и места жительства здесь выше, чем при перемене своего рода или племени (на Востоке это практически невозможно, за исключением специально оговоренных случаев — брак, изгнание, продажа в рабство).
Рис. 26. В исламском городе религиозное и светское пространства не разграничены: рыночная площадь начинается у дверей мечети
Совсем иначе выглядят африканские города, испытавшие перекрестное экономическое, культурное и политическое влияние как Запада, так и Востока. Почти все они возникли под воздействием внешних причин — колонизации, политики централизации новых государств, проникновения рыночной экономики. По мнению М. Пере29, их концепция ориентирована на Запад и мало подчинена традициям аграрного общества. Теперь города навязывают свои образ жизни и формы поведения остальному обществу, которое по существу остается еще традиционным. Африканский город — место средоточения власти, богатства и культуры, но в то же время — разорения, страдания и неудач. Выступая фактором прогресса и модернизации, город одновременно представляет собой инструмент социальной деградации.
29 Перре М. Базар в Абби-Адди: эфиопские крестьяне и город // Культуры — диалог народов мира. 1983. № 1.С. 95.