Общие требования к выпускной квалификационной работе

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Подготовка выпускной квалификационной работы по направлению 39.03.03 «Организация работы с молодежью»

Учебно-методическое пособие

Омск 2015

Рецензенты:

Подготовка выпускной квалификационной работы по направлению 39.03.03 «Организация работы с молодежью» : учебно-методическое пособие– Омск : Изд-во СибГУФК, 2014. – 56 с.

Учебно-методическое пособие содержит сведения, необходимые для успешного написания и защиты выпускной квалификационной работы. Пособие построено с учетом специфики направления «Организация работы с молодежью».

В учебно-методическом пособии рассматриваются: порядок подготовки и структура выпускной квалификационной работы; общенаучные и специальные методы научного познания; технология поиска и обработки научной информации; основные правила оформления текста выпускной квалификационной работы; особенности процесса подготовки выпускной квалификационной работы к защите.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, обучающихся по направлению «Организация работы с молодежью».

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

© Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 7

1.1. Общие требования к выпускной квалификационной работе. 7

1.2. Выбор и формулировка темы исследования. 10

1.3. Структура выпускной квалификационной работы.. 12

1.4. Формулировка квалификационных характеристик работы.. 13

1.5. Требования к содержанию проекта……………………………………...15

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 19

2.1. Понятие метода и его роль в научном познании. 19

2.2. Классификация методов научного познания. 20

2.3. Общенаучные методы.. 21

2.3.1. Методы эмпирического исследования. 21

2.3.2. Методы теоретического исследования. 22

2.3.3. Универсальные методы научного исследования. 23

2.4. Методы социологического исследования. 23

ГЛАВА 3. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ... 30

3.1. Представление текстового материала. 31

3.2. Оформление цитат и библиографических ссылок. 31

3.3. Оформление таблиц. 35

3.4. Оформление графического материала. 36

3.5. Оформление приложений и портфолио. 36

3.6. Оформление паспорта проекта…………………………………………...

ГЛАВА 4. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 37

4.1. Структура устного научного доклада. 37

4.2. Процедура защиты выпускной квалификационной работы.. 39

4.3. Использование презентаций. 40

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 41

ПРИЛОЖЕНИЯ.…………………………………………………………………55

ВВЕДЕНИЕ

Написание и защита выпускной квалификационной работы является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений. Подготовка выпускной квалификационной работы позволяет выпускнику продемонстрировать уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи; навыки организации и проведения эмпирических исследований в соответствующей профессиональной сфере; умение делать теоретические обобщения и выводы, обоснованные предложения и рекомендации в изучаемой области.

Подготовка и написание выпускной квалификационной работы – это сложный творческий труд, требующий от студента не только глубоких теоретических знаний в области избранной специальности, но и владения методикой рациональной организации научной работы, техникой подготовки и оформления письменного научного текста. Незнание приемов и правил научного труда или пренебрежение ими приводит студента к непродуктивным затратам сил и времени и в итоге отрицательно сказывается на результатах работы.

Целью данного учебно-методического пособия является знакомство студентов с требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе по направлению «Организация работы с молодежью»; с методикой и технологией подготовки научной работы, что поможет организовать научно-исследовательскую работу студента наиболее продуктивным образом.

В связи с заявленной целью ставятся следующие задачи:

· рассмотреть порядок подготовки, структуру и содержание выпускной квалификационной работы;

· указать этапы подготовки выпускной квалификационной работы, дать характеристику каждому этапу;

· познакомить студентов с основными методами научного познания (как общенаучными, так и методами прикладного социологического исследования);

· задачи по проекту

· рассмотреть методику поиска и обработки научной информации;

· раскрыть основные правила оформления текста письменных научных работ;

· дать рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы к защите.

Структура данного учебно-методического пособия построена в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами.

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Общие требования к выпускной квалификационной работе

Выпускная квалификационная работа в высших учебных заведениях рассматривается как заключительный этап подготовки к научно-исследовательской деятельности, завершает подготовку бакалавра и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи по своему направлению. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 773 был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью». Данный документ предусматривает защиту выпускной квалификационной работы (в данном случае бакалаврской работы). При этом стандартом подчеркивается, что «требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением».

Согласно Положению о порядке подготовки и защиты выпускных квалификационных работ в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта (СК – ПВД – 2.5 – 06 – 2010) для получения степени «бакалавр выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы (проекта). Заключительным этапом подготовки дипломной работы (проекта) является ее публичная защита на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Выпускная квалификационная работа – это самостоятельное исследование одной из актуальных тем в предметной области подготовки специалиста, по результатам которого выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи, умение делать теоретические обобщения и выводы, обоснованные предложения и рекомендации в изучаемой области.

Цель подготовки выпускной квалификационной работы – это систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений и профессиональных компетенций студента.

Задачами выпускной квалификационной работы являются:

- закрепление и углубление полученных студентами знаний по определенным дисциплинам в рамках соответствующего (направления);

- расширение круга знаний путем изучения справочной, научно-методической литературы, другими источниками информации, овладения методиками исследования;

- развитие творческой инициативы студентов при самостоятельном решении поставленных задач и стремления к поиску оригинальных решений;

- развитие навыков изложения материала, убедительного обоснования выводов, практических рекомендаций, статистических расчетов и т.п.;

- развитие у студентов чувства ответственности за выполненную работу и сформулированные выводы, умения обоснованно защищать их.

В общем случае выпускной квалификационной работы нацелена на:

· систематизацию и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных задач;

· приобретение навыков самостоятельной научно-методической работы;

· овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала [16].

В выпускной квалификационной работы студент должен показать:

· прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

· умение изучать и обобщать литературные источники, материалы предприятий и организаций, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

· навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;

· умение грамотно применять методы оценки социальной эффективности предлагаемых мероприятий [16].

Общими требованиями к выпускной квалификационной работы являются:

· целевая направленность;

· четкость построения;

· логическая последовательность изложения материала;

· глубина исследования и полнота освещения вопросов;

· убедительность аргументации;

· конкретность изложения результатов работы;

· доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

· грамотное оформление [16].

При оценивании выпускной квалификационной работы обычно пользуются следующими критериями:

· Научно-практическая ценность работы – учитываются содержание работы, ее концепция, обоснованность сделанных выводов, вклад автора в изучение данной проблемы исследования.

· Трудоемкость – оценка реального объема проделанной работы (трудоемкость организации, методического обеспечения и проведения исследования, глубина проработки проблемы).

· Оформление работы – учитывается, в какой степени автор сумел правильно представить в письменном виде результаты своей работы.

· Логика построения материала – оценка того, в какой степени согласуются содержание и способ представления (оформление) в работе, согласование замысла и реализации, общее впечатление читателя о проделанной автором работе, показанных им умениях, знаниях и затраченных усилиях.

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя выпускающей кафедры (научного руководителя). Научный руководитель:

· помогает в разработке общего графика написания работы;

· рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по выбранной теме;

· помогает в определении и формулировании научного аппарата, объекта и предмета, цели, основных задач работы;

· регулярно проводит консультации, в ходе которых студент может задать вопросы, вызвавшие у него затруднения, показать черновой вариант текста;

· оценивает содержание выполненной работы как по частям, так и в целом, вносит замечания, рекомендации и исправления;

· осуществляет общий систематический контроль за деятельностью студента и информирует о ходе работы коллектив кафедры;

· дает согласие на представление дипломной работы (проекта) к защите, пишет отзыв на готовый текст работы, готовит студента к процедуре защиты;

· присутствует на защите, при необходимости выступает с устной оценкой проделанного студентом труда [3, 16].

Таким образом, руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит в нее определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности использования того или иного материала, а также заключение о готовности работы в целом.

В свою очередь, студент-дипломник обязан:

· вести систематическую подготовительную работу с научной литературой в библиотеках (в том числе электронных);

· поддерживать связь с научным руководителем, регулярно информируя его о ходе работы;

· в установленные сроки и в случае возникшей необходимости отчитываться на кафедре о своей деятельности;

· по мере написания глав и параграфов работы показывать черновой текст научному руководителю и вносить необходимые исправления и изменения в соответствии с его замечаниями и рекомендациями;

· в установленный деканатом срок сдать готовый текст дипломной работы (проекта) на кафедру и рецензенту;

· в назначенный срок явиться на защиту с подготовленным текстом выступления [3, 16].

Наши рекомендации